г. Хабаровск |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А73-12171/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю., при участии в заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю: Петрова Е.В., представитель по доверенности от 27.01.2014 N 02-45/11; Бургасова А.С., представитель по доверенности от 10.01.2014 N 02-35/3;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Бургасова А.С., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 05/2;
от Общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Ниман": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Ниман"
на решение от 14.11.2013
по делу N А73-12171/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Ниман"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю
о признании недействительным в части решения от 10.07.2012 N 131/77 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и решения от 10.07.2012 N 132/180 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения"
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Ниман" (далее - ООО "АС "Ниман", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю, инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным в части решения от 10.07.2012 N 131/77 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и решения от 10.07.2012 N 132/180 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.12.2012, оставленным без изменения Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013, заявленные требования удовлетворены.
Решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю от 10.07.2012 г. N 131/77 в редакции решения Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 04.09.2012 N 13-10/242/16539 признано недействительным в части отказа обществу в возмещении из бюджета НДС в сумме 9 604 345 руб; решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю от 10.07.2012 N 132/180 признано недействительным в части выводов о неправомерности применения вычетов по налогу на добавленную стоимость и предъявления их к возмещению из бюджета в сумме 9 604 345 руб. На Межрайонную ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю возложена обязанность возместить ООО "Артель старателей "Ниман" НДС в сумме 9 604 345 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.07.2013 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.12.2012 по делу N А73-12171/2012 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 по данному делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 14.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "АС "Ниман" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО "АС "Ниман", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, каких-либо ходатайств не заявляло.
В заседании суда апелляционной инстанции представители инспекции отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления ФНС России в заседании суда апелляционной инстанции также отклонил доводы апелляционной жалобы общества, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО "АС "Ниман" является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра). Общество является производителем продукции, которую реализует на внутреннем рынке.
15.02.2012 ООО "АС "Ниман" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года.
Межрайонной ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю была проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ООО "АС "Ниман" за 4 квартал 2011 с суммой НДС, заявленной к возмещению из бюджета за данный налоговый период в размере 15 440 245 руб., в результате которой были приняты решение от 10.07.2012 N 131/77 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и решение N 132/180 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с данными решениями Обществу отказано в возмещении сумм НДС, заявленных к вычету в уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года в размере 9 616 345 руб., в том числе 9 604 345 рублей, со ссылкой на нарушение налогоплательщиком порядка принятия к вычету сумм налога в отношении операций, по которым им заявлено применение налоговой ставки 0 процентов.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 04.09.2012 N 13-10/242/16539@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика в части выводов о неправомерности применения вычетов по спорному налогу и предъявления их к возмещению из бюджета, а также в части отказа обществу в возмещении НДС в сумме 9 616 345 рублей, решение инспекции изменено. Требования налогоплательщика удовлетворены на сумму 9 528,41 рублей, в возмещении 9 606 816 рублей НДС отказано.
Общество, не согласившись с указанными решениями инспекции (в редакции решения от 04.09.2012 N 13-10/242/16539@), оспорило их в арбитражный суд в части суммы 9 604 345 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 8 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки "0" процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней; документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.
Пунктами 1, 2 статьи 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в том числе по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам (подпункт 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса), производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Таким образом, пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по налоговой ставке "0" процентов.
Согласно данному порядку, указанные суммы налога принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации и при условии представления в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, то есть на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 165 НК РФ документы, указанные в настоящей статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Организации самостоятельно формируют свою учетную политику в целях обеспечения достоверной информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности для контроля за соблюдением бухгалтерского и налогового законодательств при осуществлении организацией хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и финансовых ресурсов.
В отношении налога на добавленную стоимость принятая организацией учетная политика не должна противоречить положениям главы 21 Кодекса.
Учетная политика должна обеспечивать достоверный налоговый учет сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к налоговым вычетам, в периоде принятия на учет товаров (работ, услуг) и учет сумм этого налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, на момент определения налоговой базы.
При этом следует иметь в виду, что методика учета "входного" НДС должна обеспечивать правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации товаров.
Как установлено судом первой инстанции, в ходе камеральной проверки уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2011года и документов, представленных налогоплательщиком, Инспекция установила, что документами правомерность заявленных вычетов на сумму 9 604 345 рублей по материальным ресурсам, фактически использованным в операциях, облагаемых по ставке 0 процентов, не подтверждена.
Учетной политикой ООО "АС "Ниман" на 2011 год (пункт 17.2), утвержденной приказом от 30.12.2010, предусмотрено, что суммы уплаченного поставщикам НДС за ТМЦ, оприходованные для использования в производстве или реализации по основному или вспомогательным видам деятельности, предъявляются к вычету методом прямого счета, который заключается в том, что сумма "входного" НДС определяется раздельно по ТМЦ, использованным для осуществления операций, облагаемых по ставке ноль процентов, и по ТМЦ, использованным для осуществления операций, облагаемых по ставке восемнадцать процентов.
Таким образом, по обоснованному выводу суда, порядок определения сумм налога на добавленную стоимость к вычету, относящихся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и реализации драгоценных металлов, применяемый Обществом, предусматривает принятие к вычету сумм налога без учета фактического использования приобретенных товаров (работ, услуг) в производстве и реализации драгоценных металлов, что противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О разъяснено, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике-покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Из материалов дела усматривается, что в ходе камеральной проверки Обществу было предложено для подтверждения правомерности заявленных вычетов в уточненной декларации за 4 квартал 2011года на основании данных бухгалтерского и налогового учета произвести расчет сумм налога в части ТМЦ, которые фактически использованы при производстве и реализации драгоценных металлов.
Кроме того, определением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.10.2013 ООО "АС "Ниман" было предложено представить расчет НДС в части ТМЦ, которые фактически использованы при реализации драгоценных металлов, в отношении которых заявлена нулевая процентная ставка в уточненной декларации за 4 квартал 2011года.
Как установлено судом, по мнению Общества, налоговый орган в отсутствие предусмотренных законом оснований, незаконно истребовал расчет списания НДС в части ТМЦ, которые фактически использованы при производстве и реализации драгоценных металлов.
Суд обоснованно посчитал мнение ООО "АС "Ниман" ошибочным.
В рассматриваемой ситуации, расчет НДС в части ТМЦ, которые фактически использованы при реализации драгоценных металлов, в отношении которых заявлена нулевая процентная ставка в уточненной декларации за 4 квартал 2011 года не представлен, следовательно, нет возможности проверить указанные в декларации данные и считать подтвержденным наличие у налогоплательщика права на возмещение налога в размере 9 604 345 руб.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив спорные отношения, регулируемые нормами материального права, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно признал, что
Общество не обеспечило ведение учета сумм НДС в зависимости от материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и реализации драгоценных металлов и не подтвердило правомерность применения налоговых вычетов в 4 квартале 2011 года в размере 9 604 345 руб., обоснованно отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обществу с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Ниман" следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 06.12.2013 N 1062 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.11.2013 по делу N А73-12171/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Ниман" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 06.12.2013 N 1062 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий судья |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12171/2012
Истец: ООО "Артель старателей "Ниман"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю
Третье лицо: ООО "Артель старателей "Ниман", Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1750/14
05.02.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7079/13
14.11.2013 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12171/12
19.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10620/13
30.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10620/13
03.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2285/13
04.03.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-30/13
10.12.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12171/12