г. Москва |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А41-38789/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Мищенко Е.А., Виткаловой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1 Федерального медико-биологического агентства России" - Тен В.И., представитель по доверенности от 20.01.2014; Крюкова М.Ю., представитель по доверенности от 20.01.2014
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур - Кобызев С.О., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 18д
представитель третьего лица Городского управления здравоохранения Администрации города Байконур, извещенный надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур (ИНН: 9901003155, ОГРН: 1029900508220) на решение Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2013 года по делу N А41-38789/13, принятое судьей Бобковой С.Ю., по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N1 Федерального медико-биологического агентства России" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур о признании недействительным акта проверки; по встречному иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N1 Федерального медико-биологического агентства России" о взыскании 514 696 руб. 01 коп., с участием третьего лица: Городского управления здравоохранения Администрации города Байконур
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1 Федерального медико-биологического агентства России" (далее - ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур от 09.04.2013 в части касающейся нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на сумму 499.184 руб. 84 коп. (дело N А41-38789/13).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России о взыскании 499.184 руб. 84 коп. использованных не по целевому назначению денежных средств, что было выявлено при проведении Территориальным фондом обязательного медицинского страхования города Байконур проверки результат которой оформлен актом от 09.04.2013, 15.512 руб. 17 коп. законной неустойки (дело N А41-38451/13).
Определением Арбитражного суда Московской области от 10.09.2013 указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Городское управление здравоохранения Администрации города Байконур.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2013 года требование ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России удовлетворено, в удовлетворении встречного иска Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур отказано (л.д.238-241 т.3)
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур подал апелляционную жалобу, в которой просил указанное решение отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленного ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России требования, удовлетворении встречного иска фонда.
Представители ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России в заседании суда возражали по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, представили суду отзыв, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица Городского управления здравоохранения Администрации города Байконур, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле. исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 13.03.2013 по 10.04.2013 рабочей группой Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур проведена комплексная проверка использования средств, полученных ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования 2011 года.
По результатам проверки был составлен акт от 09.04.2013, в соответствии с которым рабочая группа выявила нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 504.105 руб., из них: по статье 340 "медикаменты" - в сумме 499.184 руб. 84 коп.; по статье 211 и 213 - в сумме 4.920 руб. 46 коп.
На основании выводов проверки относительно использования не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования по статье 211 и 213, платежным поручением от 25.04.2013 N 095 ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России возвратило денежные средства в сумме 4.920 руб. 46 коп.
Не согласившись с выводами относительно нецелевого использования денежных средств обязательного медицинского страхования по статье 340 "медикаменты", ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России обратилось в суд с заявлением об оспаривании данного акта проверки.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования города Байконур подан иск к ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России о взыскании 499.184 руб. 84 коп. использованных не по целевому назначению денежных средств в соответствии с актом от 09.04.2013.
Удовлетворяя заявленные ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности обстоятельств нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в размере 499.184 руб. 84 коп. по статье 340 "медикаменты", в связи с чем указанная сумма не подлежит взысканию.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, представлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Удержание средств, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные о их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.
В ходе судебного разбирательства установлено, что между ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России и филиалом "Байконур-РОСНО- МС" и ОАО "РОСНО-МС" заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.04.2011 N 101-11 с дополнительным соглашением от 06.12.2011 о пролонгации до 31.12.2012.
В соответствии с указанным договором ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России обязалось оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, а филиал, являющийся страховщиком застрахованных лиц, обязан оплатить оказанную медицинскую помощь.
Отношения в области обязательного медицинского страхования урегулированы Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В силу статьи 37 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Определяя главой 3 статьями 9-15 функции каждого субъекта обязательного медицинского страхования, указанный Закон устанавливает, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских организаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного медицинского страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
На основании абзаца седьмого раздела 6 Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования", утвержденной и введенной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100, при проверке деятельности медицинского учреждения, функционирующего в системе обязательного медицинского страхования, территориальному фонду обязательного медицинского страхования следует проверять целевой характер использования средств обязательного медицинского страхования (с учетом состава тарифа на медицинские услуги) в соответствии с тарифным соглашением и порядком оплаты медицинской помощи, принятым на территории субъекта Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что между Администрацией города Байконур, Городским управлением здравоохранения города Байконур, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования города Байконур, ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА и Первичной профсоюзной организацией комплекса "Байконур" профсоюза работников общего машиностроения было заключено Тарифное соглашение от 24.02.2011 на медицинские услуги, оказываемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования, на 2011 год.
