г. Тула |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А09-5424/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.02.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (г. Москва, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) - Зиновьевой О.Н. (доверенность от 21.03.2013), от ответчика - федерального казенного учреждения "Войсковая часть 42685" (г. Брянск, ОГРН 1093254013368, ИНН 32435013368) - Стребковой Е.В. (доверенность от 15.07.2013) и Андрейчик С.И. (доверенность от 24.09.2013), в отсутствие представителя ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и федерального казенного учреждения "Войсковая часть 42685" на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2013 по делу N А09-5424/2013 (судья Прокопенко Е.Н.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к федеральному казенному учреждение "Войсковая часть 42685" (далее - учреждение, ответчик) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны, соответчик) о взыскании 2 728 200 рублей штрафа в солидарном порядке за задержку 70 вагонов (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2013 исковые требования удовлетворены в части взыскания с федерального казенного учреждения "Войсковая часть 42685", а при отсутствии либо недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 1 364 100 рублей штрафа, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 36 641 рубля. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, общество и учреждение подали апелляционные жалобы, в которых просят его в обжалуемой части отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено после перерывов, объявленных 23.01.2014 и 27.01.2014.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 04.05.2009 между обществом и учреждением заключен договор N 15/390 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования войсковой части N 33841 при станции Ржаница Московской железной дороги. Срок действия договора установлен с 01.04.2009 по 31.03.2014 включительно (параграф 26).
Согласно письму ответчика от 10.12.2012 исх.N 5084/96 войсковая часть 33841 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 1134-рс реорганизована 09.11.2009 путем слияния с войсковой частью 42685, в результате реорганизации переименована в федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 42685", что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, представленной в материалы дела.
В период с 12.10.2012 по 31.10.2012 на станцию Ржаница в адрес учреждения прибыли 70 вагонов с грузом щебень гранитный, которые были поданы на путь необщего пользования под выгрузку в соответствии с заключенным договором.
Параграфом 14 договора от 04.05.2009 N 15/390 установлен технологической срок оборота вагона 5,5 часа.
Нахождение 70 вагонов под выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования сверх установленного в договоре срока оборота вагона послужило основанием начисления истцом штрафа по ведомости подачи и уборки вагонов N 123078 за период с 17.10.2012 по 13.12.2012 в размере 2 728 200 рублей, в связи с чем 25.12.2012 в адрес ответчика было направлено уведомление об уплате указанного штрафа, которое учреждением не исполнено.
Согласно пункту 4 дополнительного соглашения к договору от 04.05.2009 N 15/390 в связи с изменением наименования войсковой части 33841 структурным подразделением Минобороны по договору от 04.05.2009 N 15/390 на подачу и уборку вагонов при станции Ржаница Московской железной дороги следует считать войсковую часть 42685.
В соответствии с пунктом 7а дополнительного соглашения N 2 Минбороны является правопреемником войсковой части 33841 по всем обязательствам договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Ржаница Московской железной дороги.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения общества в арбитражный суд с иском о взыскании с учреждения и Минобороны штрафа за задержку 70 вагонов в размере 2 728 200 рублей в солидарном порядке.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В связи с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В данном случае правоотношения сторон возникли из договора от 04.05.2009 N 15/390 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 2 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования определяется в соответствии с положениями главы IV Устава.
Статьей 62 УТЖ РФ установлено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в виде штрафа.
В соответствии с абзацем вторым статьи 99 УТЖ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно статье 100 УТЖ РФ железнодорожного транспорта за задержку вагонов с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
На основании пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 43, предусмотрено, что расчет названных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, в том числе относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как усматривается из материалов дела, спор по периоду нахождения вагонов на путях общего пользования и размеру начисленного штрафа у сторон фактически отсутствует (с учетом уточнения истцом количества спорных вагонов - 70).
Истец в обоснование требований о взыскании штрафа в соответствии с указанным порядком представил ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика и справки о каждом из 70 вагонов. Указанные документы в полной мере подтверждают факт задержки ответчиком вагонов под выгрузку. Достоверность указанных документов со стороны войсковой части в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.
Таким образом, поскольку истец пользовался вагонами на возмездной основе, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начисление штрафа за задержку 70 вагонов под выгрузкой с момента подачи вагонов под грузовые операции является правомерным.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 04.12.2012 N 10101/12 (с учетом определения от 06.05.2013 N ВАС-5279/13).
