г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А21-6906/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Пухова Р.В. по доверенности от 09.01.2014 N 512/4-367
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26520/2013) Управления Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде (межрайонное) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2013 по делу N А21-6906/2013 (судья Приходько Е.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Калининградской области"
к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде (межрайонное)
о признании недействительным решения
установил:
ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Калининградской области (далее - Учреждение, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) (далее - Фонд, ответчик) от 20.06.2013 N 1268/01 и требования от 17.07.2013.
Решением суда от 14.10.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, просит отменить указанное решение.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Ответчик уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка представленных Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2012 года, в ходе которой, выявлен факт предоставления неверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В частности, в представленных в установленный срок сведениях о стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц за 4 квартал 2012 представленные заявителем в срок до 15.02.2013 по электронным каналам связи содержали недостоверную информацию (ошибки), в связи с чем страхователю было направлено уведомление об исправлении ошибок в срок до 04.03.2013. Доказательств вручения заявителю уведомления, Фондом не представлено. Между тем, сведения персонифицированного учета, представленные Учреждением 04.03.2013, содержали ошибки, а именно: содержались расхождения по уплате страховых взносов в формах АДВ-6-2 и РСВ-1. На страховую часть трудовой пенсии в АДВ-6-2 указана сумма -375472337,32 руб., в РСВ-1 - 374951604,13 руб. расхождение - 520 733,19. На накопительную часть трудовой пенсии в АДВ-6-2 - 28630847,60 руб., в РСВ-1 -28629672,23 руб., расхождение - 1175,37 руб.
Исправленные сведения представлены 18.04.2013 г.
Данный факт подтверждается распиской о приеме документов от 18.04.2013.
Описанные выше обстоятельства нашли свое отражение в акте от 20.05.2013 N 335.
20.06.2013 Фондом принято решение N 533 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 11 823 525,40 руб.
Учреждению направлено требование от 17.07.2013 N 1268/01 с предложением о добровольной уплате финансовой санкции в срок до 03.08.2013 года.
Не согласившись с решением и требованием Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением признании их недействительными.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
На основании пп. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ приведен исчерпывающий перечень сведений, необходимых для представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся, соответственно, за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
То есть, из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Следовательно, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения:
1) несвоевременное представление сведений,
2) представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Кроме того, на основании пункта 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, вместе с индивидуальными сведениями страхователь представляет ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода.
В силу пунктов 40, 41 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (утверждена приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987-н) Пенсионный фонд осуществляет контроль за достоверностью сведений о начисленных страхователями взносов путем проведения проверок страхователей, истребования необходимых документов. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки достоверности этих сведений Пенсионный фонд уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Как усматривается из материалов дела, Предприятие привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
В акте проверки отражено, что Учреждением допущены ошибки, выразившиеся в несоответствии данных АДВ-6-2 данным РСВ-1 (имелись расхождения сумм уплаченных страховых взносов с отчетом РСВ-1), неверно заполнены АДВ-6-2 и СЗВ-6.
Вместе с тем вывод о недостоверности указанных сведений не может быть основан только на сравнении размера страховых взносов, указанных в формах АДВ-6-2, поскольку такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленных сведений.
Проверка достоверности сведений об уплачиваемых страховых взносах должна производиться на основании документов, указанных в статье 11 Закона N 27-ФЗ, в также представляемых в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", а не на основании декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах следует признать, что Управление не представило в материалы дела доказательства неполноты (недостоверности) представленных Обществом сведений о каждом работающем у него застрахованном лице, на основании которых проверяющие пришли к выводу о нарушении заявителем порядка представления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, согласно пункту 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 размер штрафа, подлежащий взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
В данном случае Управление не установило конкретных застрахованных лиц, о которых Учреждением представлены неполные (недостоверные) сведения, как это указано в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 и требуется для установления размера штрафа.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для привлечения к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений у Управления и, следовательно, направления требования от 17.07.2013 N 1268/01 в адрес Учреждения, не имелось.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2013 по делу N А21-6906/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6906/2013
Истец: ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Калининградской области"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ учреждение) в г. Калининграде (межрайонное), УПФР РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде