г. Вологда |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А05-8550/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 февраля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от заявителя Седунова Е.А., генерального директора, а также Цвиля В.С., полномочия которого на представление интересов сделаны в судебном заседании, от ответчика Эпп С.В. по доверенности от 21.01.2014 N 1625,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Котласская типография" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2013 года по делу N А05-8550/2013 (судья Ипаев С.Г.)
установил:
открытое акционерное общество "Котласская типография" (ОГРН 1102904000760; далее - общество, ОАО "Котласская типография") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас и Котласском районе Архангельской области (ОГРН 1022901026939; далее - управление, УПФ) о признании недействительными решений от 05.07.2013 N 039 010 13 ИС 0000 205 и N 039 010 13 РВ 0000 205.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2013 года по делу N А05-8550/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что для применения в 2011 году пониженного тарифа необходимо только включение его в соответствующий реестр Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Осуществление деятельности в качестве основной по виду деятельности, указанному в пункте 7 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), является необязательным, поскольку в 2011 году порядок подтверждения основного вида экономической деятельности не был определен. Считает также, что примененные УПФ санкции являются несоразмерными вмененным нарушениям.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей ОАО "Котласская типография" и УПФ, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании решения руководителя УПФ от 23.04.2013 N 03901013ВР0000311 выездной проверки деятельности общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 управлением составлен акт от 31.05.2013 N 03901013АВ0000299, а также приняты решения от 05.07.201320136 N 039 010 13 РВ 0000 205 и N 039 010 13 ИС 0000 205.
В ходе проведения проверки управлением установлено, что общество при исчислении страховых взносов за 2011 год в нарушение подпункта 1, подпункта 3 пункта 2 статьи 12, подпункта "б" пункта 7, пунктов 1.1 - 1.4 части 1, пункта 3.1 части 3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ неправомерно применяло пониженный тариф страховых взносов, установленный пунктом 7 части 1 статьи 58 названного Закона, что повлекло занижение суммы страховых взносов и предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за указанный период.
В обосновании доначисления страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафов УПФ сослалось на то, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности общества указана полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки (код ОКВЭД 22.21). Общество не зарегистрировано в качестве средства массовой информации и не осуществляет издательскую деятельность (код ОКВЭД 22.1) и не издает газет (код ОКВЭД22.12). Кроме того, заявитель осуществляет другие виды деятельности: производство прочих изделий из бумаги и картона (код ОКВЭД 22.25), розничная торговля писчебумажными и канцелярскими товарами (код ОКВЭД 52.47.3), оптовая торговля писчебумажными и канцелярскими товарами (код ОКВЭД 52.47.23), которые не соответствуют тем видам деятельности, осуществление которых дает право при определенных условиях применять пониженный тариф.
Решением УПФ от 05.07.201320136 N 039 010 13 ИС 0000 205 ОАО "Котласская типография" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закона N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 173 185 руб. 37 коп.
Решением управления от 05.07.201320136 N 039 010 13 РВ 0000 205 общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов, в том числе по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, в размере 87 547 руб. 19 коп., по страховым взносам в ФФОМС - 28 182 руб. 40 коп.
Этим же решением обществу по состоянию на 05.07.2013 начислены пени за 2011 год в общей сумме 113 361 руб. 24 коп., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 437 735 руб. 96 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 145 911 руб. 98 коп.
Общество, не согласившись с указанными решениями от 05.07.2013, обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статьям 198, 201 данного Кодекса для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 339-ФЗ) установлены льготные тарифы страховых взносов для издателей средств массовой информации на период по 2014 год.
Так, часть 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 7, вступившим в силу с 01.01.2011, предусматривающим пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе, в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:
деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
В частях 1.1 и 1.2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, также введенных Законом N 339-ФЗ, уточнено, что порядок подтверждения основного вида экономической деятельности российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 статьи 58, определяется Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2011 N 150 "О порядке подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов" (вместе с "Правилами подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов") (далее - Постановление N 150), которым установлено, что ведение реестра плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде (пункт 1), осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Для получения установленной льготы в отчетном периоде, плательщики, в соответствии с Постановлением N 150 должны до 30.03.2011 подтвердить полномочия по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера) за 1-й квартал 2011 года (пункт 7 названных выше Правил).
Пунктом 21 названных выше Правил на Роскомнадзор возложена обязанность передать реестр организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, в органы контроля уплаты страховых взносов в электронном виде не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, установленным Федеральным законом.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вносит сведения о плательщике в реестр либо принимает решение об отказе во внесении сведений о нем в реестр (пункт 14 Постановления N 150).
Согласно части 1.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода вид экономической деятельности российской организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 7 части 1 данной статьи, не соответствует заявленному виду экономической деятельности или если эти организация или индивидуальный предприниматель исключены из реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, указанного в части 1.2 данной статьи, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять установленные частью 3.1 настоящей статьи тарифы страховых взносов сначала периода, в котором допущено такое несоответствие или произошло исключение из этого реестра, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке с взысканием с российских организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.
