г. Санкт-Петербург |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А42-8900/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лариной Т.С.
судей Зайцевой Е.К., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва: Терентьевой О.А., после перерыва: Нартикоевой З.С.,
при участии:
от должника: Славнов Д.В. представитель по доверенности от 23.11.2013,
от заявителя: Зарецкая В.М. по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление конкурсного кредитора государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" - дочернего предприятия Государственного унитарного предприятия "Северо-западное строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" - федерального казенного учреждения "Войсковая часть 77510"
на ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим Андреевым М.Н. возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего должника,
установил:
Решением суда от 25.11.2010 ГУП "ВМСУ "СВМС" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Андреев Максим Николаевич, член
Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Континент" (далее - Андреев М.Н., конкурсный управляющий).
Определением суда от 10.06.2013 срок конкурсного производства в отношении должника продлен до 25.11.2013.
20.12.2012 федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 77510" (далее по тексту - В/ч 77510, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с жалобой на ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим Андреевым М.Н. возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего ГУП "ВМСУ "СВМС", содержащей требование об отстранении Андреева М.Н. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.
После устранения заявителем недостатков, послуживших основаниями для оставления жалобы без движения, суд принял жалобу В/ч 77510 к производству, указав, что дата судебного заседания по рассмотрению жалобы в части требования, касающегося отстранения Андреева М.Н. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, подлежащего рассмотрению в коллегиальном составе судей, будет определена дополнительна с учетом результатов разрешения жалобы заявителя на действия конкурсного управляющего.
Из жалобы заявителя б/д и б/н, последующих поступивших в адрес суда уточнений, пояснений представителей В/ч 77510 следует, что в ходе проведения процедуры конкурсного производства ГУП "ВМСУ "СВМС" конкурсным управляющим Андреевым М.Н. систематически допускались нарушения положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве), в результате чего нарушены права и законные интересы должника, его кредиторов, в том числе заявителя. По мнению заявителя, в результате ненадлежащего исполнения Андреевым М.Н. возложенных на него обязанностей в деле N А42-8900/2009 должнику причинены убытки и, как следствие, материальный ущерб его кредиторам, лишенным возможности получить удовлетворение своих требований за счет конкурсной массы должника в возможно максимальном размере. В подтверждение своей позиции заявитель указал следующее.
Конкурсным управляющим в нарушение положений статьи 129 Закона о банкротстве, положений Федерального закона "О бухгалтерском учете" не ведется бухгалтерский учет предприятия-должника, не сдается в налоговый орган бухгалтерская отчетность, не предпринимаются меры к восстановлению
бухгалтерского учета ГУП "ВМСУ "СВМС" (согласно данным налогового органа последний бухгалтерский баланс должника (Форма N 1), оформленный по состоянию на 31.03.2006, представлен должником в 2006 году). Вследствие указанного выше нарушения кредиторы лишены возможности установить действительный состав и размер активов, обязательств должника на каждую отчетную дату в процедуре конкурсного производства.
Конкурсным управляющим 01.04.2011 с ООО "Норд Траст" заключен договор N 01/2012 по оказанию комплекса услуг, направленных на восстановление бухгалтерского учета ГУП "ВМСУ "СВМС", предусматривающий выплату вознаграждения исполнителю в размере 20 000 руб. ежемесячно; вместе с тем, доказательств фактического оказания ООО "Норд-Траст" услуг по восстановлению бухгалтерского учета должника не имеется.
В связи с изложенным конкурсный кредитор полагает, что заключение договора на бухгалтерское обслуживание с ООО "Норд-Траст" влечет наступление для должника убытков в виде расходов на оплату фактически неоказываемых со стороны привлеченного специалиста услуг, т.е. необоснованное расходование и уменьшение конкурсной массы, и, как следствие, наступление для должника его кредиторов негативных последствий в виде невозможности произвести удовлетворение требований кредиторов в максимально полном объеме.
По мнению заявителя, конкурсным управляющим ненадлежащим образом осуществляются мероприятия по выявлению, поиску и возврату должнику принадлежащего ГУП "ВМСУ "СВМС" имущества, находящегося в настоящее время в отсутствие на то каких-либо правовых оснований во владении и пользовании третьих лиц. Заявитель акцентировал внимание суда на том, что конкурсным управляющим в нарушение положений пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве не запрошены сведения у Военной автомобильной инспекции (далее - ВАИ) в отношении наличия (отсутствия) за должником государственной регистрации транспортных средств (по имеющимся у заявителя сведениям за ГУП "ВМСУ "СВМС" по состоянию на текущую дату зарегистрировано три транспортных средства: ГАЗ-3110 2001 г.в (2 ед.); УАЗ-22069-04; вместе с тем названные автомобили в конкурсную массу должника не включены).
