г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А26-3884/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Бабаев Р.М. (доверенность от 03.06.2013)
от заинтересованных лиц: 1. не явился, извещен; 2. Фомишина А.М. (доверенность от 09.01.2014)
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24579/2013) ООО "Комилесзаготпром" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.09.2013 по делу N А26-3884/2013 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ООО "Комилесзаготпром",
заинтересованные лица: 1) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", 2) ООО "Северный бизнес"
3-и лица: 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия,
2) ООО "Сортавальское ЛПХ
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комилесзаготпром" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение) и обществу с ограниченной ответственностью "Северный бизнес" о признании незаконным решения от 27.09.2011 N 1000/144/11-18568 "Об осуществлении кадастрового учета" и обязании аннулировать записи в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 10:12:0022204:979, 10:12:0022204:980, 10:12:0022204:981, 10:12:0022204:982, 10:12:0022204:983, 10:12:0022204:984, 10:12:0022204:985, 10:12:0022204:986, 10:12:0022204:987, признании незаконными актов согласования границ земельных участков, расположенных в кварталах 41, 42 Лахденпохского участкового лесничества (кадастровые номера 10:12:0022204:979, 10:12:0022204:980, 10:12:0022204:981, 10:12:0022204:982, 10:12:0022204:983, 10:12:0022204:984, 10:12:0022204:985, 10:12:0022204:986, 10:12:0022204:987), в части наложения участков на участок, предоставленный заявителю по договорам аренды от 25.10.2006 года N 5 и от 29.12.2008 года N 100-з.
Решением от 25.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные в суде первой инстанции требования в полном объеме (с учетом уточнения просительной части апелляционной жалобы в судебном заседании апелляционного суда), указывая, что Общество и ООО "Северный бизнес" являются смежными землепользователями, поэтому местоположение границ спорных земельных участков должно было согласовываться с заявителем как с заинтересованным лицом, таким образом, принятие решения об осуществления кадастрового учета вновь образованных участков без такого согласования не соответствует пункту 2 части 1 ст. 22, пункту 2 части 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В судебном заседании представитель ООО "Северный бизнес" возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Учреждение и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда от 27.11.2006 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и ЗАО "Комилесзаготпром" (правопредшественник Общества, арендатор) заключен договор аренды от 29.12.2008 N 100-з лесного участка площадью 23 384 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:024, расположенного на территории Лахденпохского и Ладожского кадастровых районов Карельского кадастрового округа по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, ГУ РК "Сортавальское центральное лесничество" (ранее территория ГУ РФ "Лахденпохский лесхоз") кварталы 38-93 Лахденпохского участкового лесничества и кварталы 8-15, 29-42, 46-59, 61, 63-67, 78-98 Куркиекского участкового лесничества, сроком до 08.12.2031, в целях заготовки древесины.
Согласно пункту 1.3 договора схема расположения лесного участка, переданного в аренду, его границы и характеристика приводятся в приложениях N N 1 и 2, являющихся неотъемлемыми частями настоящего договора.
26.01.2009 договор зарегистрирован в установленном порядке.
В период действия названного договора аренды ЗАО "Комилесзаготпром" реорганизовано в форме преобразования в ООО "Комилесзаготпром", дата регистрации изменений в ЕГРЮЛ 11.04.2012.
Как указывает заявитель, в ходе рассмотрения дела N А26-11178/2012 по заявлению ООО "Северный бизнес" к Министерству о признании незаконным решения от 21.09.2012 N7402 и бездействия, выразившегося в непредставлении в аренду земельных участков и в непринятии решения об образовании лесных участков, Обществу стало известно, что на основании решения Учреждения от 27.09.2011 N 1000/144/11-18568 "Об осуществлении кадастрового учета" в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 10:12:0022204:979, 10:12:0022204:980, 10:12:0022204:981, 10:12:0022204:982, 10:12:0022204:983, 10:12:0022204:984, 10:12:0022204:985, 10:12:0022204:986, 10:12:0022204:987, которые образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:24, являющегося предметом договора аренды от 29.12.2008 N 100-з.
Поскольку постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 10:12:0022204:979, 10:12:0022204:980, 10:12:0022204:981, 10:12:0022204:982, 10:12:0022204:983, 10:12:0022204:984, 10:12:0022204:985, 10:12:0022204:986, 10:12:0022204:987, полностью находящихся в границах лесного участка, переданного по договору аренды от 29.12.2008 N 100-з ЗАО "Комилесзаготпром", осуществлена с нарушением процедуры согласования границ и лишает Общество возможности осуществить кадастровый учет арендуемого лесного участка общей площадью 23384 га, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что на момент согласования местоположения границ земельных участков, предоставленных ООО "Северный бизнес", ЗАО "Комилесзаготпром" прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме преобразования в ООО "Комилесзаготпром", изменения в договор аренды лесного участка от 29.12.2008 N 100-з не внесены, доказательства заключения нового договора лесного участка с ООО "Комилесзаготпром" не представлены.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявленных Обществом требований необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким актом, действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Закона о кадастре.
Основания для отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет предусмотрены в статье 27 Закона о кадастре. К числу таких оснований, в частности, относится несоответствие заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям названного Закона.
На основании пункта 2 части 1 статьи 22, части 12 статьи 38 Закона о кадастре при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре).
В силу части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном названным Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласно части 6 статьи 47 Закона о кадастре участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительным.
Как следует из материалов дела, проект межевания спорных земельных участков с Обществом не согласован, тогда как на дату согласования местоположения границ данных земельных участков участок лесного фонда, находящийся в аренде у Общества, являлся ранее учтённым.
Таким образом, у органа кадастрового учета имелась обязанность проверить уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении арендуемого Обществом земельного участка, обнаружить наложение границ спорных земельных участков и в соответствии со статьей 26 Закона о кадастре приостановить осуществление кадастрового учета.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что межевание спорных земельных участков и постановка их на государственный кадастровый учет осуществлялись с нарушением требований действующего законодательства, неисполнение органом кадастрового учета обязанности проверить уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении земельного участка привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, и, как следствие, к нарушению прав ООО "Комилесзаготпром", в связи с чем в удовлетворении заявленных Обществом требований судом первой инстанции отказано неправомерно.
При этом апелляционный суд исходит из того, что в силу статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование юридического лица является одним из способов реорганизации, в результате которого юридическое лицо одного вида преобразовывается в юридическое лицо другого вида (изменяется организационно-правовая форма юридического лица) с переходом к вновь возникшему юридическому лицу всех прав и обязанностей реорганизованного юридического лица. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Таким образом, права и обязанности по спорному договору аренды перешли к вновь созданному путем реорганизации в форме преобразования ООО "Комилесзаготпром" с 11.04.2012, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ.
Апелляционный суд находит несостоятельными доводы ООО "Северный бизнес" о том, что заявителем пропущен установленный трехмесячный срок для подачи настоящего заявления в суд.
Согласно пункту 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как указывает Общество, ему стало известно о существовании оспариваемого решения в марте 2013 года в связи с участием в судебном разбирательстве по делу N А26-11178/2012. Общество привлечено к участию в данном деле в качестве третьего лица определением от 05.03.2013, таким образом, обращение в суд с настоящим заявлением 03.06.2013 не свидетельствует о пропуске срока, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ.
Доказательства обратного ООО "Северный бизнес" в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены.
Само по себе подписание директором ЗАО "Комилесзаготпром" акта выбора земельного участка от 11.05.2010 не свидетельствует как о законности оспариваемых Обществом решения и актов, так и о том, что о наличии названных актов Обществу было известно до даты привлечения его к участию в деле N А26-11178/2012.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене апелляционным судом.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.09.2013 по делу N А26-3884/2013 отменить.
Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 27.09.2011 N 1000/144/11-18568 "Об осуществлении кадастрового учета".
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" аннулировать записи в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 10:12:0022204:979, 10:12:0022204:980, 10:12:0022204:981, 10:12:0022204:982, 10:12:0022204:983, 10:12:0022204:984, 10:12:0022204:985, 10:12:0022204:986, 10:12:0022204:987.
Признать незаконными акты согласования границ земельных участков, расположенных в кварталах 41, 42 Лахденпохского участкового лесничества (кадастровые номера 10:12:0022204:979, 10:12:0022204:980, 10:12:0022204:981, 10:12:0022204:982, 10:12:0022204:983, 10:12:0022204:984, 10:12:0022204:985, 10:12:0022204:986, 10:12:0022204:987), в части наложения участков на участок, предоставленный ООО "Комилесзаготпром" по договорам аренды от 25.10.2006 года N 5 и от 29.12.2008 года N 100-з.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (адрес: 107078, Москва Город, Орликов Переулок, 10, стр.1, ОГРН: 1027700485757) в пользу ООО "Комилесзаготпром" (адрес: 192029, Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны, 110, литера Б; ОГРН: 1127847196421) 4000 рублей расходов по заявлению и 1000 рублей расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Выдать ООО "Комилесзаготпром" справку на возврат из федерального бюджета 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3884/2013
Истец: ЗАО "Комилесзаготпром"
Ответчик: ООО "Северный бизнес", ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ООО "Сортавальское ЛПХ"