Аттестация рабочих мест
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Аттестацию рабочих мест должны проводить все работодатели, в том числе и учреждения здравоохранения. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). С 01.09.2008 начинает действовать Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 (далее - Порядок проведения аттестации).
Общие положения
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).
Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в учреждениях здравоохранения рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Необходимо отметить, что за непроведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда на руководителя учреждения здравоохранения может быть наложен административный штраф в размере от 1000 до 5 000 руб., а на само учреждение здравоохранения - от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться в целях (п. 4 Порядка проведения аттестации):
- контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценки профессионального риска, контроля и управления профессиональным риском, а также необходимости проведения мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
- предоставления лицам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
- расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
- принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников;
- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
- включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; и т.д.
Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:
- нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
- системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
Учреждением здравоохранения аттестация рабочих мест по условиям труда может проводиться самостоятельно (при наличии необходимых специалистов и средств измерения (прошедших государственную поверку) физических, химических и биологических факторов, а также тяжести и напряженности трудового процесса) либо с привлечением сторонней организации.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждении здравоохранения издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия учреждения здравоохранения:
- осуществляет руководство и контролирует проведение аттестации на всех ее этапах;
- формирует необходимые для проведения аттестации нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы;
- составляет полный перечень рабочих мест с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса; применяемых сырья и материалов; результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов; жалоб работников на условия труда;
- готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;
- составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
- организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
- при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, в том числе мероприятий, требующих значительных материальных затрат. В плане указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзом или иным уполномоченным работниками представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор;
- вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.
Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации по условиям труда 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест, основанный на результатах инструментальных измерений и оценок. Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации.
В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипных инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; как правило, одинаковое расположение объектов на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.
К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда.
Фактическое состояние условий труда на рабочем месте определяется на основании:
- гигиенической оценки существующих условий и характера труда;
- оценки травмобезопасности рабочих мест;
- оценки обеспеченности работников специальными средствами индивидуальной защиты.
Оценка факторов производственной среды и трудового процесса основана на гигиенической классификации условий труда.
Гигиенические критерии - это показатели, характеризующие степень отклонения параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений, за исключением работ с возбудителями инфекционных заболеваний, с веществами, для которых должно быть исключено вдыхание или попадание на кожу (противоопухолевые лекарственные средства, гормоны-эстрогены, наркотические анальгетики), которые дают право отнесения условий труда к определенному классу вредности.
Гигиеническая оценка фактического состояния условий труда производится путем сопоставления результатов измерений факторов производственной среды и трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами. На базе таких сопоставлений и на основе действующей классификации условий труда определяется класс условий труда и степени вредности и (или) опасности как по каждому вредному и (или) опасному производственному фактору, так и для рабочего места в целом.
Согласно разд. 5 Руководства Р 2.2.2006-05*(1) к гигиеническим критериям оценки условий труда относятся:
- химический фактор;
- биологический фактор;
- аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;
- виброакустические факторы;
- микроклимат;
- световая среда;
- неионизирующие электромагнитные поля и излучения;
- работа с источниками ионизирующих излучений;
- аэроионный состав воздуха;
- тяжесть и напряженность трудового процесса.
Измерения и оценка производственной среды и трудового процесса оформляются протоколами, которые должны содержать следующие сведения (п. 17 Порядка проведения аттестации):
- номер протокола и дату проведения измерения;
- наименование учреждения и его адрес, а также наименование подразделения учреждения и рабочего места;
- наименование организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению инструментальных измерений, сведения об ее аккредитации;
- наименование измеряемого фактора;
- сведения о применяемых средствах измерения (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия свидетельства о поверке и номер свидетельства о поверке);
- метод проведения измерений и оценок с указанием идентификационного номера и наименования нормативного документа, на основании которого проводятся измерения и оценка;
- место проведения измерений (с приложением, при необходимости, эскиза помещения с указанием размещения оборудования и точки замеров (отбора проб));
- нормативное и фактическое значение измеряемого фактора и, при необходимости, время его воздействия;
- сведения о нормативной документации, регламентирующей предельно допустимые концентрации, предельно допустимые уровни, нормативные уровни измеряемого фактора;
- класс вредности и опасности по данному фактору;
- должность, фамилию, инициалы и подпись специалиста, проводившего измерения;
- должность, фамилию, инициалы и подпись представителя организации, где проводились инструментальные измерения;
- должность, фамилию, инициалы и подпись ответственного лица аттестующей организации, печать аттестующей организации (в случае ее привлечения).
