"Вмененные" БСО
Несмотря на постоянные разговоры о снятии с "вмененщиков" бремени использования ККТ, многие эксперты полагают, что эта идея так и не воплотится в жизнь. Впрочем, время покажет. На сегодняшний же день плательщики ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности обязаны соблюдать кассовую дисциплину в общеустановленном порядке (п. 5 ст. 346.26 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ*(1) при осуществлении наличных расчетов с населением и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров (работ, услуг) организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Вместе с тем в определенных случаях Федеральный закон N 54-ФЗ позволят обходиться без ККТ при условии выдачи покупателям соответствующих бланков строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2). О таких бланках и пойдет речь в данной статье.
Следует отметить, что плательщики ЕНВД широко используют альтернативный способ применения ККТ при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности.
Прежде чем начать разговор о применении БСО при осуществлении конкретных видов деятельности, расскажем о новшествах в данной сфере.
Новые правила игры
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение о наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт без применения ККТ (далее - Положение о наличных денежных расчетах), которое должны применять в работе как организации, так и индивидуальные предприниматели. Ранее действовавшее положение о наличных денежных расчетах, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 171*(2), признано утратившим силу.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 359 срок, в который чиновники должны были утвердить новые формы БСО, отодвинут до 1 декабря 2008 года. Напомним, последний раз крайней датой было названо 1 июня 2008 года (п. 2 Постановления Правительства РФ N 171).
В целом новый документ дублирует положения ранее действовавшего порядка, хотя по отдельным позициям есть отличия.
Так, правительство разрешило утверждать формы БСО не только уполномоченным органам исполнительной власти, но и самим хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги гражданам. Необходимым условием в данном случае является отражение в БСО всех обязательных реквизитов, которые перечислены в п. 3 Положения о наличных денежных расчетах:
- наименование документа, шестизначный номер и серия;
- наименование и организационно-правовая форма для организации, фамилия, имя, отчество для индивидуального предпринимателя;
- место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
- дата осуществления расчета и составления документа;
- должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
- иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Как видим, у организаций и у индивидуальных предпринимателей появилось право указывать в бланке дополнительные реквизиты, которые позволяют наиболее точно отразить специфику той или иной деятельности. Раньше хозяйствующие субъекты позволить себе такого не могли.
Еще к серии новшеств следует отнести возможность использования БСО, сформированных не только типографским, но и автоматизированным способом (п. 4 Положения о наличных денежных расчетах). Вместе с тем самостоятельно изготовить бланк организации или индивидуальному предпринимателю будет весьма проблематично. Причиной тому являются жесткие требования, предъявляемые к автоматизированной системе, с помощью которой формируются БСО. В частности, она должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО не менее пяти лет, а также сохранять уникальный номер и серию выпускаемого бланка (п. 11 Положения о наличных денежных расчетах).
Если же БСО изготавливается типографским способом, то проставление серии и номера на бланке документа осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на БСО не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копию (отрывные части) бланка. Также изготовленный типографским способом БСО должен содержать сведения об изготовителе: сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж.
Также следует отметить, что согласно п. 8 Положения о наличных денежных расчетах при заполнении БСО должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, при этом исправления не допускаются. Если же бланк был испорчен или неправильно заполнен, то он перечеркивается и прилагается к книге учета БСО за тот день, в котором они заполнялись.
Бытовые услуги
Напомним, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД переводятся бытовые услуги, указанные в одноименном разделе Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 *(3) (далее - ОКУН).
Ремонт и техническое обслуживание
бытовой техники
Данный вид услуг поименован в ОКУН в разделе "Бытовые услуги" по коду 013000 "Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий", следовательно, подпадает под уплату ЕНВД.
В Письме Минфина России от 04.02.2008 N 03-01-15/1-27 указано, что налогоплательщики, оказывающее бытовые услуги в данной сфере, могут применять БСО, утвержденные Минфином в Письме N 16-00-30-33*(4), а именно БО-1 - БО-11.
Ритуальные услуги
Согласно ОКУН данные услуги относятся к сфере бытового обслуживания населения (код 019500). В зависимости от кода ОКУН оказываемой услуги определяется вид БСО.
В письмах N 16-00-30-33 и от 11.04.1997 N 16-00-27-15 Минфин утвердил формы БСО для учета наличных денежных средств, поступающих в качестве платы за оказание ритуальных услуг. При оформлении заказа применяются следующие формы бланков:
- БО-1, БО-3 - "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции" - для единичных (некомплексных) ритуальных услуг (изготовление венков, траурных лент, починка ограды и др.);
- БО-13 (01) - "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции" - при изготовлении надмогильных изделий (памятников, оград и т.п.), а также при оказании иных услуг (выписывается в трех экземплярах);
- БО-13 (02) - "Наряд-заказ", "Копия наряда-заказа", "Квитанция", "Копия квитанции" - для комплексных ритуальных услуг (организация похорон, кремация) (выписывается в четырех экземплярах).
Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию ритуальных услуг, при расчетах с населением обязаны выдать один из вышеуказанных БСО или кассовый чек с применением ККТ (письма УФНС по г. Москве от 28.01.2008 N 22-12/6809, от 27.09.2007 N 22-12/92505). В противном случае хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. В то же время, как отмечают налоговики, наличие ККТ не освобождает производителя услуги от оформления договора (квитанции, иного документа) в соответствии с Правилами бытового обслуживания населения*(5).
Суды при разрешении споров по данному вопросу придерживаются схожей точки зрения: при оказании ритуальной услуги в виде изготовления и продажи венков организация может осуществлять денежные расчеты без применения ККТ посредством выдачи БСО (Постановление ФАС ДВО от 01.11.2007 N Ф03-А04/07-2/4960).
