город Омск |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А46-11136/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10498/2013) Территориального отдела надзорной деятельности Центрального административного округа г.Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 18.10.2013 по делу N А46-11136/2013 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению Бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 13 имени А.С.Пушкина" (ИНН 5503031011, ОГРН 1025500737130) к Территориальному отделу надзорной деятельности Центрального административного округа г.Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным и отмене постановления N 999 от 12.09.2013,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального отдела надзорной деятельности Центрального административного округа г.Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Орлянский Е.Г. личность и полномочия установлены на основании служебного удостоверения;
от Бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 13 имени А.С.Пушкина" - Павлова М.Я. на основании приказа N 525-кр от 27.07.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Орлянский Е.Г. по доверенности N 244 от 25.12.2013 сроком действия по 31.12.2014, личность установлена на основании служебного удостоверения,
установил:
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 13 имени А.С.Пушкина" (далее - заявитель, БОУ г.Омска "СОШ N 13 имени А.С.Пушкина", Учреждения) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному отделу надзорной деятельности Центрального административного округа г.Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее -заинтересованное лицо, ТО НД ЦАО г.Омска ГУ МЧС России по Омской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 999 от 12.09.2013, которым БОУ г.Омска "СОШ N 13 имени А.С.Пушкина" признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Определением от 20.09.2013 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Омской области (далее - ГУ МЧС России по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.10.2013 по делу N А46-11136/2013 заявленное БОУ г.Омска "СОШ N 13 имени А.С.Пушкина" требование удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление N 999 от 12.09.2013 о назначении административного наказания.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом наличия вины Учреждения во вменяемом правонарушении и наличия в материалах дела достаточных доказательств, свидетельствующих о своевременном принятии БОУ г.Омска "СОШ N 13 имени А.С.Пушкина" мер, направленных на соблюдение норм пожарной безопасности.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТО НД ЦАО г.Омска ГУ МЧС России по Омской области обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование требований апелляционной жалобы ТО НД ЦАО г.Омска ГУ МЧС России по Омской области указал на неисполненную Учреждением установленную законодательством обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам из помещений, что образует состав вменяемого правонарушения. По мнению подателя жалобы, отсутствие финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность.
В судебном заседании представитель ТО НД ЦАО г.Омска ГУ МЧС России по Омской области и ГУ МЧС России по Омской области поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель БОУ г.Омска "СОШ N 13 имени А.С.Пушкина" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
10.09.2013 была проведена проверка исполнения требований ранее выданного предписания от 29.11.2012 об устранении выявленных нарушений, в ходе которой был выявлен факт неустранения Учреждением следующего нарушения норм пожарной безопасности - ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м при эвакуирующихся более 50 человек (из помещений N N 34, 38, на поэтажном плане от 28.04.2013 наружу).
В этот же день должностным лицом органа по пожарному надзору был составлен протокол об административном правонарушении N 100 от 10.09.2013 по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12.09.2013 года заинтересованным лицом было вынесено постановление N 999 о привлечении БОУ г.Омска "СОШ N 13 имени А.С.Пушкина" к административной ответственности, предусмотренной вышеуказанной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является необоснованным и незаконным, БОУ г.Омска "СОШ N 13 имени А.С.Пушкина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об его отмене.
18.10.2013 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
При привлечении лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, административный орган в силу положений статей 1.5, 2.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязан установить и доказать наличие в действиях (бездействии) привлекаемого к ответственности лица события и состава правонарушения, в том числе его вины в совершении.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8.1.12 Свода правил системы противопожарной защиты "Эвакуационные пути и выходы" (СП 1.13130.2009), утвержденного приказом МЧС от 25.03.2009 N 171 ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 чел.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, в ходе проведения проверки административным органом был установлен факт нарушения вышеуказанных норм - ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м при эвакуирующихся более 50 человек (из помещений N N 34, 38, на поэтажном плане от 28.04.2013 наружу).
Факт нарушения заявителем вышеприведенных требований и правил пожарной безопасности подтверждается материалами дела, в связи с чем наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно было установлено административным органом.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов: наличие (отсутствие) у лица возможности для соблюдения правовых норм, охраняемых законом; принятие (не принятие) лицом всех зависящих от него мер для соблюдения указанных норм.
В силу пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП Р Ф юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследуя обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленного нарушения правил пожарной безопасности, однако вопрос о наличии вины Учреждения в совершении этого правонарушения им не исследовался и в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности не отражен.
В настоящем конкретном случае административным органом не исследовался вопрос о том, были ли приняты БОУ г.Омска "СОШ N 13 имени А.С.Пушкина" все зависящие от него меры для приведения эвакуационных выходов в соответствие с требованием пункта 8.1.12 СП 1.13130.2009.
При этом устранение данного нарушения действительно требует значительных финансовых затрат и не может произведено Учреждением без соответствующего финансирования, за получением которого заявитель неоднократно в 2012, 2013 годах обращался в органы местного самоуправления с просьбой выделить денежные средства для обеспечения выполнения требований пожарной безопасности до привлечения к административной ответственности.
Из представленного в материалы дела акта обследования учреждения от 08.05.2013 комиссий в составе ведущего инженера сектора А и РСР по ЦАО г. Омска Лясота Ю.А., техника сектора А и РСР по ЦАО г. Омска Здоровой Е.М. следует, что для проведения работ по расширению дверных проемов требуется провести демонтаж системы отопления, демонтаж и устройство новых подъемных ступенек, демонтаж несущей стены фасада здания. В указанном акте также отмечено, что здание школы 76 лет и проведение таких работ может создать угорзу обрущения здания, нарушит целостность ограждающих и несущих конструкций здания.
В материалы дела заявителем представлены письма директора БОУ г.Омска "СОШ N 13 имени А.С.Пушкина" М.Я.Павловой N 900 от 3.12.2012, N 33 от 28.02.2013, N 56 от 06.05.2013, направленные на имя директора департамента образования Администрации города Омска И.В.Дубина с просьбой оказать помощь в решении вопроса о приведении эвакуационных выходов в надлежащее состояние, а также рассмотрении вопроса о составлении дефектной ведомости для дальнейшей работы для устранения рассматриваемых нарушений.
В соответствии с ответом директора департамента И.В.Дубина, датированным 25.12.2012, специалистами департамента в срок до 31.01.2013 планировалось провести визуальное обследование здания школы, по результатам которого будет решаться вопрос выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушении
Кроме того, заявителем в материалы дела представлены протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 17.09.2013 N 0152300011913000781-2, а также договор N 2013.168179 от 30.09.2013 на выполнение подрядных работ, согласно которому подрядчик (ООО "СервисПромСтрой") обязался по заданию заказчика (БОУ г.Омска "СОШ N 13 имени А.С.Пушкина") выполнить работы по устройству эвакуационного выхода.
Таким образом, учитывая отсутствие у БОУ г.Омска "СОШ N 13 имени А.С.Пушкина" объективной возможности для соблюдения соответствующих требований пожарной безопасности, требующих значительных финансовых вложений, а также принятие всех зависящих от него мер по соблюдению указанных выше норм и правил, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Учреждения вины во вменяемом правонарушении.
Отсутствие вины как элемента состава административного правонарушения свидетельствует о недоказанности в целом состава правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, удовлетворив заявленные Учреждением требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.10.2013 по делу N А46-11136/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11136/2013
Истец: Бюджетное образовательное учреждение города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 13 имени А. С. Пушкина"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Отдел надзорной деятельности Центрального АО г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Территориальный отдел надзорной деятельности Центрального административного округа города Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области