По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда, по образцу, приведенному в приложении 2 к Порядку проведения аттестации.
Аттестация травмобезопасности рабочих мест проводится на соответствие их требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда. Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа.
Указанные объекты оцениваются на соответствие нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда.
Оценка условий труда по фактору травмобезопасности может быть трех уровней:
- оптимальный уровень - на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда;
- допустимый уровень - на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатация производственного оборудования с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), если это не запрещено специальными требованиями безопасности к этому оборудованию; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитные функции;
- опасный уровень - на рабочем месте выявлено одно и более нарушение требований охраны труда.
Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом по форме, предусмотренной приложением 4 к Порядку проведения аттестации.
Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется путем сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения правил обеспечения средствами индивидуальной защиты (наличие личной карточки учета, заполненной в установленном порядке).
Напомним, что нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты работникам учреждений здравоохранения приведены в приложении 11 к Постановлению Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68.
По результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда учреждения здравоохранения должны оформить следующий пакет документов (п. 45 Порядка проведения аттестации):
- приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);
- перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
- копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
- карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
- ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
- приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда учреждение здравоохранения должно направить в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, следующие документы: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда, включая информацию согласно приложению 10 к Порядку проведения аттестации.
Документы об аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в учреждении здравоохранения в течение 45 лет.
Финансирование расходов на проведение аттестации
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, к которым, в частности, относится аттестация рабочих мест по условиям труда.
Финансирование предупредительных мер по сокращению уровня производственного травматизма, в том числе расходов учреждений здравоохранения на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, осуществляется Фондом социального страхования.
Порядок финансирования расходов учреждений здравоохранения на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.01.2008 N 43н "Об утверждении Правил финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Приказ Минздравсоцразвития РФ N 43н).
В соответствии с п. 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 43н финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы учреждений здравоохранения на проведение аккредитованным органом (организацией) аттестации рабочих мест по условиям труда.
Размер средств, направляемых учреждением здравоохранения на проведение аккредитованным органом (организацией) аттестации рабочих мест по условиям труда, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных учреждением здравоохранения в предшествующем календарном году.
Для получения разрешения на финансирование расходов на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда учреждение здравоохранения должно обратиться с заявлением в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года (п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 43н).
К заявлению прилагаются:
- план финансирования в текущем календарном году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с указанием суммы финансирования;
- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями ТК РФ;
- копия акта о результатах проверки государственной инспекцией труда в субъекте РФ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- копия договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, калькуляция стоимости оказываемых услуг и копия аттестата аккредитации, выданного органу (организации) на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с областью аккредитации.
Решение о финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в финансировании принимается:
- по учреждениям здравоохранения, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет до 6 000 000 руб. включительно, в 10-дневный срок со дня принятия документов;
- по учреждениям здравоохранения, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000 000 руб., - исполнительным органом ФСС после согласования с ФСС.
Согласно п. 7 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 43н учреждения здравоохранения обязаны вести учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в исполнительный орган ФСС отчет об их использовании по форме, приведенной в приложении 3 к Письму ФСС РФ от 11.07.2006 N 02-18/06-7050.
После завершения запланированных мероприятий учреждения здравоохранения представляют в исполнительный орган ФСС соответствующие документы, подтверждающие произведенные расходы.
Стоит отметить, что выдача разрешения напрямую зависит от размера производимых учреждением здравоохранения отчислений взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Поскольку размер этих взносов у учреждений здравоохранения небольшой, то они, как правило, не получают разрешение от ФСС на финансирование расходов по проведению аккредитованным органом (организацией) аттестации рабочих мест. Данные расходы производятся не за счет уплаты страховых взносов, а за счет средств, получаемых учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, и учитываются при исчислении налога на прибыль согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, либо за счет средств бюджета.
А. Гусев,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство. Р 2.2.2006-05. Утверждено руководителем Роспотребнадзора Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"