Довод апелляционной жалобы учреждения об отсутствии у истца правовых оснований для взыскания штрафа, поскольку в данном случае спорные вагоны принадлежат белорусской железной дороге, правомерно оценен и не принят во внимание судом первой инстанции ввиду следующего.
В силу пункта 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", статьей 7 ГК РФ и статьей 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства России и в то же время, имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства.
Республика Беларусь и Российская Федерация являются участниками Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (с изменениями и дополнениями на 01.07.2012, далее - СМГС), Договора о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) от 01.05.2008 (далее - Договор о ПГВ).
Следовательно, к возникшим между сторонами правоотношениям наряду с нормами российского законодательства подлежат применению нормы СМГС и Договора о ПГВ.
Согласно Правилам пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (далее - ПГВ) парк грузовых вагонов, допущенных к обращению в международном сообщении по железным дорогам, находится в совместном пользовании дорог - участниц договора.
В данном случае истец является дорогой-пользовательницей и согласно пункту 8.1 ПГВ должно уплачивать дороге-собственнице плату за пользование вагонами за время их нахождения на линиях дороги-пользовательницы.
В пункте 1.5 ПГВ установлено, что если железные дороги - стороны Договора о ПГВ передают одна другой вагоны, являющиеся собственностью дороги, с которой принимающая дорога не имеет соглашения, то возмещение за пользование указанными вагонами, их повреждение и утрату производит дорога, принявшая вагоны, дороге, передающей такие вагоны, по ставкам согласно действующему соглашению между дорогой-собственницей вагонов и дорогой, передавшей их. Эти ставки объявляются дорогой, передающей такие вагоны, остальным железным дорогам - сторонам Договора о ПГВ и не имеющим соглашений с дорогой-собственницей вагонов.
Таким образом, нормы международного соглашения предусматривают обязанность истца внести плату за пользование вагонами Белорусской железной дороге. Учитывая изложенное, спорные 70 вагонов находились у перевозчика (ОАО "РЖД") на праве возмездного пользования, что подтверждается памятками приемосдатчика, ведомостями подачи и уборки вагонов, вагонными ведомостями, справками о вагонах.
При этом, исходя из принципа добросовестности исполнения обязательств, наличие или отсутствие фактической оплаты в рассматриваемом случае значения не имеет, поскольку обязанность внести плату за пользование вагонами для истца установлена пунктами 1.5, 1.7, 8.1 ПГВ.
Судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание довод учреждения со ссылкой на государственный контракт от 13.06.2012 N 527/ЭА/2012/ДРГЗ о том, что надлежащим ответчиком по делу является ФБУ "Войсковая часть N 01228", поскольку договорные отношения между ФБУ "Войсковая часть N 01228" и истцом отсутствуют.
Из материалов дела следует, что груз (щебень) приходил в адрес ответчика, что подтверждается перевозочными документами - дорожными ведомостями N 08212549, 08212546, 08212558, 08212564, 08212570, 08212583, в которых грузополучателем указана войсковая часть N 42685.
Договор от 04.05.2009 N 15/390 на эксплуатацию пути необщего пользования, на который были поданы под выгрузку вагоны с щебнем, также заключен с ФКУ N 42685 (правопреемником войсковой части N 33841).
Пунктом в) параграфа 16 указанного договора установлено, что пользователь уплачивает перевозчику штраф за задержку вагонов согласно статьям 62, 99, 100 УЖТ РФ.
Таким образом, учреждение является надлежащим ответчиком по делу.
Разрешая спор в части несения бремени финансовой ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В данном случае истцом заявлено требование о взыскании штрафа с учреждения и Минбороны в солидарном порядке со ссылкой на дополнительное соглашение N 2 к договору от 04.05.2009 N 15/390.
Действительно, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства (пункт 1 статьи 322 ГК РФ).
Между тем в данном случае долевая обязанность оплаты по договору не установлена.
Кроме того, дополнительное соглашение N 2 к договору N 15/390 (устанавливающее пользователем по договору Минобороны) вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2013 (пункт 8 дополнительного соглашения).
