Импортный товар на внутреннем рынке
Организации, которые покупают на внутреннем рынке товар у импортера, должны иметь в виду, что если недобросовестный поставщик товар не "растаможил" и не уплатил по нему платежи и налоги, то их могут ждать большие неприятности.
В соответствии с п. 4 ст. 320 ТК РФ при незаконном перемещении*(1) товаров и транспортных средств через таможенную границу, в частности при ввозе этих средств, ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства. То есть организация, приобретающая на внутреннем рынке товар, может нести такую же ответственность, как если бы она сама выступала декларантом. Правда, в указанном пункте есть оговорка, что у приобретателей товаров ответственность наступает в том случае, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ. Однако арбитражная практика показывает, что данная оговорка лишний раз подтверждает знаменитую русскую пословицу "Закон что дышло...". Но обо всем по порядку.
Полномочия таможенных органов при обнаружении товаров, незаконно
ввезенных на таможенную территорию РФ
Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии и до момента выпуска для свободного обращения (п. 1 ст. 360 ТК РФ). После выпуска таможенные органы в течение года могут осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений (п. 1, 2 ст. 361 ТК РФ).
В целях проведения такой проверки таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК РФ). То есть, если организация приобрела на внутреннем рынке импортный товар или транспортное средство, она также может попасть в поле зрения таможенных органов.
Одной из форм таможенного контроля является таможенная ревизия. Таможенными органами может проводиться специальная ревизия у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами (п. 3 ст. 376 ТК РФ). Она производится при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных ТК РФ, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин и налогов.
Каковы полномочия таможенных органов при обнаружении незаконно ввезенных товаров у лиц, которые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности приобрели эти товары на таможенной территории РФ?
Во-первых, на такие товары налагается арест либо они подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары в таможенных целях рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем (п. 1 ст. 391 ТК РФ).
Во-вторых, покупатели импортных товаров вправе осуществить таможенные платежи и выполнить таможенное оформление в упрощенном порядке. Если уплата платежей производится не позднее пяти дней со дня обнаружения товаров (либо она обеспечивается), то товары не изымаются, а пени не начисляются (п. 2 ст. 391 ТК РФ). После этого товары будут рассматриваться как выпущенные для свободного обращения, что не препятствует таможенным органам совершать необходимые действия по выявлению лиц, участвовавших в их незаконном перемещении через таможенную границу (п. 4 ст. 391 ТК РФ).
В-третьих, если лицо, приобретшее незаконно ввезенные товары, отказалось от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций, то взыскание пошлин и налогов производится за счет товаров, в отношении которых эти пошлины и налоги не уплачены. При этом обращение взыскания осуществляется на основании арбитражного суда (п. 3 ст. 352 ТК РФ) и независимо от того, в чьей собственности находятся такие товары (п. 5 ст. 352 ТК РФ).
О приобретении добросовестном и не очень
Теперь вернемся к одному из самых значимых для приобретателя товаров предложений в п. 4 ст. 320 ТК РФ - он будет нести ответственность, если в момент приобретения знал о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ.
Судебная практика по этому вопросу складывалась следующим образом. Конституционный суд неоднократно рассматривал дела о проверке конституционности ряда статей ТК РФ, посвященных ответственности приобретателей импортных товаров и транспортных средств.
Прежде чем перейти к анализу постановлений и определений КС РФ, хотелось бы пояснить, что в них идет ссылка на статьи "старого" ТК РФ 1993 года*(2) - 124, 131, 380. Нормы, содержащиеся в этих статьях, в незначительной редакции изложены и в "новом" ТК РФ 2003 года*(3), правда, номера статей уже другие. Для удобства восприятия читателю предлагается таблица, в которой даны сравнения статей обоих кодексов.
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| ТК РФ (редакция 2003 года) | ТК РФ (редакция 1993 года) |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|Статья 320 ТК РФ. Лица, ответственные за уплату|Статья 124 ТК РФ. Взыскание таможенных|
|таможенных пошлин, налогов |платежей и меры ответственности |
|Пункт 4. При незаконном перемещении товаров и|При незаконном перемещении товаров и|
|транспортных средств через таможенную границу|транспортных средств через таможенную границу|
|ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов|РФ солидарную ответственность за уплату|
|несут лица, незаконно перемещающие товары и|таможенных платежей несут лица, незаконно|
|транспортные средства, лица, участвующие в не-|перемещающие товары и транспортные средства,|
|законном перемещении, если они знали или должны|лица, участвующие в незаконном перемещении,|
|были знать о незаконности такого перемещения, а при|если они знали или должны были знать о|
|ввозе - также лица, которые приобрели в соб-|незаконности такого перемещения, а при ввозе|
|ственность или во владение незаконно ввезенные|- также лица, которые приобрели в|
|товары и транспортные средства, если в момент|собственность или во владение незаконно|
|приобретения они знали или должны были знать о|ввезенные товары и транспортные средства,|
|незаконности ввоза, что надлежащим образом|если в момент приобретения они знали или|
|подтверждено в порядке, установленном законо-|должны были знать о незаконности ввоза. |
|дательством РФ. Указанные лица несут такую же отве-| |
|тственность за уплату таможенных пошлин, на-| |
|логов, как если бы они выступали в качестве| |
|декларанта незаконно вывозимых или незаконно| |
|ввезенных товаров. | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|Статья 15 ТК РФ. Пользование и распоряжение товарами|Статья 131 ТК РФ. Пользование и распоряжение|
|и транспортными средствами |товарами и транспортными средствами, в|
|Пункт 1. Никто не вправе пользоваться и|отношении которых таможенное оформление не|
|распоряжаться товарами и транспортными средствами до|завершено |
|их выпуска иначе как в порядке и на условиях,|Никто не вправе пользоваться и распоряжаться|
|которые предусмотрены ТК РФ. |товарами и транспортными средствами, в|
| |отношении которых таможенное оформление не|
| |завершено, за исключением случаев, преду-|
| |смотренных ТК РФ и нормативными актами|
| |ГТК РФ. |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
| КоАП РФ | ТК РФ (редакция 1993 года) |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|Статья 16.21 КоАП РФ. Незаконные приобретение,|Статья 380 ТК РФ. Исполнение постановления|
|пользование, хранение либо транспортировка товаров и|таможенного органа РФ в части конфискации |
|(или) транспортных средств |Товары, транспортные средства и иные|
|Приобретение, пользование, хранение либо тран-|предметы, в отношении которых вынесено|
|спортировка товаров и (или) транспортных сред-|постановление о конфискации, по истечении|
|ств, которые незаконно перемещены через та-|срока обжалования постановления таможенного|
|моженную границу РФ и в отношении которых не|органа РФ конфискуются. Конфискация прои-|
|уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены|зводится независимо от того, являются ли|
|запреты и (или) ограничения, установленные в|они собственностью лица, совершившего на-|
|соответствии с законодательством РФ, влекут|рушение таможенных правил, а также не-|
|наложение административного штрафа на должностных|зависимо от того, установлено это лицо или|
|лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на|нет. |
|юридических лиц - от 1/2 до 2-кратного размера| |
|стоимости товаров и (или) транспортных средств,| |
|явившихся предметом административного правонару-| |
|шения, с их конфискацией или без таковой либо| |
|конфискацию предметов административного | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Итак, начнем с постановлений и определений КС РФ.
Постановление КС РФ от 14.05.1999 N 8-П
Суд постановил признать соответствующими Конституции РФ:
- содержащееся в ч. 1 ст. 131 ТК РФ положение, запрещающее пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено;
- содержащееся в ч. 1 ст. 380 ТК РФ положение, согласно которому конфискация товаров, транспортных средств и иных предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.
Постановление КС РФ от 27.04.2001 N 7-П
Решая вопрос о распределении бремени доказывания вины, законодатель вправе освободить от него органы государственной власти при обеспечении возможности для самих субъектов правонарушения подтверждать свою невиновность.
Организации не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля. При этом они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и с их стороны к этому были приняты все меры.
Субъект таможенных правоотношений должен принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ним обязательств, с тем чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей. На нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов. Это, однако, не исключает, что в дальнейшем имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.