Вместе с тем, по мнению автора, довольно любопытная ситуация изложена в Постановлении ФАС СЗО от 09.04.2007 N А13-547/2007. В ходе контрольных мероприятий налоговики установили, что в принадлежащем организации салоне ритуальных услуг при продаже искусственного цветка не была применена ККТ, покупателю был выдан БСО (квитанция) в форме, утвержденной Письмом Минфина России от 11.04.1997 N 16-00-27-15. В результате налоговики оштрафовали фирму на 30 000 руб. за неприменение ККТ, вменив ей административную ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ.
В поисках справедливости налогоплательщик обратился в суд. Однако ФАС СЗО занял позицию налогового органа: привлекая организацию к административной ответственности, контролеры пришли к правильному выводу, что при продаже искусственного цветка в салоне ритуальных услуг организации надлежало применить ККТ, а не использовать БСО, поскольку возможность выдачи последнего предусмотрена в случае оформления заказов на ритуальные услуги при предварительной форме оплаты, а в данном случае имело место не оформление заказа на изготовление искусственных цветов, а розничная продажа указанной продукции.
Ремонт и техобслуживание автомобилей
В ОКУН определен раздел "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" (код 017000). Если организация или индивидуальный предприниматель в рамках осуществляемой деятельности оказывают услуги, например, по ремонту или техническому обслуживанию легковых (коды 017200, 017100 соответственно), грузовых автомобилей (коды 017400, 017300) или мотоциклов (код 017501), то они для оформления денежных расчетов с населением без применения ККТ вправе использовать утвержденные Письмом Минфина России N 16-00-30-33 формы БСО, в частности БО-1, БО-3. Схожего мнения по данному вопросу придерживается Минфин в Письме от 21.03.2008 N 03-01-15/3-78. Напомним, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 359 использовать вышеуказанные бланки можно не позднее 1 декабря 2008 года.
По вопросу применения БСО в отношении транспортно-экспедиторских услуг финансисты в Письме N 03-01-15/3-78 указали, что данные услуги исключены из ОКУН на основании Приказа Минтранса России от 07.01.1995 N 18/ВБ-3/52, и следовательно, денежные расчеты по ним должны осуществляться с применением ККТ.
Эвакуация неисправных автомобилей
Налогоплательщики, оказывающие услуги по эвакуации автотранспорта с места дорожно-транспортного происшествия на специализированную автостоянку, могут быть переведены на уплату ЕНВД. Связано это с тем, что согласно ОКУН в состав услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (код 017100) включены услуги по транспортированию неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки (код 017610). На это неоднократно указывали и контролирующие органы - см., например, письма Минфина России от 01.06.2007 N 03-11-04/3/193, N 03-11-04/3/201, от 20.10.2006 N 03-11-02/227.
В связи с этим "вмененщиков" интересует вопрос: возможно ли отказаться от использования ККТ, выдав потребителю услуг БСО? Ответ содержится в Письме Минфина России от 18.03.2008 N 03-01-15/3-68. Чиновники указали, что если организация или индивидуальный предприниматель оказывают услуги населению по транспортировке неисправных автотранспортных средств с места аварии к месту их ремонта или стоянки, то они вправе использовать утвержденную Письмом Минфина России N 16-00-30-33 форму бланка строгой отчетности БО-1 для оформления денежных расчетов с населением без применения ККТ.
Деятельность ломбарда
На практике налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в обозначенной сфере, довольно часто сталкиваются со следующим вопросом: вправе ли ломбард оформлять денежные расчеты по займам под залог имущества без применения ККТ? Финансовое ведомство дало по этому поводу ряд комментариев, последние из которых содержатся в письмах от 18.03.2008 N 03-01-15/3-67, от 20.02.2008 N 03-01-15/1-38, от 12.02.2008 N 03-01-15/1-35.
Приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н*(6) утверждены две применяемые при оказании услуг ломбарда формы БСО ("Сохранная квитанция" и "Залоговый билет") - в них учтены требования, предусмотренные соответствующими статьями Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах". При предоставлении ломбардами займов под залог имущества с 24.02.2008 следует применять форму БСО "Залоговый билет", утвержденную названным приказом.
К сведению: до вступления в силу Приказа Минфина России N 3н формы БСО "Залоговый билет" и "Сохранная квитанция" были утверждены Приказом Минфина России от 31.01.2006 N 20н.
Следует отметить, что ранее по вопросу применения ККТ у ломбардов возникали споры с налоговыми органами. Примером тому может служить Постановление ФАС МО от 09.04.2007 N КА-А40/2148-07. Как видно из материалов дела, ломбард при реализации на торгах предметов залога по итогам торгов выдавал покупателю залоговый билет, протокол по итогам торгов и товарный чек. По мнению налоговиков, в данном случае реализация населению предметов залога без применения ККТ является нарушением ст. 14.5 КоАП РФ и влечет наложение на ломбард административной ответственности. Однако судьи посчитали иначе: поскольку залоговый билет является БСО, то при реализации населению предметов залога ломбард был освобожден от применения ККТ. Если же покупателю не выдавался ни чек ККТ, ни БСО, то обращаться за защитой в судебные инстанции бесполезно (Постановление ФАС ПО от 04.12.2007 N А65-10665/2007-СА3-38).
С.А. Королев,
эксперт журнала "ЕНВД: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(2) Постановление Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ".
*(3) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
*(4) Письмо Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33 "Об утверждении форм документов строгой отчетности".
*(5) Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025.
*(6) Начало действия документа - 24 февраля 2008 года (Письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-01-15/3-82).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"