С учетом сказанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку в данном случае взаимоотношения сторон возникли в период с 12.10.2012 по 31.10.2012 (прибытие на станцию Ржаница в адрес учреждения спорных 70 вагонов), равно как и штраф начислен истцом за период с 17.10.2012 по 13.12.2012, то условия дополнительного соглашения N 2 к спорным в рамах настоящего дела исковым требованиям применению не подлежат.
Доводов, опровергающих выводы суда в указанной части, апелляционные жалобы не содержат.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ),
В данном случае размер штрафа определен истцом в соответствии с действующим законодательством в размере 2 728 200 рублей.
Статьей 333 Гражданского кодекса установлено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной (определение Конституционного суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О).
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 81) установлено, что исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом обязанность по представлению доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства относится на ответчика. Кредитор же для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
Такая позиция изложена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.2013 N 801/13 по делу N А40-118783/11-59-1052.
В пункте 2 информационного письма от 14.07.1997 N 17 "Обзор применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что основанием для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки сумме возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и т. д.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.01.2011 N 11680/10, необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам и вызывать крайне негативные макроэкономические последствия.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс (Гражданский кодекс Российской Федерации) предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.
Иные фактические обстоятельства (финансовые трудности должника, его тяжелое экономическое положение и т. п.) не могут быть рассмотрены судом в качестве таких оснований.
Явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.
Причем содержащееся в данном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Снижая на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации размер неустойки, суд первой инстанции исходил из того, что ее размер не соответствует последствиям нарушения обязательства.
Обосновывая свою позицию о явной несоразмерности неустойки, ответчик ссылался на Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, подписанные 24.05.1996 (т. 2, л. 59 - 61), которыми регламентируются расчеты между ОАО "РЖД" и железнодорожной администрацией республики Беларусь.
Согласно пункту 4 данных Правил железнодорожная администрация - пользовательница оплачивает железнодорожной администрации - собственнице вагонов за пользование грузовыми вагонами ее инвентарного парка. Оплата производится по роду подвижного состава за вагоно-сутки по ставкам в соответствии с приложением N 5.
В соответствии с приложением N 5 за пользование полувагонами за вагоно-сутки необходимо заплатить 8,84 швейцарских франков.
Следовательно, если руководствоваться расчетом времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, то согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 123078 время нахождения под грузовыми операциями 70 вагонов на пути необщего пользования, эксплуатируемого ФКУ "Войсковая часть 42685", составляет 16 135,06 часов или 673 суток, а значит, подлежит уплате 4603,32 швейцарских франка или 162 589 рублей 26 копеек.
Из сказанного следует, что ОАО "РЖД" заплатило железнодорожной администрации республики Беларусь за пользование 70 вагонами 162 589 рублей 26 копеек, что в шесть раз превышает предъявленные штрафные санкции.
Применение в настоящем деле положений статьи 333 Кодекса соответствует конституционно-правовому смыслу этой нормы, выраженному в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 277-О, согласно которому предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что ОАО "РЖД" является монополистом в указанном виде деятельности, расценки, применяемые в данном случае, подлежат государственному регулированию, а значит, представление каких-либо иных доказательств, подтверждающих наличие явной несоразмерности неустойки, со стороны ответчика не требуется, суд апелляционной инстанции полагает доказанным данный факт.
При этом в опровержение заявления ответчика истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доводы и доказательства, их обосновывающие, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
С учетом таких обстоятельств вывод суда в отношении снижения неустойки до размера 1 364 100 рублей следует признать правильным.
С учетом этого иные выводы суда первой инстанции, сделанные им в отношении снижения неустойки, не имеют правового значения.
При этом оснований для пересмотра суммы взысканной неустойки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Что же касается довода истца о том, что ответчиком не заявлялось о необходимости снижения неустойки, то апелляционная инстанция его отклоняет, поскольку при прослушивании аудиозаписи судебного заседания, состоявшегося 31.10.2013, апелляционной коллегией установлен факт озвучивания представителем ответчика устного заявления об уменьшении размера неустойки со ссылкой на статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированного несоразмерностью неустойки последствиям нарушения обязательства.
При этом апелляционной инстанцией учитывается то, что в Постановлении N 81 не указано, в каком виде должно быть сделано соответствующее заявление со стороны ответчика (письменное или устное).
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2013 по делу N А09-5424/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5424/2013
Истец: Брянский отдел правового обеспечения юридической службы Московской железной дороги- филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 42685"