г. Самара |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А65-19465/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
рассмотрев в упрощенном порядке в открытом судебном заседании 22 января 2014 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 октября 2013 года по делу N А65-19465/2013 (судья Хасанов А.Р.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению ОАО "Вымпел-Коммуникации" в лице Казанского филиала (ОГРН 1027700166636), г.Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057), г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 15 августа 2013 года N 173 б/з по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" в лице Казанского филиала (далее - ОАО "Вымпел-Коммуникации", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, административный орган) от 15 августа 2013 года N 173 б/з по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 октября 2013 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявление ОАО "Вымпел-Коммуникации" удовлетворено, оспариваемое постановление по делу N 173 б(з) от 15 августа 2013 года о наложении штрафа на ОАО "Вымпел-Коммуникации" в размере 5000 руб. признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, наличие в действиях заявителя вменяемого состава правонарушения.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в порядке упрощенного производства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28 марта 2013 года в ходе анализа обращения гражданки Нафиковой О.С. N Н-1002/14 о нарушении ее потребительских прав ОАО "ВымпелКом" и по результатам внеплановой документарной проверки в отношении ОАО "ВымпелКом", проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Авдониной Л.Г. о проведении внеплановой документарной проверки от 01 марта 2013 года N 1067/14-вп/д, административным органом выявлен факт нарушения заявителем ст.10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), п.20 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства N 328 от 25 мая 2005 года (далее - Правила оказания услуг подвижной связи), п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В частности, установлено, что потребителю Нафиковой О.С. своевременно (до начала оказания услуг) не была предоставлена необходимая и достоверная информация о стоимости услуг по номеру "0900".
Как следует из обращения Нафиковой О.С. и приложенных к нему документов, при совершении запроса абонентом на номер доступа воспроизводится информация: "Внимание. Услуга платная", однако о размере платы абоненту не сообщается.
По результатам проверки 03 апреля 2013 года был составлен акт проверки N 1067.
И.о.заместителя начальника отдела, главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Росоптребнадзора по Республике Татарстан 24 июня 2013 года в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
Рассмотрев дело об административном правонарушении от 24 июня 2013 года, заместитель руководителя Управления Росоптребнадзора по Республике Татарстан 15 августа 2013 года вынес постановление N 173б(з) о назначении ОАО "ВымпелКом" наказания в виде штрафа, предусмотренного ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, в размере 5.000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей.
Судом установлено, что оспариваемое постановление получено заявителем по почте 19 августа 2013 года (л.д.11). Заявление поступило в суд 29 августа 2013 года, то есть в пределах установленного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)
Согласно статье 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Статьей 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется несообщение сведений о размере платы абоненту, выразившееся в непредставлении необходимой и достоверной информации о стоимости услуг по номеру "0900".
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126 "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктами 8, 19 Правил оказания услуг подвижной связи оказание услуг подвижной связи может с согласия абонента сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности. В договоре должны быть указаны данные о согласии (отказе) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг.
Согласно п.20 Правил оказания услуг подвижной в договоре должны быть указаны следующие существенные условия: а) назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации; б) оказываемые услуги подвижной связи; в) порядок, сроки и форма расчетов; г) система оплаты услуг подвижной связи.
Исходя из пункта 1 статьи 426 ГК РФ, статей 44, 45 Федерального закона N 126-ФЗ, пункта 15 Правил оказания услуг подвижной договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором, условия которого должны соответствовать Правилам оказания услуг связи, утвержденным Правительством Российской Федерации. Следовательно, заключение абонентом договора на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с ОАО "ВымпелКом" производится путем присоединения абонента к Правилам оказания услуг связи ОАО "ВымпелКом", которые являются публичной офертой.
Форма договора на оказание услуг связи размещена обществом на официальном сайте www.beeline.ru и находится в свободном доступе. Кроме того, данный сайт официально зарегистрирован в качестве средства массовой информации (свидетельство Эл N ФС-11-22171 от 20 октября 2005 года).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между ОАО "ВымпелКом" (оператор) и гражданкой Нафиковой О.С. (абонент) заключен договор об оказании услуг связи "Билайн" с выделением телефонного номера +79050220574.
Согласно пункту 2.4 ёдоговора дополнительные услуги, технологически неразрывно связанные с услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, и иные услуги оказываются оператором или третьими лицами, имеющими право на оказание соответствующих услуг, и оплачиваются абонентом в порядке, предусмотренном настоящим договором, договором с третьим лицом и порядком предоставления и оплаты соответствующих услуг.
Информация о дополнительных услугах размещается оператором или третьими лицами в виде публичной оферты в сети Интернет на сайте оператора или третьих лиц, или в рекламных материалах о данных дополнительных услугах. Информация может быть доведена до абонента в качестве оферты (пункт 2.5 договора).
В информации, размещенной на сайте оператора или сайте третьего лица в сети Интернет или рекламе, указывается номер доступа (код доступа) к дополнительной услуге или другой порядок подключения дополнительной или иной услуги (пункт 2.6 договора).
Из пункта 2.7 договора следует, что абонент, заказывая дополнительную услугу или иную услугу по данному номеру доступа или выполняя действия по подключению услуги, указанные в оферте, соглашается с правилами оказания дополнительных услуг и правилами их тарификации и выражает согласия получить данные дополнительные услуги и иные услуги и оплатить их.