Определение КС РФ от 27.11.2001 N 202-О
Правоприменители (в том числе арбитражные суды) неоднозначно толкуют Постановление N 8-П, поэтому возникает вопрос: в какой мере положения ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 380 ТК РФ распространяются на случаи, когда товары и транспортные средства, в отношении которых таможенное оформление не завершено, стали предметом договора купли-продажи, и могут ли такие товары и транспортные средства быть конфискованы у лиц, приобретших их в собственность или владение и признаваемых в силу гражданского законодательства добросовестными приобретателями. В связи с этим КС РФ в Определении N 202-О дает разъяснение Постановления N 8-П. В нем, в частности, говорится, что положение ч. 1 ст. 380 ТК РФ не может быть истолковано как предусматривающее возможность конфискации товаров и транспортных средств, ввезенных с нарушением таможенных правил, у лиц, которые приобрели их в ходе оборота на территории РФ, если эти лица не могли каким-либо образом влиять на соблюдение требуемых таможенных формальностей, поскольку не были в тот период участниками каких-либо отношений, включая таможенные, по поводу такого имущества, при том что, приобретая его, они не знали и не должны были знать о незаконности ввоза.
Из статьи 131 ТК РФ следует, что уплата таможенных платежей как необходимое условие таможенного оформления товаров и транспортных средств, по существу, представляет собой не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и транспортные средства от собственного имени.
В соответствии с ТК РФ солидарную ответственность за уплату таможенных платежей несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (ч. 8 ст. 124 ТК РФ). Поскольку такое приобретение является нарушением таможенных правил, оно влечет за собой не только ответственность, но и обязанность приобретателя уплатить таможенные платежи. Поэтому таможенные органы, действующие от имени государства, в этих случаях вправе взыскивать таможенные платежи также с приобретателя товаров и транспортных средств.
При рассмотрении дел о нарушении таможенных правил, в которых предполагается в качестве санкции конфискация товаров и транспортных средств у приобретателя или возложение на него обязанности по уплате таможенных платежей, доказывание его вины в таком нарушении осуществляется в соответствии с таможенным законодательством с учетом Постановления N 7-П. В частности, если приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, это дает основания говорить о его вине в форме неосторожности.
Определение КС РФ от 12.05.2006 N 167-О
Заметьте, данное определение КС РФ вынес, когда действовал уже "новый" ТК РФ 2003 года. Однако мнение арбитров осталось неизменным, и в данном документе они ссылаются на вышеперечисленные постановления и определения.
Суд, в частности, отметил, что оспариваемое заявителем законоположение в системе действующего таможенного законодательства, аналогичное положению части первой ст. 131 ТК РФ 1993 года, не исключает признания лиц, которые на момент приобретения транспортного средства на территории РФ не знали и не должны были знать о том, что оно не прошло таможенное оформление в установленном порядке, полноправными собственниками приобретенного ими транспортного средства. В этом случае сама по себе оспариваемая норма ТК РФ не может быть основанием для признания недействительным договора купли-продажи и лишения покупателя права собственности.
Выяснение же того, являлось ли конкретное лицо на момент приобретения транспортного средства осведомленным о непрохождении им таможенного оформления на территории РФ, проявившим необходимую для получения соответствующих сведений степень заботливости и осмотрительности и, соответственно, может ли данное лицо быть освобождено от процедур таможенного оформления, связано с исследованием фактических обстоятельств. Разрешение данных вопросов относится к прерогативе судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые при их рассмотрении должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств дела.
Обратимся к арбитражной практике, которая, надо сказать, складывается неоднозначно. Приведем примеры постановлений, в которых суды поддержали добросовестных приобретателей, и доводы арбитров.
Постановлением ФАС УО от 10.10.2006 N Ф09-8940/06-С1 отменено решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, которые при вынесении решения о доказанности состава вменяемого предприятию административного правонарушения руководствовались сведениями, полученными таможней из ГНИВЦ ФТС. Эти сведения указывали на то, что транспортное средство в свободное обращение на таможенной территории РФ не выпускалось и доплата таможенных платежей не производилась. Однако само по себе сообщение названного государственного органа не свидетельствует и не доказывает того, что предприятие знало или должно было знать о незаконности ввоза, так как в момент ввоза транспортного средства не было участником таможенных отношений по поводу этого имущества.
