г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А56-17971/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.,
при участии:
от истца: Кузьмина А.Б. по доверенности от 20.09.2013, председателя правления Егоровой Н.Н. по протоколу от 25.04.2012;
от ответчика: Юдниковой Д.С. по доверенности от 08.10.2013 N 1844/3;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27943/2013) Товарищества собственников жилья "Дунайский 51/2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2013 по делу N А56-17971/2013 (судья Даценко А.С.), принятое
по иску товарищества собственников жилья "Дунайский 51/2"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга"
3-е лицо: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства"
о взыскании задолженности
установил:
товарищество собственников жилья "Дунайский 51/2" (ОГРН 1057812775130, 192289, Санкт-Петербург, ул. Олеко Дундича, д. 34, далее - истец, товарищество, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037835026822, 192007, Санкт-Петербург, ул. Тамбовская, д. 35, далее - ответчик, учреждение, агентство, ГКУ "ЖА Фрунзенского района") задолженности в размере 1 252 584 руб. 06 коп. за период с 01.01.2010 по 30.04.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - Центр, ГУП ВЦКП Жилищное хозяйство).
Решением суда первой инстанции от 06.11.2013 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно принял во внимание позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 по делу N ВАС-15066/12, при этом не учел, что неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает собственника данных помещений от исполнения своих обязанностей перед товариществом собственников жилья, принявшем на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика возражал против ее удовлетворения.
Центр, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителя не направил. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.05.2010 между товариществом (исполнитель) и ГКУ "ЖА Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (заказчик, собственник) заключен договор N 78 на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Дунайский пр., д. 51, корп. 2, находящийся в управлении ТСЖ, в котором расположены жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, и предоставление коммунальных услуг, по условиям которого товарищество приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома, обеспечению предоставления в помещения коммунальных услуг согласно условиям договора, а заказчик (учреждение) обязался возмещать расходы исполнителя на выполнение данного поручения.
Указав, что ГКУ "ЖА Фрунзенского района" не исполнило своих обязательств по оплате выполненных работ и оказанных услуг в размере 1 252 584 руб. 06 коп. за период с 01.01.2010 по 30.04.2013, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований общества ввиду отсутствия у ответчика обязанности по оплате задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, фактически являющейся задолженностью нанимателей жилых помещений, применив позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15066/12 от 11.06.2013 по делу NА55-21717/2011.
Суд апелляционной инстанции находит ошибочной ссылку суда первой инстанции на выводы, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15066/12 от 11.06.2013, поскольку фактические обстоятельства дела, изложенные в Постановлении N 15060/12, не являются схожими с обстоятельствами, рассматриваемыми в рамках настоящего дела.
В деле N А55-21717/2011, рассмотренном в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации с вынесением Постановления N 15060/12, рассматривались сложившиеся с точки зрения норм жилищного законодательства отношения между управляющей компанией и собственником жилого комплекса (муниципальным образованием), а также с учетом конкретных условий заключенного договора между мэрией (принципалом) и управляющей компании (агентом).
В настоящем деле иск предъявлен товариществом собственников жилья к собственнику жилых помещений (Санкт-Петербург) в лице уполномоченной организации - СПб ГУ "ЖА Фрунзенского района Санкт-Петербурга", заключившей договор на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и обеспечение предоставления коммунальных услуг и их оплате согласно условиям этого договора.
Статья 155 ЖК РФ определяет категории кредиторов и должников по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - ЖКУ):
- в случае, если домом управляет управляющая организация, она является надлежащим кредитором по оплате ЖКУ в отношении следующих должников - собственников помещений (часть 7 статьи 155 ЖК РФ) и нанимателей по договорам найма и социального найма (часть 4 статьи 155 ЖК РФ);
- в случае, если домом управляет ТСЖ, оно является надлежащим кредитором в отношении следующих должников - членов ТСЖ (часть 5 статьи 155 ЖК РФ) и собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ (часть 6 статьи 155 ЖК РФ).
В рассматриваемом деле истец - ТСЖ (выбранный способ управления ТСЖ) и ответчик - уполномоченный представитель собственника (город Санкт-Петербург), не являющийся членом ТСЖ. Данные факты не оспариваются.
Обязательственные отношения ТСЖ и нанимателей по оплате жилищно-коммунальных услуг законодательно не закреплены. Наниматели по договору социального найма и найма жилого помещения не являются ни собственниками помещений, ни соответственно членами ТСЖ, следовательно, они не могут быть отнесены ни к одной из категорий должников ТСЖ, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Поскольку управление управляющей организацией и управление ТСЖ разные по своей правовой природе в силу положений статьи 161 ЖК РФ, то к ТСЖ не могут быть применены положения части 4 статьи 155 ЖК РФ, поскольку указанная норма может быть применена только в отношении управляющих организаций, в силу прямого на то указания.
Статус товарищества собственников жилья определен частью 1 статьи 135 ЖК РФ, согласно которой товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из анализа данной нормы права следует, что товарищество собственников жилья не является управляющей организацией в отношении жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занимаемых нанимателями по договору социального найма и договору найма жилых помещений, а правоотношения по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещений, а также за коммунальные услуги возникают между нанимателями и собственником жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо уполномоченным собственником лицом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315.
Этот вывод нашел подтверждение в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-14014/2007 от 21.08.2008 и Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15601/2008 от 28.02.2009 по этому же делу.
Полномочия по приему платежей от нанимателей по договору социального найма и договору найма могут быть переданы товариществу только по решению собственника (либо на основании соответствующего договора).
Как следует из материалов дела и признано обеими сторонами, полномочия по приему платежей от нанимателей собственником (Санкт-Петербургом) товариществу не передавались, ответчик по настоящему делу как наймодатель и уполномоченное собственником лицо, оформляет договоры социального найма и найма жилых помещений и выставляет нанимателям счета на оплату, в которые включает кроме платы за наем плату за жилищно-коммунальные услуги и плату на содержание и ремонт жилых помещений.
Согласно части 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
При этом следует отметить, что Распоряжением Губернатора СПб N 310-р от 16.03.2001 "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее Распоряжение N 310-р) установлен порядок расчетов с ТСЖ за государственные жилые помещения.
В соответствии с пунктом 1.1 Распоряжения N 310-р Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, несет расходы по оплате фактически потребляемых коммунальных услуг, по содержанию жилого помещения, по оплате содержания и сохранения общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Согласно пункту 1.2 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р (далее - Положение), расчеты Санкт-Петербурга по перечисленным платежам производятся через районные жилищные агентства по месту нахождения помещения.
В силу пункта 1.4 Положения перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
На содержание и ремонт общего имущества дома соразмерно доле города в праве общей собственности на общее имущество дома бюджетом города именно ответчику выделяются денежные средства по целевой статье 3500949 "Расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга".
Таким образом, в Санкт-Петербурге нормативным актом определен порядок оплаты в ТСЖ жилищно-коммунальных услуг и расходов на содержание и ремонт жилых помещений по государственным помещениям, согласно которому город через своего представителя - районное жилищное агентство производит перечисление оплаты в ТСЖ и эта оплата в свою очередь возмещается городу нанимателями.
Из материалов дела следует, что ГКУ "ЖА Фрунзенского района" выступает уполномоченным представителем собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Дунайский пр., д. 51 корп. 2, а товарищество в отношении названного многоквартирного дома осуществляет управление указанным жилым домом на основании договора.
В соответствии с пунктом 1.1 договора от 01.05.2010 N 78, на учреждение возложена обязанность по возмещению расходов исполнителя (товарищества) на выполнение работ и услуг по договору.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 3 статьи 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 67 ЖК РФ предусмотрено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Пунктом 3 статьи 678 ГК РФ также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Как видно из материалов дела, наниматели жилых помещений по договору социального найма производят оплату за жилое помещение на основании счетов, в которых исполнителем услуг указано Фрунзенское РЖА, а получателем платежей - ГУП ВКЦП "Жилищное агентство".
В данной ситуации, с учетом норм Жилищного Кодекса Российской Федерации, условий договора N 78 и сложившихся отношений, ТСЖ лишено возможности решения вопроса по своевременной и полной оплате жилых помещений и коммунальных услуг непосредственно с нанимателями государственного жилищного фонда.
Сторонами по делу не оспаривается и следует из материалов дела, что именно ГКУ "ЖА Фрунзенского района" является истцом по делам о взыскании с должников задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, именно ГКУ "ЖА Фрунзенского района" указан в качестве взыскателя в исполнительных листах, выданных на основании решений судов общей юрисдикции и мировых судей, и именно ГКУ "ЖА Фрунзенского района" как взыскатель может принять действенные меры по исполнению решений судов.
С учетом сказанного, в данном конкретном случае представляется неверным вывод суда первой инстанции со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-15066/12 о том, что предъявление иска направлено на освобождение физических лиц (нанимателей) от внесения платы за занимаемые ими помещения.