Стоимость дополнительных и иных услуг оплачивается абонентом в соответствии с установленной системой расчетов по тарифам, если иной порядок не предусмотрен правилами оказания дополнительных и иных услуг (пункт 2.8 договора).
Таким образом, учитывая положения договора, обязательным условием для начала оказания дополнительных услуг является выполнение абонентом ряда активных действий.
По утверждению заявителя, прежде чем воспользоваться сервисами, предлагаемыми третьими лицами (контент-провайдерами) на выделенных им компанией коротких номерах, абонент имеет возможность узнать стоимость указанных услуг в круглосуточной службе оператора 0611 или по Web-адресам http://safe.beeline.ru/cpa/rec/voice.wbp?num=0900, а также непосредственно у контент-провайдеров. Сайт www.beeline.ru является зарегистрированным средством массовой информации (СМИ) под названием "Beeline (Билайн)" (свидетельство о регистрации Эл N ФС 77-22171).
По общему правилу дополнительные услуги (далее - услуги) предоставляются третьими лицами путём размещения публичной оферты на интернет-сайте, содержащей описание услуги, её стоимость, порядок оказания и порядок отказа от неё.
Стоимость услуги определяется в рублях и зависит от типа услуги, которую хочет получать абонент. Стоимость услуги списывается с лицевого счета абонента в момент принятия предложения о предоставлении услуги, а также с периодичностью, указанной в оферте на услугу.
Исходя из требований ст.10 Закона о защите прав потребителей, в ОАО "ВымпелКом" в целях предоставления абонентам информации, связанной с оказанием услуг связи, создана система информационно-справочного обслуживания, а именно: для предоставления информации в компании круглосуточно работает Центр поддержки клиентов (бесплатный справочный номер 0611), используя который абонент может в любое время получить необходимую информацию об оказываемых услугах.
При заключении договора абоненту также выдается справочник абонента, в котором указано, что по любым вопросам абонентского обслуживания или для получения справочной информации необходимо обращаться в абонентскую службу, номера телефонов и адреса офисов абонентской службы указаны в справочнике, выдаваемом абоненту.
Из материалов дела следует, что 20 февраля 2013 года абонентом Нафиковой О.С. был совершен звонок на короткий номер 0900, выделенный партнеру заявителя - ООО "Премиум Контент". Длительность соединения (трафик) составила 11 сек. Соединение состоялось, однако, потребителем не была получена заказываемая справочно-информационная голосовая услуг. Прослушав голосовое сообщение автоответчика о том, что, к сожалению, все операторы заняты, соединение было прекращено.
По данному номеру партнером заявлена услуга: "Позвонив на номер доступа, абонент получает интерактивную голосовую услугу при участи оператора call-центра или автоинформатора на интересующие абонента темы. Оплата минуты разговора происходит в соответствии с условиями оферты, размещенной на сайте провайдера".
Согласно договору N 0224 от "01" февраля 2010 года, заключенному между ОАО "ВымпелКом" и ООО "Премиум Контент", ООО "Премиум Контент" обязуется оказывать справочные, информационные и сервисные услуги при совершении запроса абонентом на номер 0900.
Таким образом, оказание дополнительной справочно-информационной услуги осуществляется третьим лицом - ООО "Премиум Контент".
В этой связи доводы административного органа о несообщении о размере платы абоненту, выразившемся в непредставлении необходимой и достоверной информации о стоимости услуг по номеру "0900", материалами дела не подтверждаются.
Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан не доказало, что действия общества были направлены на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по представлению потребителю необходимой и достоверной информации.
Обстоятельства данного дела свидетельствуют об отсутствии в действиях общества события правонарушения, то есть объективной стороны вмененного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, в действиях заявителя отсутствует объективная сторона вмененного правонарушения, поскольку факт непредставления потребителю необходимой и достоверной информации материалами дела не подтвержден.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом не представлено суду доказательств того, что общество своевременно не представило потребителю необходимую и достоверную информацию о стоимости услуги.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителю неправомерно вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, следовательно, постановление административного органа принято с нарушением законных прав и интересов заявителя.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях заявителя вменяемого административного правонарушения не принимаются, поскольку не подтверждены надлежащими доказательствами.
Ссылка административного органа на то, что дополнительно информация об услуге может быть предоставлена иным способом, обеспечивающим ознакомление до получения услуги, необоснованна. В силу условий абонентского договора информация о дополнительных услугах размещается оператором или третьими лицами в виде публичной оферты в сети Интернет на сайте оператора или третьих лиц или в рекламных материалах о данных дополнительных услугах. Следовательно, до использования сервисов, предлагаемых третьими лицами (контент-провайдерами) на выделенных им заявителем коротких номерах, абонент имел возможность узнать стоимость указанных услуг в круглосуточной службе оператора 0611 или по web-адресам, у сами контент-провайдеров. По общему правилу, дополнительные услуги предоставляются третьими лицами путем размещения публичной оферты на интернет-сайте. Следовательно, заявителем не было нарушено право потребителя на получение информации об оказываемых как оператором связи, так и третьими лицами услугах.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 29 октября 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 октября 2013 года по делу N А65-19465/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19465/2013
Истец: ОАО "Вымпел-Коммуникации", г. Казань, ОАО "Вымпел-Коммуникации", г. Москва
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара