г. Самара |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А55-15401/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,
с участием:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области - представитель не явился, извещено,
от индивидуального предпринимателя Бочкаревой Ольги Вячеславовны - представителя Игнатенко М.Ю. (доверенность от 17.09.2013 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 октября 2013 года по делу N А55-15401/2013 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Бочкаревой Ольги Вячеславовны, Самарская область, г. Тольятти,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бочкарева Ольга Вячеславовна (далее - ИП Бочкарева О.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области (далее - ГУ - УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, ответчик) от 05.06.2013 N 077 013 13 ВД 0029172.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", исходил из того, что в спорный период у предпринимателя отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа, поскольку она не осуществляла предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
ГУ - УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 22.10.2013, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что с 01 января 2010 г. установлен новый порядок регулирования правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС, ввиду вступления в силу Федеральных законов от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ и N 213-ФЗ. Федеральный закон N 212-ФЗ каких-либо специальных норм, исключающих обязанность данных лиц уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, до 01.01.2013 года не содержал. Соответственно оснований для освобождения от уплаты страховых взносов плательщиков не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет в отношении страховых взносов, подлежащих исчислению и уплате начиная с 01.01.2010 по 31.12.2012, применительно к правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Сура РФ от 12.05.2005 N182-О, не имеется.
Предпринимателем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Представитель предпринимателя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ГУ - УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области не явился, Управление надлежаще извещено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 04.06.2010 г. Бочкарева Ольга Вячеславовна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на налоговом учете и МРИ ФНС РФ N 19 по Самарской области, ОГРНИП 310632415500022.
Индивидуальный предприниматель зарегистрирована в Государственном учреждении-Управление Пенсионного фонда в Центральном районе гор. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области в качестве страхователя за регистрационным номером-077013103689.
За период с 01.01.2012 по 20.02.2012 года индивидуальный предприниматель оплатила страховые взносы на сумму 5689,83 руб., что подтверждается платежными поручениями N N 2.3,4 от 09.11.2012.
В период с 21.02.2012 по 09.07.2012 Бочкаревой О.В. был выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам.
10.05.2012 у предпринимателя родился сын, что подтверждается свидетельством о рождении и до достижения им возраста 1,5 лет заявитель осуществляла уход за ним и не вела предпринимательской деятельности.
Пенсионный фонд направил в адрес индивидуального предпринимателя требование N 07701340063 696 от 22.03.2013 г. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем-страхователем.
В соответствии с указанным требованием Индивидуальному предпринимателю было предложено в добровольном порядке в 10-дневный срок уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 22.03.2013 г. в размере 11 410,01 руб., в том числе страховая часть трудовой пенсии - 7346,73 руб., накопительная часть трудовой пенсии - 2196,22 руб, на обязательное медицинское страхование - 1645.52 руб.. пени в ПФ РФ - 188,96 руб., пени в ФОМС - 32,58 руб.
Указанное требование Индивидуальным предпринимателем исполнено не было.
05.06.2012 г. Пенсионный фонд вынес решение N 077 013 13 ВД 0029172 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней с индивидуального предпринимателя-страхователя па общую сумму 9 731,91 руб.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) предусматривалось, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливался исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ).
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 которого индивидуальные предприниматели также отнесены к плательщикам страховых взносов на обязательное социальное страхование, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При этом Федеральным законом N 212-ФЗ был введен новый порядок уплаты страховых взносов, согласно которому размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, не являющимся работодателем, определяется исходя из стоимости страхового года.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что стоимость страхового года - это определяемая в соответствии с частью 2 названной статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Таким образом, с принятием Федерального закона N 212-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа были отменены с 01.01.2010.
С указанного момента плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование исходя из стоимости страхового года.
Вместе с тем, изменившийся механизм исчисления страховых взносов не повлек изменений установленного Федеральным законом N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядка зачета не страховых периодов в страховой стаж и финансирования расходов фонда в связи с этим за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Так, согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона (в том числе, гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), включаются в страховой стаж для начисления пенсии при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 названного Федерального закона, в страховой стаж засчитывается, в том числе, как период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (подпункт 2 пункта 1), так и период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в определении от 12.05.2005 N 182-О, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 29.05.2002), во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Конституционный Суд Российской Федерации сделал указанные выводы на основании положений, закрепленных в законе N 167-ФЗ и Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые в настоящий момент продолжают действовать и не отменены.
В связи с вступлением в силу закона N 212-ФЗ конституционно-правовой смысл норм, установленный Конституционным Судом Российской Федерации при рассмотрении жалоб, не изменился.
Таким образом, вывод Пенсионного фонда о том, что в связи с принятием закона N 212-ФЗ на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность уплачивать страховые взносы в указанный период, является несостоятельным.
Как установлено судом, ИП Бочкарева О.В. с 21.02.2012 по 09.07.2012 находилась в отпуске по беременности и родам.
В связи с рождением сына (10.05.2012) ИП Бочкарева О.В. являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В связи с нахождением в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком предпринимательскую деятельность в период с 21.02.2012 последняя не осуществляла, а поэтому отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов в соответствующие фонды.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований истца, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 октября 2013 года по делу N А55-15401/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15401/2013
Истец: ИП Бочкарева Ольга Вячеславовна
Ответчик: Управление Пенсионного фонда в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5399/13
05.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22935/13
28.11.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21798/13
22.10.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15401/13