В ходе проверки управлением установлено и из имеющейся в деле соответствующей выписки из реестра плательщиков по состоянию на 21.04.2011 следует, что ОАО "Котласская типография" включено в названный выше реестр 31.03.2011.
Вместе с тем, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что одного только факта включения Роскомнадзором общества в реестр для возникновения права на применение пониженного тарифа в силу пункта 7 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ является недостаточным, поскольку исходя из положений Закона N 212-ФЗ для применения пониженных тарифов необходимо одновременное выполнение условия о включении лица в реестр плательщиков страховых взносов, а также условия об основном виде деятельности.
Аналогичный вывод содержится в судебных актах по делу N А73-3078/2012 (определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2013 N ВАС-4228/13 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора).
В данном деле общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств того, что издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций - является основным видом его деятельности.
Оценивая доводы ОАО "Котласская типография", суд первой инстанции правомерно отметил, что согласно представленной обществом бухгалтерской справке о полученных доходах по видам деятельности за 2011 год, общая сумма доходов составила 18 795 364 руб., среди них от полиграфической продукции (код ОКВЭД 22.22) - 953 5472 руб., в том числе: бланки - 6 401 857 руб.; книжно-журнальная продукция - 1 626 430 руб.; этикетки - 345 755 руб.; билеты - 423 140 руб.; тетради, альбомы, блокноты - 212 695 руб.; изобразительная (календари, листовки, афиши) - 525 595 руб.; печатание газеты - 8 577 177 руб.; аренда - 640 161 руб.; доходы от сдачи металлолома, макулатуры - 62 554 руб.
Таким образом, доходы, полученные обществом в 2011 года от печатания газет, составили 8 557 177 руб., иные доходы равняются 10 218 187 руб. (18 795 364 руб. - 8 557 177 руб.).
Кроме того, льгота по применению пониженного тарифа по уплате страховых взносов носит заявительный характер, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1.
В представленных обществом расчетах за 2011 года основным видом деятельности указана полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки (код ОКВЭД 22.22.).
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество в 2011 году не подтвердило предоставленное пунктом 7 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ право на льготные тарифы страховых взносов.
Следовательно, управлением в соответствии с требованиями Закона N 212-ФЗ доначислены обществу страховые взносы за 2011 год (решение от 05.07.201320136 N 039 010 13 РВ 0000 205), начислены пени и применены штрафные санкции по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов.
Правомерным является и привлечение общества к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (решение от 05.07.201320136 N 039 010 13 ИС 0000 205).
Согласно статье 3 Закона N 27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:
- создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;
- создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате трудовых пенсий, срочной пенсионной выплаты;
- развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
- информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;
- упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
В соответствии со статьей 14 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд.
В силу части 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 данного Закона указанные в данном пункте сведения о каждом работающем застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) и о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц страхователь представляет ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность, в том числе, и за представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно пункту 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 размер штрафа, подлежащий взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
В рассматриваемом случае управлением установлено, что общество представило недостоверные сведения в отношении сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1-й квартал 2011 года на 37 физических лиц, за 1-е полугодие 2011 года на 45 физических лиц, за 9 месяцев 2011 года на 38 физических лиц, за 2011 год на 39 физических лиц, представив подробную расшифровку в отношении каждого конкретного физического лица (приложения к акту проверки от 31.05.2013 N 03901013АВ0000299).
Из данного акта проверки усматривается, и данный факт не оспаривается сторонами, что проверка проводилась сплошным методом, в ходе проверки УПФ исследовались все документы, касающиеся доходов физических лиц и уплаты страховых взносов.
Доводов, опровергающих вывод суда первой инстанции относительно правомерности привлечения ОАО "Котласская типография" к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ общество в апелляционной жалобе не приводит.
Общество указывает, что оспариваемые решения УПФ не отвечают принципу справедливости юридической ответственности и являются несоразмерными вмененным нарушениям.
Такую позицию апелляционная инстанция считает ошибочной, поскольку размер штрафа по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ определен в соответствии с указанными нормами.
Помимо того, о наличии смягчающих ответственность обстоятельств ОАО "Котласская типография" не заявляет.
Пени начислены в соответствии с требованиями статьи 25 Закона N 212-ФЗ.
Согласно указанной норме пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 2).
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Общество при обращении в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату обществу как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2013 года по делу N А05-8550/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Котласская типография" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Котласская типография" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 09.10.2013 N 1696 госпошлину в размере 1000 рублей.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8550/2013
Истец: ОАО "Котласская типография"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас и Котласском районе Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10337/14
20.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1916/14
05.02.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10106/13
23.09.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8550/13