город Ростов-на-Дону |
|
04 февраля 2014 г. |
дело N А32-8472/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 08.02.2013 N 75 Шматова Ю.В.,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кубанские магистральные сети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2013 по делу N А32-8472/2013, принятое судьёй Данько М.М., по заявлению открытого акционерного общества "Кубанские магистральные сети" к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кубанские магистральные сети" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании неправомерным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в части непредоставления в аренду ОАО "Кубанские магистральные сети" земельного участка с кадастровым номером 23:35:0505002:4; об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0505002:4 и направить его в адрес ОАО "Кубанские магистральные сети".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что на дату обращения в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования общество не представлено доказательств наличия у него указанного права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. Кроме того, суд установил, что обществом при обращении не представлены документы, указанные в пунктах 8, 9 Порядка, утвержденного приказом ТУ Росимущества по Краснодарскому краю от 16.06.2005 N 36. Согласно пункту 2.1 Порядка при отсутствии перечисленных документов материалы возвращаются заявителю. Возвращение материалов не препятствует повторному обращению заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и рассмотреть дело по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, сославшись на то, что им были представлены учредительные документы, подтверждающие, что ОАО "Кубанские магистральные сети" является правопреемником ОАО "Кубаньэнерго", владевшим спорным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования; документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке. Заявитель указывает, что права на земельный участок перешли к нему в связи с приобретением прав на недвижимое имущество, что следует из положений статьи 552 Гражданского кодекса РФ, статьи 35 Земельного кодекса РФ. При этом согласно пункту 12 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 регистрация права постоянного (бессрочного) пользования для возникновения права не требуется, возникает лишь обязанность его переоформления в установленном законом порядке. Согласно части 3 статьи 268 Гражданского кодекса РФ в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства. Также заявитель, обращаясь к положениям Приказа Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", полагает, что в силу пункта 2 не могут быть затребованы кадастровый паспорт или кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на земельный участок подано с целью переоформления прав на него (пункт 6). Также приказом не требуется обязательного предоставления правоудостоверяющих или правоустанавливающих документов в отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также заключений органа архитектуры и градостроительства и департамента культуры о наличии на земельном участке памятников истории и культуры. В этой связи заявитель считает неправомерной ссылку суда на положения приказа ТУ Росимущества от 16.06.2005 N 36, как имеющего меньшую юридическую силу по сравнению с Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475. Кроме того, заявитель указывает на положения пункта 2.3 приказа ТУ Росимущества от 16.06.2005 N 36, предусматривающие приостановление процедуры рассмотрения материалов для истребования необходимой информации в соответствующих службах и ведомствах.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Усть-Лабинского района Краснодарского края от 30.10.1995 N 757 А.О. "Кубаньэнерго" предоставлено 12,4558 га земли в постоянное (бессрочное) пользование в границах, указанных на чертеже, о чем выдан Государственный акт КК-2 N 257000578, зарегистрированный в книге записей Государственных актов за N 579 (том 1, л.д. 20 - 30).
Спорный земельный участок согласно кадастровому паспорту (том 1, л.д. 31 - 35) имеет кадастровый номер 23:35:0505002:4, его площадь составляет 34808 +/- 65 кв. м, принадлежит ОАО "Кубаньэнерго" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании вышеуказанного Государственного акта КК-2 N 257000578, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Усть-Лабинский, электросетевой комплекс ПС - 35/10кв АГНКС.
Согласно пункту 1.2 Устава ОАО "Кубанские магистральные сети" является правопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО "Кубаньэнерго" в соответствии с разделительным балансом ОАО "Кубаньэнерго", утвержденным внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Кубаньэнерго" (протокол от 13.01.2006).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОАО "Кубанские магистральные сети" создано путем реорганизации в форме выделения. В сведениях о реорганизуемом юридическом лице, правопреемником которого является создаваемое юридическое лицо (предшественник) указано акционерное общество открытого типа "Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани", ОГРН 1022301427268.
Согласно материалам дела ОАО "Кубанские магистральные сети" неоднократно обращалось в ТУ Росимущества в Краснодарском крае с заявлениями от 05.09.2012 N 05/162-АТ, от 19.11.2012 N 05/212-АТ, от 21.12.2012 N 05/306-АТ по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:35:0505002:4, площадью 34808 кв. м, расположенный в Краснодарском крае, Усть-Лабинском районе.
Однако действия по переоформлению права ТУ Росимущества по КК не совершены, что следует из его письма в ответ на обращения ОАО "Кубанские магистральные сети" от 27.03.2013 N 09-10/3597 (том 1, л.д. 126 - 127).
В соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятого зданием и необходимого для его использования, на тех же условиях, что и прежний собственник.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что исключительный характер права на приватизацию (приобретение права аренды) земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию (аренду) земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 2 Приказа установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
С учетом данного исключения на момент обращения заявителя к обязательному перечню документов, предоставляемых для приобретения прав на земельный участок относились следующие:
копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня;
сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Как следует из материалов дела, к заявлению о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды из вышеперечисленных согласно Перечню были приложены:
- документы, подтверждающие полномочия генерального директора, обратившегося с заявлением;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельство о постановке на налоговый учёт;
- устав, изменения и дополнения к нему;
- свидетельство о регистрации права на здания;
- сообщение заявителя;
- гос. акт на право пользования земельным участком КК-2 N 257000578;
- постановление главы Усть-Лабинского района от 15.03.2004 N 342.
Исследовав представленные документы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что из них не представляется возможным с полной достоверностью установить факт передачи заявителю в результате правопреемства прав на спорный земельный участок.
В уставе указано, что заявителю переходят часть прав предшественника в соответствии с разделительным балансом. Указанный разделительный баланс представлен не был.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОАО "Кубанские магистральные сети" создано в результате реорганизации в форме выделения, в связи с чем вывод об универсальном правопреемстве, в данном случае, представленными документами не подтверждается.
Из представленного в материалы дела акта приема-передачи земельных участков от 01.09.2006 правопреемнику ОАО "Кубанские магистральные сети" (том 1, л.д. 36 - 38) не следует, что заявителю передан спорный земельный участок с кадастровым номером 23:35:0505002:4.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что заявителем не представлены документы, из которых уполномоченный орган имел возможность установить факт перехода к заявителю в порядке правопреемства прав на спорный земельный участок.
Вместе с тем согласно утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 перечню заявитель обязан представить копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
Таким образом, заявителем не в полном объеме выполнены требования к перечню документов, необходимых для принятия решения о переоформлении спорного земельного участка, в связи с чем суд не установил факта несоответствия оспариваемого бездействия ТУ Росимущества в КК действующим правовым нормам, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом суд обращает внимание заявителя, что он вправе повторно обратиться в ТУ Росимущества в КК с соответствующим заявлением с приложением всех необходимых документов, подтверждающих вышеизложенные обстоятельства, недоказанность которых фактически послужило препятствием для удовлетворения заявления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8472/2013
Истец: ОАО "Кубанские магистральные сети"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3662/15
24.03.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2680/15
29.12.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8472/13
05.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3005/14
04.02.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21114/13
30.10.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8472/13