город Москва |
|
28 января 2014 г. |
дело N А40-79531/12/13 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2013
по делу N А40-79531/12, принятое судьей Никоновой О.И.
по иску ОАО "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" (127018, Москва, ул. Советской Армии дом 5, ИНН 7715900066, ОГРН 1127746028410)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (115191, Москва, ул. Большая Тульская, дом 15, ИНН 7704270898, ОГРН 1097746680822)
третье лицо: ТУ Росимущества в г. Москве (ОГРН 1097746349535, 107139, Москва, Орликов пер, дом 3 Б)
о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации;
при участии:
от заявителя - Суслов Е.А. по доверенности N 4/9050/4 от 01.01.2014;
от заинтересованного лица - Тютюнник Н.А. по доверенности N 22476/2013 от 30.12.2013;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: ОАО "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконными решений Управления Росреестра по г. Москве оформленных письмами от 20.04.2012 N 12/004/2012-482, N 12/004/2012-646 и от 28.04.2012 N 12/006/2012-135, 137, 139, 141, 146, 155, 157, 158, об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества по адресам: ул. Советской армии, д. 5, стр. 7; ул. Советской армии, д. 5, стр. 8; Звенигородское шоссе, д. 20, стр. 11; Звенигородское шоссе, д. 20, стр. 12; Звенигородское шоссе, д. 20, стр. 13; Звенигородское шоссе., д. 20, стр. 14; Звенигородское шоссе, д. 20, стр. 15; Звенигородское шоссе, д. 20, стр. Б/Н, лит. А; Алтуфьевское шоссе, д. 31 А, стр. 6; Алтуфьевское шоссе, д. 31 А, стр. 7, лит. А и обязать Управление Росреестра по г. Москве зарегистрировать право собственности общества на указанные объекты недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2013 в удовлетворении заявленных требований, отказано. При этом суд исходил из того, что документов, подтверждающих то, что реорганизованное предприятие создано до 08.12.1994 и спорные объекты находились у общества во владении до указанной даты не представлены, и суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства о регистрации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель третьего лица - ТУ Росимущества в г. Москве в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители общества и Управления в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и Управления, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Прогнозным планом (Программой) приватизации федерального имущества на 2010 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.03.2010 N 346-р, Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10.07.2008 N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии", приказов Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31.07.2008 N 222 и от 26.05.2010 N 132, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 67, документов, представленных ФГУП "ЦНИИАГ" и аудиторским заключением ООО "Космос-Аудит" от 09.07.2009, ТУ Росимущества в г. Москве вынесены распоряжения от 31.12.2010 N 2543 "Об условиях приватизации ФГУП "ЦНИИАГ" и от 23.12.2011 N 1827 о внесении изменений в предыдущее распоряжение.
Указанными нормативными актами предписано приватизировать федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" (ФГУП "ЦНИИАГ") путем преобразования в ОАО "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" (ОАО "ЦНИИАГ") и утвердить состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "ЦНИИАГ" согласно приложению N 1.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия или возникновения перехода прав на недвижимое имущество являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции.
23.01.2012 предприятие преобразовано в акционерное общество ОАО "ЦНИИАГ" путем реорганизации.
В соответствии с передаточным актом подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "ЦНИИАГ", утвержденным 26.12.2011, ТУ Росимущества в г. Москве, сдан, а ОАО "ЦНИИАГ" принят подлежащий приватизации имущественный комплекс ФГУП "ЦНИИАГ", в состав которого вошли, в том числе, указанные объекты недвижимого имущества.
21 и 28.02.2012 заявитель обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлениями (вх. N 77-77-12/004/2012-482; N 77-77-12/004/2012-646; N 12/006/2012-135, 137, 139, 141, 146, 155, 157, 158) о государственной регистрации права собственности ОАО "ЦНИИАГ" на указанные строения.
Одновременно, Российская Федерация, являющаяся собственником указанных объектов недвижимости, права собственности, на которые зарегистрированы в установленном порядке, обратилась в Управление Росреестра по г. Москве с заявлениями о регистрации перехода права собственности на указанные объекты недвижимости к ОАО "ЦНИИАГ".
В марте 2012 заявителем получены уведомления от Управления о приостановлении государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, в связи с отсутствием в ЕГРП зарегистрированного права хозяйственного ведения правопредшественника - ФГУП "ЦНИИАГ" на указанные объекты недвижимости.