Представитель В/ч 77510 заявил также довод о том, что конкурсным управляющим не приняты меры, направленные на выявление принадлежащих должнику открытых в кредитных учреждениях (банках) счетов, не проведена проверка наличия (отсутствия) на данных счетах остатков денежных средств (согласно сведениям Межрайонной МФНС России N 2 по Мурманской области у ГУП "ВМСУ "СВМС" открыт один расчетный счет - N 40502810141000100111 в Мурманском ОСБ N 8627).
Конкурсным управляющим ГУП "ВМСУ "СВМС" не предпринято никаких мер, направленных на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов должника в результате неправомерных действий третьего лица - ГУ 1967 ОМИС, выразившихся в передаче физическим лицам на основании договоров найма жилых помещений двух общежитий, расположенных по адресу: Мурманск г., Садовая ул., 9; Мурманск г., Ивченко ул., 19, принадлежащих должнику на праве хозяйственного ведения (свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения от 28.11.2002 серии 51-АА N 105953, от 28.11.2002 серии 51-АА N 105955), путем взыскания с указанного выше лица неосновательного обогащения, полученного ГУ 1967 ОМИС в качестве платы за пользование помещениями общежития, заключения каких-либо возмездных договоров гражданско-правового характера с ГУ 1967 ОМИС на предмет определения порядка пользования и др. Сложившаяся ситуация, по мнению заявителя, влечет наступление для должника убытков в виде недополученных доходов от использования общежитий по их прямому назначению.
Кроме того, представитель В/ч 77510 заявил, что неустановленными лицами в отсутствие контроля со стороны конкурсного управляющего осуществляется использование принадлежащих должнику объектов недвижимого имущества, а именно:
- гаража на 15 автомашин (нежилое здание, одноэтажное (подземных этажей 1), общей площадью 822,1 кв.м., инвентаризационный номер Ф/3489Д, лит Д, адрес: Североморск г., Мурманское шоссе, 8, кадастровый номер - 51-51-10/011/2012-520);
- цеха трубных заготовок (нежилое здание, 1-2 этажное, общей площадью 3135,8 кв.м., инвентаризационный номер Ф/3427В, лит В, адрес: Североморск г., Заводская, 1, кадастровый номер - 51-51-10/011/2012-526);
- склада материалов и оборудования (нежилое здание, общей площадью 299,8 кв.м., инвентаризационный номер Ф/3489И, лит. И, адрес: Североморск г., Мурманское шоссе, 8, кадастровый номер - 51-51-10/011/2012-522);
- склада N 1 (нежилое здание, одноэтажное (подземных этажей 1), общей площадь 45,5 кв.м., инвентаризационный номер Ф/3489К, лит К, адрес: Североморск г., Мурманское шоссе, 8, кадастровый номер - 51-51-10/011/2012-515);
- склада N 2 (нежилое здание, одноэтажное (подземных этажей 1), общей площадь 35,4 кв.м., инвентаризационный номер Ф/3489-М, лит М, адрес: Североморск г., Мурманское шоссе, 8, кадастровый номер - 51-51-10/011/2012-516);
- КТП (нежилое здание, одноэтажное (подземных этажей 1), общей площадью 15,0 кв.м., инвентаризационный номер Ф/3489Л, лит Л, адрес: Североморск г., Мурманское шоссе, 8, кадастровый номер - 51-51-10/011/2012-517);
- КТП (нежилое здание, одноэтажное (подземных этажей 1), общая площадь 58,6 кв.м., инвентаризационный номер Ф/3489В, лит В, адрес: Североморск г., Мурманское шоссе, 8, кадастровый номер - 51-51-10/011/2012-519);
- ремонтно-эксплуатационного цеха (1-3 этажное, общей площадью 1338,8 кв.м., инвентаризационный номер Ф/3489Е, лит. Е, адрес: Североморск г., Мурманское шоссе, 8, кадастровый номер - 51-51-10/011/2012-513);
- складского помещения (свидетельство 51-АВ N 316087);
- складского помещения, инвентарный номер Ф/3142в лит В;
- складского помещения, инвентарный номер Ф/3113 А лит А.
При этом арендная плата за использование данного имущества не взимается, меры по истребованию перечисленного выше имущества из незаконного владения третьих лиц конкурсным управляющим не предприняты; конкурсным управляющим не обеспечена сохранность производственных зданий Ф/3427 В лит. В и зданий Ф/3477 И лит. И; производственное помещение Ф/3477 Ж, лит. Ж, хранилище для техники Ф/3477Д, гараж-стоянка на 15 автомашин, КТП, принадлежащие должнику на праве хозяйственного ведения, сдаются в аренду третьим лицом - ФГУП "ВМСУ РФ" (договор аренды от 01.01.2012, заключенный между ФГУП "ВМСУ РФ" и ООО "Монолит", N 1); плата за использование данного имущества в конкурную массу должника также не поступает; меры по истребованию приведенного выше недвижимого имущества из незаконного владения ФГУП "ВМСУ РФ" конкурсным управляющим также не предприняты.
Представитель кредитора заявил, что часть иного имущества, закрепленного за ГУП "ВМСУ "СВМС" на праве хозяйственного ведения, в настоящее время числится на балансе иного предприятия-банкрота - ФГУП "ВМСУ РФ", включено в его конкурсную массу, используется в хозяйственной деятельности.
Заявитель поддержал довод, приведенный в жалобе, относительно того, что Андреев М.Н., как конкурсный управляющий, допустил необоснованное включение в Реестр требований кредиторов ГУП "ВМСУ "СВМС" ряда требований кредиторов, в результате чего размер реестровой кредиторской задолженности необоснованно увеличен. По мнению заявителя, наступление указанных негативных последствий для должника явилось следствием того, что Андреев М.Н. не участвовал в судебных заседаниях, назначенных по рассмотрению предъявленных должнику требований для целей включения в реестр требований кредиторов; не устранил недостатки по иску о признании права хозяйственного ведения в отношении 8 объектов недвижимого имущества, поданного в Арбитражный суд Мурманской области (дело N А42-7237/2012), в результате иск возвращен истцу в порядке статьи 129 АПК РФ; не предпринял никаких мер, направленных на осуществление государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении принадлежащих должнику объектов недвижимого имущества; указанные в отчете конкурсного управляющего сведения о конкурсной массе должника не позволяют идентифицировать имущество должника, в частности, не указаны адрес (место нахождения) имущества, его полное название в соответствии с регистрационными документами, что делает невозможным идентификацию имущества, влечен нарушение прав кредиторов на получение полной и достоверной информации об имуществе должника, его составе, а также не позволяет осуществлять контроль за расходованием конкурсной массы должника.
По мнению В/ч 77510, конкурсным управляющим не в полном объеме проведены мероприятия по выявлению и юридическому оформлению прав должника на имущество, закрепленного Комитетом по управлению госимуществом Администрации Мурманской области за ГУП "ВМСУ "СВМС" на праве хозяйственного ведения (на основании договора о закреплении от 29.07.2002 N 178).
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 02.07.2013 жалоба конкурсного кредитора - федерального казенного учреждения "Войсковая часть 77510" на действия конкурсного управляющего ГУП "ВМСУ "Севвоенморстрой" Андреева М.Н. признана удовлетворенной в части.
Суд первой инстанции признал действия конкурсного управляющего не соответствующими законодательству о банкротстве, нарушающими права и интересы должника, его кредиторов.
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просил определение отменить в части удовлетворения жалобы.
Поскольку суд первой инстанции не указал в судебном акте, в какой части жалоба ФКУ "Войсковая часть 77510" удовлетворена, а в какой части в удовлетворении жалобы отказано, апелляционный суд пришел к выводу о наличии безусловных оснований для отмены судебного акта и перехода к рассмотрению заявления по правилам, предусмотренным для рассмотрения дел в первой инстанции.
Конкурсный кредитор ВЧ 77510 поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснили, что в ходе проведения процедуры конкурсного производства ГУП "ВМСУ "Севвоенморстрой" конкурсным управляющим Андреевым М.Н. систематически допускались нарушения Закона "О банкротстве", в результате чего нарушены права и законные интересы должника, его кредиторов, заявителя.
В обоснование своей позиции Андреев М.Н. указал на то, что не согласен с доводами кредитора.
