г. Пермь |
|
01 марта 2007 г. |
А50-20133/2006 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.
судей Сафоновой С.Н., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аникиной Н.В.,
рассмотрев в заседании апелляционную жалобу - ИФНС РФ по г. Чайковскому Пермского края
на решение от 28.12.2006 г. по делу N А50-20133/2006-А8,
Арбитражного суда Пермской области, принятое судьей Борзенковой И.В.,
по заявлению Пермского областного фонда обязательного медицинского страхования
к ИФНС РФ по г. Чайковскому Пермского края,
о признании недействительным постановления,
при участии
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: не явился извещен надлежащим образом,
и установил:
В Арбитражный суд Пермской области обратился Пермский областной фонд обязательного медицинского страхования (в настоящее время - Пермский краевой фонд обязательного медицинского страхования) с заявлением о признании недействительным постановления ИФНС РФ по г. Чайковскому Пермской области (в настоящее время - ИФНС РФ по г. Чайковскому Пермского края) от 12.12.2005 года N 715 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика организации (налогового агента-организации).
Решением Арбитражного суда Пермской области от 28.12.2006 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 28.12.2006 года отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных Фондом требований.
Представители сторон не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции. Фондом представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения проверена судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
ИФНС РФ по г. Чайковскому Пермской области вынесено постановление N 715 от 12.12.2005 года (л.д. 7) о взыскании с Пермского областного Фонда обязательного медицинского страхования за счет имущества налога на имущество и пени в общей сумме 27 718,13 руб., которое направлено в службу судебных приставов для исполнения.
Считая данное постановление незаконным, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая, что в 2003 году налог на имущество уплачен ошибочно и, поскольку заявитель освобожден от уплаты названного налога как бюджетное учреждение, на основании судебных актов по делу N А50-24101/2004-А4, ссылаясь на п. "а" ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о зачете ошибочно уплаченного налога. Данное заявление налоговый орган удовлетворил, за исключением вопроса относительно списания пени за неуплату налога.
Основанием для вынесения спорного постановления, явились выводы налогового органа о неисполнении, направленных в адрес Фонда, требований об уплате налога на имущество и пени.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал на незаконность оспариваемого постановления, поскольку Фонд, согласно положениям Бюджетного кодекса РФ, обладает признаками бюджетного учреждения, в связи с чем, организация не является плательщиком налога на имущество, а его финансовые средства и имущество находятся в государственной собственности, следовательно, не подлежат изъятию.
Данный вывод является верным.
В соответствии с п. "а" ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Ст. 12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" установлено, что федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются в качестве самостоятельных некоммерческих организаций. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов и других фондов и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ в бюджетную систему Российской Федерации входят и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов, наделенная государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющая статуса казенного предприятия.
В рассматриваемый период времени Фонд осуществлял свою деятельность на основании Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 года N 4543-1. Согласно п. 1 указанного Положения территориальный фонд обязательного медицинского страхования создается компетентными органами для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. П. 2 названного Положения причисляет к основным задачам Фонда обеспечение реализации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан, достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования, обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Как видно из материалов дела, Фонд создан решением Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 29.04.1993 года N 665. Согласно Положению о Пермском областном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного решением Законодательного собрания Пермской области от 21.02.1996 года N 401, его финансирование деятельности осуществляется за счет средств, поступающих в виде страховых платежей в областной фонд обязательного медицинского страхования, на основе сметы доходов и расходов, утверждаемой руководителем Фонда, которые находятся в государственной собственности РФ. Имущество Фонда включено в реестр федерального имущества в качестве федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением (Фондом).
Таким образом, из названных нормативных актов следует, что Фонд является бюджетным учреждением, в связи с чем, имущество заявителя не облагается налогом на имущество на основании п. "а" ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" и не подлежит изъятию.
Довод налогового органа о необоснованном и немотивированном восстановлении судом первой инстанции пропущенного срока при подаче Фондом заявления по настоящему делу, отклоняется судом апелляционной инстанции, согласно ч. 3 ст. 270 АПК РФ, в силу следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об обжаловании действий (бездействия), ненормативных актов органов государственной власти необходимо представить в суд в течение трех месяцев, исчисляемых с момента, когда лицо, чьи права нарушены указанными действиями (бездействием) либо ненормативными актами, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска указанный срок может быть восстановлен при наличии уважительной причины по ходатайству заинтересованного лица.
Рассмотрение спора по существу, свидетельствует о восстановлении срока судом первой инстанции.
Из положений указанной статьи обязательность представления ходатайства прямо не следует. Кроме того, исходя из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, любое заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия. Не допускается при рассмотрении спора установление чрезмерных правовых или практических преград.
Учитывая изложенное, решение арбитражного суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно и не подлежит отмене.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины (ст. 333.37 НК РФ), вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь ст.ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермской области от 28.12.2006 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, вынесший судебный акт.
Председательствующий |
Г.Н. Гулякова |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20133/2006
Истец: Пермский краевой фонд обязательного медицинского страхования, Пермский областной фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края, ИФНС РФ РФ по г. Чайковскому ПК