г. Челябинск |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А07-14110/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фотиной О.Б.,
судей Деевой Г.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Урванцевой Ю.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модуль" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2013 по делу N А07-14110/2013 (судья Харисов А.Ф.).
Общество с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее - ООО "Модуль", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Областному государственному Унитарному предприятию "Имущество" (далее - ОГУП "Имущество", ответчик) об обязании ответчика заключить дополнительное соглашение к договору N 72 от 02.03.2012, содержащее требование о включении в раздел 4 договора "Порядок выполнения и приемки работ" дополнительных пунктов 4.7, 4.8, 4.9 следующего содержания:
- 4.7 Изготовленный Энергетический паспорт заказчика направляется исполнителем через саморегулируемую организацию в Министерство энергетики Российской Федерации для регистрации;
- 4.8 Обязанности исполнителя по настоящему договору считаются полностью исполненными после получения уведомления о приемке энергетического паспорта и регистрации его копии Министерством энергетики Российской Федерации;
- 4.9 Заказчик обязуется подписать в подлиннике акты выполненных работ по договору в срок 10 дней со дня получения от исполнителя извещения о регистрации копии энергетического паспорта (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В основание доводов жалобы указал, что суд оставил без внимания требования истца о том, что результат работ, предусмотренный договором N 72 от 02.03.2012 не достигнут, поскольку составленный ответчиком энергетический паспорт не обладает потребительской ценностью без предусмотренной Федеральным законом N 261-ФЗ регистрации в Минэнерго РФ (п.6 Постановления Правительства РФ от 25.04.2011 N 318 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении"). Кроме того, истец полагает, что бремя несения ответственности за неисполнение ответчиком обязательств по регистрации энергопаспорта установленных законом и договором, в соответствии с ч.1 ст.403 Гражданского кодекса РФ возлагается на ООО "Модуль", что нарушает его права и законные интересы.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и было правильно установлено арбитражным судом первой инстанции, 02.03.2012 между ООО "Модуль" (заказчиком) и ОГУП "Имущество" (исполнителем) заключен договор N 72 (л.д.11-15, 16). По условиям данного договора ОГУП "Имущество" приняло на себя обязательство по проведению энергетического обследования на объектах истца и составлению энергетического паспорта, включающего технический паспорт по результатам проведенного энергетического обследования, результаты проведенного инструментального термографического обследования, разработку плана мероприятий по Энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В соответствии с Федеральным законом N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (ФЗ N 261) и Распоряжением Правительства РФ от 101.12.2009 N 1830-р ООО "Модуль" обязано организовать и провести энергетическое обследование.
В п.2.1 договора стороны согласовали договорную цену, которая с учетом протокола соглашения о договорной цене составляет 400 000 руб.
В соответствии с п.1.3, 2.2 договора заказчик обязался принять оказанные услуги и произвести оплату.
Исполнитель обязался оказывать услуги по договору согласно утвержденного сторонами календарного плана выполнения работ, заказчик обязался принять оказанные услуги, указанные в п.1.1.1 и п. 1.1.2 договора и произвести их оплату в порядке и сроки, предусмотренные в разделе 2 договора (п. 1.2, 1.3 договора).
Согласно п. 2.1 договора цена договора составляет 400 000 рублей, в том числе НДС в размере 18% в сумме 61 016,94 руб., согласно протоколу соглашения о договорной цене. Заказчик оплачивает исполнителю стоимость услуг, указанную в п. 2.1. договора, поэтапно, в следующем порядке:
- заказчик оплачивает исполнителю авансовый платеж в сумме 50 000 руб. в течение 5 банковских дней с момента подписания договора, - за оказание услуг, предусмотренных п.1, 2 календарного плана выполнения работ заказчик оплачивает исполнителю в срок до 25.03.2012 сумму в размере 90 000 руб.,
- за оказание услуг, предусмотренных п. 3, 4, 5 календарного плана выполнения работ заказчик оплачивает исполнителю в срок до 25.05.2012 сумму в размере 160 000 руб.,
- окончательный расчет по договору в сумме 100 000 руб. производится заказчиком после выполнения исполнителем п.6 календарного плана выполнения работ и подписания сторонами акта приема-передачи оказанных услуг (выполнение работ) в течение 5 банковских дней с момента подписания указанного акта оказанных услуг (выполненных работ).
В силу п.2.3 договора оплата за выполненные по договору услуги производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.
Истец во исполнение своих обязательств по оплате оказанных в договоре услуг произвел в адрес ответчика платежи на общую сумму 300 000 руб., что подтверждается платежными поручениями N 103 от 06.03.2012 на сумму 50 000 руб., N 150 от 23.03.2012 на сумму 90 000 руб., N 261 от 14.05.2012 на сумму 50 000 руб., N 277 от 17.05.2012 на сумму 25 000 руб., N 281 от 18.05.2012 на сумму 15 000 руб., N 289 от 22.05.2012 на сумму 70 000 руб.
Ответчик на основании п. 3.2.2. договора передал истцу опросные листы при заключении договора. Согласно указанному положению договора истец обязан возвратить ответчику заполненные опросные листы в течение 7 дней с момента их вручения ответчиком. Истец несет ответственность за полноту и достоверность передаваемой ответчику информации.
В соответствии с п.3.3, 3.3.1 указанного договора истец обязан предоставить всю информацию, необходимую для оказания услуг по договору.
Истец возражает относительно качества оказанных ответчиком услуг по договору N 72 от 02.03.2012 поскольку по его мнению составленный ответчиком и полученный истцом энергетический паспорт N ЭП-Э-001-7216 должен быть зарегистрирован в Министерстве энергетики РФ. В случае отсутствия такой регистрации истец считает обязательства по договору ответчиком не исполненными и энергетический паспорт не соответствует требованиям приказа Минэнерго от 19.04.2010 N 182, и ФЗ N 261 от 23.11.2009. Истец полагает, что в данном случае не достигнут результат работ, предусмотренный договором, поскольку составленный ответчиком энергетический паспорт не обладает потребительской ценностью и не может быть использован без предусмотренной регистрации в Минэнерго РФ.
Истец 22.07.2013 в целях урегулирования спорных правоотношений обратился в адрес ответчика с предложением заключить дополнительное соглашение к договору, на которое ОГУП "Имущество" ответа не дало.
Истец, ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оказанию услуг не исполнены, энергетический паспорт не обладает потребительской ценностью, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены доказательства существенного нарушения ответчиком положений договора, которое влечет для истца такой ущерб, что оно в значительной степени лишается того, на что было вправе рассчитывать при заключении договора.
Данные выводы суда являются правильными.
На основании ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что, в соответствии с договором N 72 от 02.03.2012 ответчик принял на себя обязательства по выполнению следующих услуг:
- проведение энергетического обследования на объектах, согласованных с истцом и указанных в приложении N 1 к договору (п. 1.1.1. договора);
- составление энергетического паспорта, включающего: технический отчет по результатам проведенного энергетического обследования; результаты проведенного инструментального термографического обследования; разработку плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности заказчика (п. 1.1,2. договора).
Ответчик письмом от 06.04.2013 г. (исх. N 421) направил в адрес истца энергетический паспорт N ЭП-Э-001-7216.
Проведенное ответчиком энергетическое обследование является для истца обязательным в силу положений ст. 15, 16 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышений энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ от 23.11.2009 (Закон об энергосбережении)
В соответствии с положениями действующего законодательства в сфере энергосбережения на ответчика также не может быть возложена обязанность по регистрации составленного энергетического паспорта в Министерстве энергетики РФ.
Так, согласно ч. 4 ст. 15 Закона об энергосбережении деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
В силу п. 2, 3, 6 ст. 15 названного Закона основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его заказчику.
Приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182 утверждены требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, а также правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования.
В соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ информация, полученная при обработке, систематизации и анализе данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований, используется в целях получения объективных данных об уровне использования органами и организациями энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о лицах, достигших наилучших результатов при проведении энергетических обследований, об органах и организациях, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, об иных получаемых в результате энергетического обследования показателях.
Из содержания ст. 17 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ следует, что Минэнерго России как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, то есть в целях получения необходимой информации.
Согласно письма Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Объединение независимых энергоаудиторских и энергоэкспертньгх организаций" (СРО НП "ОНЭ и ЭО") от 28.08.2012 N 1247 энергетический паспорт (с отчетной документацией), разработанный в рамках проведения обязательного энергетического обследования на объект ООО "Модуль" зарегистрирован в реестре СРО НП "ОНЭ и ЭО" в установленный законодательством срок под номером ЭП-Э-001-7216 (л.д. 85).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона об энергосбережении уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, в соответствии с требованиями, определенными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 19 (Положение) сбор данных, содержащихся в энергетических паспортах, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основе надлежаще заверенных копий энергетических паспортов, представляемых в установленном порядке саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования на бумажном носителе с приложением этих документов на электронном носителе (оптическом диске) или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа в формате Portable Document Format (PDF) и в форме структурированного электронного документа в формате Extensible Markup Language (XML).
Каждая саморегулируемая организация в области энергетического обследования один раз в три месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой саморегулируемой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ч. 2 ст. 17 Закона об энергосбережении).
Пунктами 3, 3.1 "Разъяснений по отдельным вопросам применения законодательства Российской Федерации в части проведения энергетического обследования" (Разъяснения), разработанных Департаментом энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России (Департамент) в соответствии с п.4.10 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 предусмотрено, что в соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона об энергосбережении копию энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, вправе направлять в уполномоченный федеральный орган только саморегулируемая организация в области энергетического обследования. Направление копий энергетических паспортов в целях сбора, обработки, систематизации, анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований, для оценки их соответствия требованиям законодательства членами саморегулируемой организации или заказчиками энергетических обследований в Минэнерго России законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не предусмотрено. (Указанные Разъяснения Департамента не являются нормативным правовым актом, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться требованиями Закона об энергосбережении и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящих разъяснениях).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции в решении, действующим законодательством обязанность по регистрации энергетического паспорта в Министерстве энергетики РФ возложена на саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой является ОГУП "Имущество". В данном случае, такой организацией является саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство "Объединение независимых энергоаудиторских и энергоэкспертных организаций" (НП "ОНЭ и ЭО").
Более того, в силу п.п. а) п. 4 Положения Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет регистрацию копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, и данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований.
Соответственно, именно на саморегулируемую организацию НП "ОНЭ и ЭО" возлагается обязанность по предоставлению в Министерство энергетики РФ для регистрации, анализа, формирования электронной базы копий энергетических паспортов.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-Фз от 23.11.2009 г. деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области' энергетического обследования.
Обязанность направлять заверенные копии энергетических паспортов, составляемых членами саморегулируемой организации по результатам проведенных ими обязательных энергетических обследований установлена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ для саморегулируемой организации.
В соответствии с положениями действующего законодательства в сфере энергосбережения на ОГУП "Имущество" не может быть возложена обязанность по регистрации составленного энергетического паспорта в Министерстве энергетики.
Обязанность направлять заверенные копии энергетических паспортов, составленных членами саморегулируемой организации по результатам проведенных ими обязательных энергетических обследований установлена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ для саморегулируемой организации.
В случае направления копий энергетических паспортов с нарушением требований Правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182, либо несоответствия копии энергетического паспорта требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности Министерство вправе вернуть представленные документы саморегулируемой организации для устранения выявленных нарушений.
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований ст. 17 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ о направлении в Минэнерго России копии энергетических паспортов, само по себе не влечет о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей по договору, несоответствии изготовленного энергетического паспорта требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, другими законами или договором.
При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Нормой ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
В силу п. 2 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен, либо был заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (п.4 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истцом не представлены доказательства существенного нарушения ответчиком положений договора, которое влечет для истца такой ущерб, что оно в значительной степени лишается того, на что было вправе рассчитывать при заключении договора. Наличие совокупности обстоятельств, перечисленных в п.2 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации и требуемых для изменения условий договора по решению суда, также документально не подтверждено (ст. ст. 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что одновременной совокупности обстоятельств, на которую указано в ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяющей удовлетворить иск, из материалов дела не усматривается и истцом не доказано.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении иска.
Судебные расходы по иску распределены судом в соответствии с требованиями ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что суд оставил без внимания требования истца о том, что результат работ, предусмотренный договором N 72 от 02.03.2012 не достигнут, поскольку составленный ответчиком энергетический паспорт не обладает потребительской ценностью без предусмотренной Федеральным законом N 261-ФЗ регистрации в Минэнерго РФ (п.6 Постановления Правительства РФ от 25.04.2011 N 318 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении"), судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку действующим законодательством обязанность по регистрации энергетического паспорта в Министерстве энергетики РФ возложена на саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой является ОГУП "Имущество". В данном случае, такой организацией является саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство "Объединение независимых энергоаудиторских и энергоэкспертных организаций" (НП "ОНЭ и ЭО").
Как несостоятельные отклоняются судом апелляционной инстанции доводы истца о том, что бремя несения ответственности за неисполнение ответчиком обязательств по регистрации энергопаспорта установленных законом и договором, в соответствии с ч.1 ст.403 Гражданского кодекса РФ возлагается на ООО "Модуль", что нарушает его права и законные интересы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются судом по правилам, установленным ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В связи с предоставленной ООО "Модуль" отсрочкой по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 000 руб. (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 333.41, подпункты 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2013 по делу N А07-14110/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модуль" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Модуль" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Фотина |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14110/2013
Истец: ООО "Модуль"
Ответчик: ОГУП "Имущество"