Организация перечислила НДФЛ с заработной платы, выплаченной работникам ее обособленных подразделений, не по месту налогового учета структурных подразделений, а по месту регистрации организации. Правомерно ли в данной ситуации решение налогового органа о привлечении налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса и начисление ему пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджеты городов, где находятся его структурные подразделения, если по месту регистрации организации налог был уплачен полностью и вовремя?
В пункте 1 статьи 83 Налогового кодекса указано, что налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения самой организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Согласно статье 11 Налогового кодекса для целей налогообложения обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, - обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Налоговый агент обязан перечислять в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения сумму налога, определяемую исходя из суммы дохода, выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.
По мнению налоговых органов, изложенному в письме Управления ФНС России по г. Москве от 28.07.2006 г. N 28-11/66832@ "О порядке уплаты налога на прибыль и НДФЛ организацией, имеющей обособленное подразделение" и в письме Управления МНС России по г. Москве от 08.10.2004 г. N 28-11/65041, исчисленные и удержанные суммы НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам головной организации, подлежат уплате в бюджет города по месту ее нахождения, а исчисленные и удержанные суммы НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам обособленного подразделения, головная организация обязана уплачивать по месту нахождения обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 Налогового кодекса признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.
Налоговый кодекс не предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц.
Таким образом, поскольку головная организация (налоговый агент) удержала и перечислила НДФЛ своевременно и в полном объеме, у налогового органа не было оснований для привлечения ее к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса. Удержанная сумма налога на доходы физических лиц уже перечислена налоговым агентом в бюджет, и его повторная уплата будет являться нарушением норм налогового законодательства.
Аналогичные выводы содержатся также в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2006 г. N А19-43077/05-20-32-Ф02-4916/06-С1, ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2006 г. N Ф03-А59/06-2/3564, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2006 г. N Ф04-4260/2006(24326-А27-23).
Следует отметить, что в арбитражной практике существуют различные мнения по вопросу правомерности начисления налоговому агенту пени за неперечисление сумм удержанного НДФЛ по месту нахождения каждого из обособленных подразделений организации.
Так, в названных постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2006 г. N А19-43077/05-20-32-Ф02-4916/06-С1 и ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2006 г. N Ф03-А59/06-2/3564 указано, что начисление пени налоговому агенту неправомерно, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса это возможно лишь при наличии недоимки по налогам, образовавшейся в результате перечисления налогов в более поздний срок, а факт образования недоимки судом не установлен.
А в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2006 г. N Ф04-4260/2006(24326-А27-23) и ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2006 г. N А56-33626/2005 упоминается, что в связи с неперечислением сумм удержанного НДФЛ по месту нахождения каждого из обособленных подразделений организации соответствующий бюджет недополучил денежные средства, чем нарушены его интересы. Поэтому начисление пени налоговому агенту правомерно.
Таким образом, учитывая сложившуюся арбитражную практику, неправомерность начисления пени организации - налоговому агенту за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджеты городов, где находятся ее структурные подразделения, очевидно, придется доказывать в суде.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 февраля 2008 г.
"Налоговый учет для бухгалтера", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru