город Москва |
|
7 февраля 2014 г. |
Дело N А40-130743/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2013 по делу N А40-130743/13, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" (107113, Москва, Поперечный просек, д. 1 Г)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в Восточном административном округе (111141, Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, к. 2)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя: |
Седакова А.В. по доверенности N 3/по-2014 от 10.01.2014; |
от заинтересованного лица: |
Пальнин О.А. по доверенности от 20.08.2013; |
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2013 удовлетворены требования ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ВАО от 19.08.2013 N 1322-25 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200.000 руб.
При этом суд исходил из того, что административным органом нарушена процедура привлечения учреждения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции, включив в нее следующие выводы: "оспариваемое постановление вынесено в отношении органа, осуществляющего надзор и привлечение к ответственности за те нарушения, за которые оно оспариваемым постановлением и привлечено, Роспотребнадзором не доказана вина ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нормы, установленные пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не распространяются на ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ВАО от 19.08.2013 N 1322-25 о назначении административного наказания учреждение признано виновным и привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно, в нарушении ст. ст. 11, 21, 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 3.7 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" территория ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" (около Казенного пруда и Бабаевского пруда) по адресу: Москва, Поперечный просек, д.1Г находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, контейнер находящийся на территории ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" с отходами и мешки с мусором расположены не на искусственном водонепроницаемом и химически стойком покрытии (асфальт, керамзитобетон и т.д.), а на земле, контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, расположенные на территории ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", переполнены и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) при этом отходы разбросаны рядом с контейнерами, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КРФоАП и учреждению назначено административное наказание в виде наложения штрафа.
Не согласившись с постановлением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г.Москве в ВАО от 19.08.2013 N 1322-25 о назначении административного наказания, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о процессуальных нарушениях, допущенных административным органом при привлечении заявителя к административной ответственности.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п. 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Из материалов дела следует, что 05.07.2013 направлено по юридическому адресу ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" уведомление о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении и по почте направлены документы: акт проверки 05/589 от 04.07.2013, предписание N 05/589 от 04.07.2013, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.07.2013 по факту неудовлетворительного содержания территории ФГБУ "НП "Лосиный остров" на 05.08.2013 в 15.00.
08.08.2013 по юридическому адресу ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" направлено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 19.08.2013 в 15 час. 00 мин.
Указанные почтовые отправления прибыли в место вручения, что подтверждается информацией с сайта ФГУП "Почта России".
Заявитель не явился за получением указанных почтовых отправлений.
Таким образом, заявитель был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, при этом необеспечение получения корреспонденции по юридическому адресу, указанному в учредительных документах заявителя, не является основанием для признания незаконными и отмене постановления административного органа.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе N 89-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На юридическое лицо с этапа образования отходов возлагается обязанность по определению классов опасности отходов, образующихся в результате его хозяйственной деятельности и их согласование с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
Согласно требованиям ст. ст. 11, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.3.7 СанПиН 2.1.1322-03 " Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления" организации обязаны выполнять требования санитарного законодательства: -выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
Согласно ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок.
В почвах городских и сельских поселений, и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно-допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захороненщуусдовия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В местах центрального радиационный контроль использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
Из материалов дела следует, что Учреждение не соблюдало экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно, в нарушении ст. ст. 11, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 3.7 постановления Главного государственного санитарного врача от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" территория ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" (около Казенного пруда и Бабаевского пруда) по адресу: Москва, Поперечный просек, д.1Г находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, контейнер находящийся на территории ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" с отходами и мешки с мусором расположены не на искусственном водонепроницаемом и химически стойком покрытии (асфальт, керамзитобетон и т.д.), а на земле, контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, расположенные на территории ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", переполнены и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) при этом отходы разбросаны рядом с контейнерам, что подтверждается материалами дела.
Учреждение могло не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения положений Федерального закона N 89-ФЗ.
Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Учреждения к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, в удовлетворении заявления ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ВАО от 19.08.2013 N 1322-25 о привлечении учреждения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ следует отказать.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2013 по делу N А40-130743/13 отменить.
В удовлетворении заявления ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в Восточном административном округе г. Москвы от 19.08.2013 N 1322-25 о назначении административного наказания, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130743/2013
Истец: ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в Восточном административном округе
Третье лицо: Главный Государственный санитарный врач по ВАО г. Москвы Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ВАО г. Москвы