В апреле 2012 решениями Управления Росреестра по г. Москве, оформленными письмами от 20.04.2012 N 12/004/2012-482, N 12/004/2012-646 и от 28.04.2012 N 12/006/2012-135, 137, 139, 141, 146, 155, 157, 158, Управлением отказано в государственной регистрации права, сославшись на абз. 9 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом указано, что по сведениям из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) право хозяйственного ведения правопредшественника - ФГУП "ЦНИИАГ" на заявленные к государственной регистрации объекты не зарегистрировано.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (факт включения имущества в передаточный акт подтвержден).
Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации прав основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение или прекращение этих прав.
В документах, приложенных к заявлениям в соответствии со ст. ст. 16, 17 Федерального закона о государственной регистрации прав и соответствующим требованиям ст. 18 Закона, содержатся необходимые данные, адресные ориентиры и другие характеристики на представленные к регистрации объекты недвижимости. Эти документы отражают полную информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, содержат описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
По мнению заявителя, представленные доказательства и действующее законодательство подтверждают право ОАО "ЦНИИАГ" на государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества (нежилые строения), которые по представленным документам имеют год постройки, подтвержденный кадастровыми паспортами, а также выписками из технических паспортов, учетные номера объектов, реестровые номера в соответствии с выписками из реестра, внесены в государственный кадастр недвижимости. На все объекты имеются свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, также на все объекты представлены выписки из реестра федерального имущества и указывает на то, что все необходимые документы для регистрации права собственности на объекты недвижимости представлены в соответствии с требованиями законодательства, в связи, с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права.
Из материалов дела следует, что в марте 2012 Росреестром приостановлена государственная регистрация права собственности, в связи с отсутствием в ЕГРП зарегистрированного права хозяйственного ведения правопредшественника - ФГУП "ЦНИИАГ" на объекты недвижимости.
Предприятием представлены дополнительные документы, в том числе выписки из реестра федерального имущества от 25.01.2011, свидетельствующие, что правообладателем недвижимости является ФГУП "ЦНИИАГ" на праве хозяйственного ведения.
В апреле 2012 решениями Управлением Росреестра по г. Москве отказано в государственной регистрации прав на основании абз. 9 и 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации N 122-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
23.01.2012 предприятие преобразовано в акционерное общество ОАО "ЦНИИАГ" путем реорганизации.
Исходя из положений ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае реорганизации юридического лица к его правопреемникам переходит право собственности на принадлежавшее реорганизованному юридическому лицу имущество.
Статьей 11 Федерального закона от 21.21.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия определяется в передаточном акте, в котором указываются все виды подлежащего приватизации имущества предприятия.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 6 Закона о регистрации, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенные настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона о регистрации, п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Однако в реестре отсутствовали сведения о регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "ЦНИИАГ".
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что заявителю необходимо представить, документы, либо подтверждающие ранее возникшее право хозяйственного ведения ФГУП "ЦНИИАГ" на спорное имущество, или свидетельствующие о приобретении ФГУП "ЦНИИАГ" права хозяйственного ведения на спорные объекты по иным основаниям, при которых не требовалась регистрация права в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 4 Закона о регистрации, п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Право собственности в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после завершения реорганизации. В этом случае, если право правопредшественника не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права на недвижимое имущество.
Об указанных причинах препятствующих проведению регистрационных действий по объектам заявителю сообщено исходящим письмом о приостановлении государственной регистрации права в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 19 Закона о регистрации, с предложением исправить выявленные замечания.
Заявителем к регистрации не представлены документы, подтверждающие ранее возникшее право хозяйственного ведения ФГУП "ЦНИИАГ".
Поскольку после истечения срока приостановления замечания указанные в уведомлении о приостановлении не исправлены, дополнительные документы не устранили в полном объеме замечания, изложенные в сообщении о приостановлении регистрации, государственным регистратором принято решение об отказе в регистрации права заявителя на спорные объекты недвижимого имущества на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.
Таким образом, права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку он не был лишен возможности соблюсти установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Требование об обязании Управления Росреестра по г. Москве зарегистрировать право собственности ОАО "ЦНИИАГ" на указанные объекты недвижимого имущества является производным от первоначального требования, в связи, с чем удовлетворению не подлежит.
В настоящее время право собственности ОАО "ЦНИИАГ" на объекты недвижимого имущества (нежилые строения) зарегистрировано в установленном Законом порядке, что не отрицается заявителем.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2013 по делу N А40-79531/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79531/2012
Истец: ОАО "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики", ОАО ЦНИИ автоматики и гидравлики
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ТУ Росимущества по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4966/13
28.01.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45759/13
08.11.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-79531/12
17.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4966/13
12.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41160/12
12.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-79531/12