город Омск |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А75-5108/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10030/2013) открытого акционерного общества "Городская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.10.2013 по делу N А75-5108/2013 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания" (ОГРН 1098622000443, ИНН 8622017950) к Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
об оспаривании постановления от 05.06.2013 N 28,
при участии в деле в качестве заинтересованных лиц - Югорской межрайонной прокуратуры и Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания" (далее - заявитель, ОАО "Городская управляющая компания" Общество, Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.06.2013 N 28 о привлечении к административной ответственности, которым Общество подвергнуто штрафу в сумме 250 000 руб. по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Югорская межрайонная прокуратура, Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа -Югры.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.10.2013 по делу N А75-5108/2013 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из подтвержденного материалами дела факта совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в непредоставлении информации в полном объеме о выполняемых работах (оказываемых услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и несообщении адреса официального сайта, где размещена запрашиваемая информация.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Городская управляющая компания" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало на то, что материалами дела и оспариваемым постановлением подтверждается факт предоставления жильцам дома N 12 по ул. Гагарина отчета о работе Общества, подлежащего раскрытию. Общество представило жильцам спорного дома отчет (названный в оспариваемом постановлении и решении суда справкой) о проделанной работе, который также был опубликован на сайте в сети "Интернет", используемом Обществом для раскрытия информации.
Кроме того, податель жалобы сослался на то, что выплата наложенного на ОАО "Городская управляющая компания" штрафа может привести к негативным последствиям в виде задержки выплат заработной платы работкам, обслуживающим дом, банкротству и приостановлению обслуживания других многоквартирных домов.
В письменном отзыве Югорская межрайонная прокуратура возразила на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене
Поступивший в Восьмой арбитражный апелляционный суд письменный отзыв Службы на апелляционную жалобу Общества не может быть приобщен к материалам дела в связи с отсутствием доказательств его направления в адрес лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Указанный отзыв подлежит возвращению Службе и будет направлен в ее адрес вместе с судебным актом по делу.
До начала судебного заседания от Службы поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ОАО "Городская управляющая компания", Югорской межрайонной прокуратуры и Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
На основании поступившего в Югорскую межрайонную прокуратуру коллективного заявления жителей дома N 12 по ул. Гагарина города Советский о том, что ОАО "Городская управляющая компания" на протяжении всего срока действия договора с 01.01.2012 по 31.01.2013 не велелась отчетность перед потребителями об использовании денежных средств, собранных с жильцов дома, 23.04.2013 в отношении ОАО "Городская управляющая компания" была проведена прокурорская проверка соблюдения требований к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
При проверке было установлено, что Управляющей компанией в нарушение пунктов 10, 17 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт) при предоставлении информации по запросу жильцов не представлена информация в полном объеме о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и не сообщен адрес официального сайта, где размещена запрашиваемая информация.
По данному факту 15.05.2013 заместителем межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 52).
Данное постановление передано для рассмотрения по существу в Няганский отдел инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении общества вынесено постановление от 05.06.2013 N 28 о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 000 руб. (л.д. 18).
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
08.10.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами такого правонарушения являются организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирными домами.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение установленных стандартом порядка, способов или сроков раскрытия информации, характер и содержание которой установлены жилищным законодательством, либо раскрытие такой информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт раскрытия информации).
Стандарт раскрытия информации устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия (пункт 1 Стандарта раскрытия информации).
В силу положений пунктов 2, 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общих сведений об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 5 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В соответствии с пунктом 17 Стандарта, раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объёме на официальном сайте в сети Интернета и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2-х рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организации и в течении 5 рабочих дней -товариществам и кооперативам.
Как следует из коллективного заявления (л.д. 56) жильцы дома N 12, расположенного по ул. Гагарина в г. Советский, неоднократно обращались в Управляющую компанию за информацией об использовании ОАО "Городская управляющая компания" денежных средств, собранных с жильцов многоквартирного дома N 12 по ул. Гагарина в г. Советском за период с 01.01.2012 по 31.01.2013.
ОАО "Городская управляющая компания" предоставило информацию для жильцов дома N 12 по ул. Гагарина "Отчет управляющей организации о проделанной работе (период с 01.01.2012 по 31.01.2013)" (л.д. 63), в котором отражены наименование работ, начисления, оплата и задолженность по состоянию на 31.01.2013. При этом наименование работ определено в отдельной графе без указания перечня работ (затрат), входящих в комплекс работ (затрат).
В указанном отчете не отражены, в том числе сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме за 2012, не указано какие работы (затраты) входят комплекс работ по содержанию общего имущества, текущему ремонту общего имущества, содержанию и аварийному обслуживанию наружных газовых сетей (фасадный газопровод), содержанию и аварийному обслуживанию санитарно -технического оборудования и т.п.
В ходе проверки установлено, что на сайте администрации г. Советский имеется информация об ОАО "Городская управляющая компания" в виде страницы "устав" и "документы". Страница "документы" имеет файл "раскрытие по 731 ПП", который содержит аналогичную информацию. В помещении общества сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме за 2012 г. по этому дому аналогичны, как в отчете.
Таким образом, в нарушение пунктов 10, 17 Стандарта Обществом не были предоставлены жильцам и раскрыты в сети "Интернет" сведения о выполненных работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества за 2012 год в многоквартирном доме N 12 по ул. Гагарина в г. Советский.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным Стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" принято 23.09.2010, вступило в силу 09.10.2010 г.
При этом в силу пункта 6 Стандарта, организация обязана не только опубликовать соответствующую информацию на своем сайте (или ином из числа указанных в подпункта "а" пункта 5), но и обеспечить ее постоянную доступность в течение пяти лет.
Принимая решение о вступлении на рынок услуг в системе жилищно-коммунального хозяйства, общество должно было знать о необходимости выполнения требований Стандарта раскрытия информации и заранее позаботиться о создании сайта и размещении на нем соответствующей информации.
В соответствии с пунктом 8 Стандарта в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
Согласно пункту 9 Стандарта в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме иправилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Доказательств соблюдения Обществом вышеуказанных норм материалы дела не содержат, апелляционному суду не представлено. Следовательно, Обществом не были исполнены возложенные на него постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" требования, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения Обществом, как организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами, обязанности по раскрытию информации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, в том числе по запросу потребителей, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлены.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты - Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Ошибочно уплаченная по таким делам государственная пошлина подлежит возврату.
В составе документов, приложенных к апелляционной жалобе, Обществом было представлено платежное поручение N 584 от 10.10.2013 на сумму 1000 руб., однако справка на возврат ошибочно уплаченной государственной пошлины не может быть выдана ОАО "Городская управляющая компания", поскольку в указанном платежном поручении отсутствует оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя (пункт 5.3 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 19.06.2012 N 383-П), что не позволяет установить факт уплаты государственной пошлины и ее зачисления в федеральный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.10.2013 по делу N А75-5108/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5108/2013
Истец: ОАО "Городская управляющая компания", ОАО "Городская управляющая компания"
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры, Служба жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Третье лицо: Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Югорская межрайонная прокуратура, Прокуратура ХМАО-Югры
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2014 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3940/14
04.02.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10030/13
08.10.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-5108/13