Напротив, освобождение ответчика (уполномоченного представителя собственника жилых помещений) от обязанности по уплате возникшей задолженности может привести к бездействию с его стороны по взысканию этой задолженности с нанимателей жилых помещений, с которыми у него заключены договоры.
Таким образом, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в рамках договора на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме от 01.05.2010 N 78 перед товариществом возникает именно у агентства, при этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не ставится в зависимость от исполнения третьими лицами (нанимателями жилых помещений).
Данная обязанность учреждения предусмотрена также пунктами 3.1, 3.3 договора от 01.05.2010 N 78, из которых следует, что заказчик обеспечивает внесение платы за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в отношении помещений, а также за предоставление в помещения коммунальных услуг при условии надлежащего исполнения указанных работ и услуг в соответствии с условиями договора; заказчик обеспечивает перечисление исполнителю платежей нанимателей жилых помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, платежей за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на счет ГУП "ВЦКП ЖХ" на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов "Счет за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги", формируемых ГУП "ВЦКП ЖХ" по договору с заказчиком. Если размер вносимой нанимателями жилых помещений платы за содержание и текущий ремонт общего имущества меньше, чем размер платы, установленной договором, оставшаяся часть вносится заказчиком в установленном в договоре порядке.
Определением апелляционного суда от 21.01.2014 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось для проведения между сторонами сверки расчетов с включением в акт сверки сумм, взысканных с физических лиц по исполнительным листам, выданным на основании решений судов общей юрисдикции и мировых судей.
После проведения сверки расчетов, истцом в материалы дела представлены дополнения к апелляционной жалобе, в которых истец настаивает на взыскании с ответчика задолженности за период с 01.01.2010 по 30.04.2013 в размере 1 147 595 руб. 13 коп.
Согласно статистическому отчету за период с 01.01.2010 по 04.04.2013, представленному СПб ГУП "ВКЦП", задолженность по перечислениям составила 1 147 595 руб. 03 коп. (12 769 354 руб. 05 коп. - 11 621 758 руб. 92 коп.).
Доказательств уплаты указанной суммы задолженности агентством в материалы дела не представлено.
Поскольку наличие задолженности за период с 01.01.2010 по 30.04.2013 в размере 1 147 595 руб. 13 коп. подтверждается материалами дела, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца и решение суда первой инстанции от 06.11.2013 в указанной части подлежит отмене.
В остальной части решение суда от 06.11.2013 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба товарищества - без удовлетворения
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с учреждения в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска в размере 23 386 руб. 32 коп., перечисленной платежным поручением от 15.03.2013 N 73, расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 руб., перечисленной платежным поручением от 27.11.2013 N 07.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 731 руб. 68 коп., перечисленной платежным поручением от 15.03.2013 N 73,.подлежат отнесению на ТСЖ "Дунайский 51/2".
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с товарищества в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1407 руб. 85 коп. государственной пошлины за подачу иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2013 по делу N А56-17971/2013 отменить в части отказа в удовлетворении заявленного требования о взыскании задолженности в размере 1 147 595 руб. 13 коп. В этой части заявленное требование товарищества собственников жилья "Дунайский 51/2" удовлетворить.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037835026822) в пользу товарищества собственников жилья "Дунайский 51/2" (ОГРН 1057812775130) задолженность за период с 01.01.2010 по 30.04.2013 в размере 1 147 595 руб. 13 коп.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037835026822) в пользу товарищества собственников жилья "Дунайский 51/2" (ОГРН 1057812775130) расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска в размере 23 386 руб. 32 коп., перечисленной платежным поручением от 15.03.2013 N 73.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 731 руб. 68 коп., перечисленной платежным поручением от 15.03.2013 N 73,.отнести на товарищество собственников жилья "Дунайский 51/2".
Взыскать с товарищества собственников жилья "Дунайский 51/2" (ОГРН 1057812775130) в доход федерального бюджета 1407 руб. 85 коп. государственной пошлины за подачу иска.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2013 по делу N А56-17971/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Дунайский 51/2" - без удовлетворения.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037835026822) в пользу товарищества собственников жилья "Дунайский 51/2" (ОГРН 1057812775130) расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 руб., перечисленной платежным поручением от 27.11.2013 N 07.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17971/2013
Истец: ТСЖ "Дунайский 51/2"
Ответчик: Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга"
Третье лицо: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства"
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2207/14
04.02.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27943/13
06.11.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17971/13