В соответствии с пунктом 3.2. Тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования, на 2011 от 24.02.2011 "Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования включают затраты на медикаменты, изделия медицинского назначения и расходные материалы по условиям предоставления медицинской помощи: в структуре профильных койко-дней - лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и расходные материалы по условиям представления медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи согласно Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и расходных материалов, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи, а также скорой и неотложной медицинской помощи применяемому при реализации Территориальной программы на 2011 год.
Как усматривается из материалов дела, выявленные в ходе проверки (пункт 4.2.1. акта) расходы были произведены ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России по государственным контрактам на поставку продукции от 12.04.2011 N 230, от 01.07.2011 N 447 и связаны с приобретением кислорода жидкого ГОСТ 6331-71, сорт 1.
Данная закупка была произведена в соответствии пунктом 3.1. Тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования на 2011 год от 24.02.2011, в котором определены затраты по предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов, учтенных в структуре тарифов. По статье 340 "Увеличение материальных запасов", в перечне прочих материальных запасов, разрешенных для закупки из средств обязательного медицинского страхования, был указан "кислород для медицинских целей".
Пункт 3.1 Тарифного соглашения определяет перечень затрат, которые ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России может производить из средств, полученных в рамках реализации территориальной программы, и включает в себя и другие виды расходов, кроме указанных в приложении N 2, 4 Территориальной программы.
В целях рационального и целевого расходования денежных средств, полученных в рамках реализации Территориальной программы, ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России был сделан запрос Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур о порядке расходования денежных средств, на что получен ответ от 21.05.2010 N 321, в котором указывалось, что порядок расходования средств обязательного медицинского страхования определяется локальными документами, принятыми на территории города Байконур на 2010 год - Тарифным соглашением и Положением о порядке оплаты медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования на территории города Байконур.
В подтверждение того, что приобретенный из средств обязательного медицинского страхования жидкий кислород, расходовался в отделениях, оказывающих медицинскую помощь, включенную в территориальную программу обязательного медицинского страхования на 2011 год, в материалах дела представлены копии раздаточных ведомостей жидкого кислорода, закупленного из средств ОМС за период апрель-ноябрь 2011 года.
В материалы дела также представлено решение 26 гарнизонного военного суда от 04.06.2013, которым установлено, что ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России использовало приобретенный по государственным контрактам от 12.04.2011 N 230, от 01.07.2011 N 447 кислород технический именно для оказания медицинской помощи. Указанным решением признаны незаконными действия ФГУБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 1" ФМБА России по использованию кислорода технического для оказания медицинской помощи населению города Байконур и запрещено использование кислорода (л.д.81-83 т.1).
Таким образом, представленными в материалах дела доказательствами опровергается факт нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в размере 499.184 руб. 84 коп. по статье 340 "медикаменты", в связи с чем акт проверки от 09.04.2013 Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур в данной части не соответствует законам и нормативным актам, нарушает права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а, следовательно, является недействительным.
Изложенный в апелляционной жалобе довод фонда о необоснованности ссылки суда первой инстанции на письмо Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур от 21.05.2010 N 321 признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку факт отсутствия нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в размере 499.184 руб. 84 коп. по статье 340 "медикаменты" подтвержден также иными представленными в материалах дела доказательствами. Оценка судом первой инстанции письма Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур от 21.05.2010 N 321 наряду с другими доказательствами по делу соответствует требованиям статьи 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2013 года по делу N А41-38789/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38789/2013
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур, ФГУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России
Ответчик: Байконурский территориальный фонд обязательного медицинского стрхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур, ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N1 Федерального медико-биологического агенства"
Третье лицо: Городское управление здравоохранения Администрации города Байконур