Поскольку предприятие приобретало автобус в ходе оборота на территории РФ и использовало при перевозках ПТС без указания в нем о каких-либо таможенных ограничениях, оснований полагать, что предприятие осуществляло незаконное пользование данным транспортным средством, не имеется.
Аналогичная ситуация рассматривалась судом в 2008 году, и своего мнения ФАС УО не изменил (см. Постановление от 21.01.2008 N Ф09-11341/07-С1).
Тот же арбитражный суд поддержал общество, которое приобрело у предпринимателя товар, не прошедший таможенное оформление (Постановление от 26.02.2008 N Ф09-646/08-С1). Таможней не представлено доказательств того, что общество в момент приобретения товара знало или каким-либо образом должно было узнать об этом, поскольку условия договора не обязывают предпринимателя передать обществу документы, подтверждающие законность перемещения товара на территорию РФ и уплату таможенных платежей. Общество приобретало товар у предпринимателя в ходе оборота на территории РФ на законных основаниях и использовало его без каких-либо таможенных ограничений, следовательно, осуществляло законное использование данного товара, в том числе и его перевозку.
Теперь предлагаем ознакомиться с арбитражной практикой, сложившейся не в пользу налогоплательщиков. Например, в Постановлении от 27.11.2006 N КА-А40/11491-06 ФАС МО установил, что наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, таможенным органом доказано, поскольку общество имело возможность и обязано было проверить, был ли декларирован товар, так как в силу таможенного законодательства товар, не прошедший таможенную очистку, не может поступать в свободное обращение и реализовываться. Приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением импортного имущества, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, что свидетельствует о его вине в форме неосторожности. Аналогичная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС МО от 16.11.2006 N КА-А40/11169-06.
В другом постановлении (от 02.02.2006 N КА-А41/13852-05) этот же суд, оценивая имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что факт незаконного перемещения товара, приобретенного обществом у импортера, доказан - общество не воспользовалось возможностью проверить факт таможенного оформления приобретаемого товара в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и выдачи таможнями заключения о таможенном оформлении товаров, ввезенных на территорию РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверяя доводы апелляционной жалобы о том, что ни в Законе РФ о бухгалтерском учете, ни в Постановлении Правительства РФ N 914*(4) не содержится требований о передаче копии грузовой таможенной декларации при купле-продаже товаров, обосновал свой вывод об отсутствии оснований для отмены решения арбитражного суда с учетом правовой позиции, выраженной КС РФ в Определении N 202-О.
Итак, подведем итоги. Добросовестный приобретатель во избежание конфискации товара (транспортного средства) и уплаты пошлин и налогов "за того парня" должен доказать, что он:
- не мог влиять на соблюдение требуемых таможенных формальностей, поскольку не был в тот период участником каких-либо отношений, включая таможенные, по поводу такого имущества;
- не знал и не должен был знать о незаконности ввоза;
- проявил должную заботу и осмотрительность.
Что касается последнего пункта, то "проявлением заботы" будет обращение лиц, осуществляющих оптовую и розничную реализацию товаров иностранного производства, в таможенный орган. С 10.02.2008 действует Приказ ФТС России N 1347*(5), в соответствии с которым таможенный орган обязан представлять по письменным запросам таких лиц сведения о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, по установленной форме (приложения N 1, 2).
Запрос можно сделать в любую таможню. В случае использования информационных ресурсов таможни, в которую поступил запрос заинтересованного лица, сведения представляются не позднее пяти рабочих дней. Если используются информационные ресурсы иных таможенных органов - не позднее десяти рабочих дней.
Е.Л. Ермошина,
редактор журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 12, июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Незаконное перемещение товаров (транспортных средств) через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ товаров (транспортных средств) с нарушением порядка, установленного ТК РФ (пп. 10 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
*(2) Таможенный кодекс РФ, утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1.
*(3) Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, вступил в действие с 01.01.2004.
*(4) Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур...".
*(5) Приказ ФТС России от 31.10.2007 N 1347.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"