г. Санкт-Петербург |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А42-4218/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоков К.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25349/2013) Правительства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2013 А42-4218/2013 (судья Востряков К.А.), принятое
по иску Гельмана И.М.
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
3-и лица: 1) Комитет имущественных отношений г. Мурманска, 2) Правительство Мурманской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Гельман Илья Михайлович (далее - истец, Гельман И.М.) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области (далее - ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9025 кв.м с кадастровым номером 51:20:0003177:33, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Мурманск, ул. Свердлова, равной его рыночной стоимости в размере 13 131 000 рублей.
Определением суда от 10.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет) и Правительство Мурманской области (далее - Правительство).
Решением от 07.10.2013 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Правительство, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, полагая, что цена спорного земельного участка, указанная в представленном истцом отчете, не является действительной рыночной ценой, так как не была определена в соответствии с действительным спросом на имущество в условиях конкуренции. По мнению подателя жалобы, оценка проведена с нарушением статей 6, 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности Российской Федерации" и п. 1 ст. 66 Земельного кодекса РФ, поскольку заказчиком оценки являлось Общество (арендатор), а не собственник, таким образом, отчет об оценке не является допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка.
Учреждение в отзыве указало на отсутствие интереса к результату рассмотрения дела.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Министерством имущественных отношений Мурманской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 29.11.2012 N 388 аренды земельного участка с кад. N 51:20:0003177:33, расположенного по адресу: Мурманская область, МО г. Мурманск, ул. Свердлова, для использования под место размещения автосалона и станции технического обслуживания автомобилей для завершения строительства: в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 9025 кв.м.
На указанном земельном участке расположен объект (фундамент) "Автосалон и станция технического обслуживания автомобилей", площадь застройки 350,6 кв.м. степень готовности 15%, принадлежащий Гельману И.М. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.06.2012 серии 51- АВ N 320094.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области" установлена кадастровая стоимость земельного участка с кад.N 51:20:0003177:33 по состоянию на 01.01.2011 в размере 124 314 862 руб.50 коп., которая внесена в государственный кадастр недвижимости
Истцом проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с привлечением независимого оценщика - Вовк И.И., являющегося членом НП Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов оценщиков", согласно отчету которого от 30.05.2013 N 27/13-М рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 13 131 000 рублей.
Поскольку за использование земельного участка истец вносит арендную плату, рассчитанную из кадастровой стоимости, размер которой существенно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что требования истца удовлетворены судом правомерно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В Постановлении ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Как установлено статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет независимого оценщика Вовк И.И. об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011. Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" от 27.06.2013 N 130621-645-78, составленным на основании статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик и третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном истцом отчете, не ходатайствовали о назначении экспертизы, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению апелляционным судом как не соответствующие рекомендациям, содержащимся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11.
Оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2013 по делу N А42-4218/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4218/2013
Истец: Гельман Илья Михайлович
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Правительство Мурманской области