Представитель конкурсного кредитора в судебном заседании поддержала доводы конкурсного управляющего, пояснил, что 01.04.2011 конкурсным управляющим был заключен договор N 01/2012 с ООО "Норд-Траст" по оказанию услуг, направленных на восстановление бухгалтерского учета ГУП "ВМСУ "СВМС", но договор не исполнялся вследствие отсутствия первичной учетной документации у должника.
В рамках договора с ООО "Норд-Траст", заключенного конкурсным управляющим 30.08.2012 подготовлена и оформлена форма N 1 "Бухгалтерский баланс" ГУП "ВМСУ "СВМС" по состоянию на 31.12.2012, в связи с чем конкурсный управляющий считает доводы заявителя по данному вопросу необоснованными.
В ходе конкурсного производства конкурсным управляющим направлялись запросы в УГИБДД УМВД России по Мурманской области, 283 ВАИ на предмет зарегистрированных за должником транспортных средств.
Согласно данным УГИБДД УМВД России по Мурманской области сведений о регистрации за должником транспортных средствах не имеется (письмо от 19.05.2010 N 12/1940); по данным 283 ВАИ (территориальная) транспортные средства ГАЗ-3110, 2001 г.в., идентификационный номер ХТН 31100011055284, регистрационный знак 1900 ММ/39 RUS, а также ГАЗ-3110, 2001 г.в., идентификационный номер ХТН 31100011053605, регистрационный знак 1901 ММ/39 RUS, зарегистрированы за 937 УНР ВМСУ СФ; транспортное средство УАЗ-22069-04, 2005 г.в., идентификационный номер ХТТ 22069050433814, регистрационный знак 1824 ММ/39 RUS, снят с регистрации должника 20.11.2009, (письмо от 06.02.2013 N 253/149).
По мнению Андреева М.Н., полученная информация не позволяла признать указанные выше транспортные средства принадлежащими должнику; ввиду отсутствия иных документов, оснований для включения названных автомобилей в конкурсную массу не имелось.
Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании пояснили, что расчетный счет N 40502810141000100111 в Мурманском ОСБ N 8627 открыт непосредственно конкурсным управляющим для нужд конкурсного производства должника в соответствии со статьей 133 Закона о банкротстве (Отчет конкурсного управляющего от 22.02.2013); какие-либо иные открытые счета в кредитных учреждениях (банках) у должника отсутствуют. Данное обстоятельство подтверждается справкой Межрайонной ИФНС N 2 по Мурманской области, доказательств иного заявителем не представлено.
В отношении довода В/ч 77510 о непринятии конкурсным управляющим мер по истребованию жилых помещений общежитий, расположенных по адресу: Мурманск г., Садовая ул., 9; Мурманск г., Ивченко ул., 19, принадлежащих должнику на праве хозяйственного ведения, у ГУ 1967 ОМИС, а также непринятия Андреевым М.Н. мер по взысканию сумм неосновательного обогащения за период пользования ГУ 1967 ОМИС названными общежитиями в отсутствие надлежащих к тому правовых оснований, конкурсный управляющий пояснил следующее.
Действительно, указанные выше общежития принадлежат должнику на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права хозяйственного ведения от 28.11.2002 серии 51-АА N 105953, от 28.11.2002 серии 51-АА N 105955. В 2005 году согласно Распоряжению Территориального управления ФАУФИ по Мурманской области от 27.06.2005 N 89 спорные общежития в составе иного имущества, находящегося в федеральной собственности, закреплены за ГУ 1967 ОМИС; вместе с тем, данное имущество собственник из хозяйственного ведения ГУП "ВМСУ "СВМС" не изъял, регистрация за ГУ 1967 ОМИС права оперативного управления также произведена не была, в связи с чем за должником продолжает сохраняться право хозяйственного ведения в отношении названных объектов.
По мнению конкурсного управляющего, истребование данного имущества из владения ГУ 1967 ОМИ является нецелесообразным, поскольку ГУ 1967 ОМИС несет бремя расходов по содержанию и эксплуатации зданий общежитий, осуществлять которые ГУП "ВМСУ "СВМС", в случае истребования имущества у ГУ 1967 ОМИС, самостоятельно не в состоянии.
Из пояснений представителя конкурсного управляющего следует, что объекты недвижимого имущества, принадлежащие должнику, а именно: гараж на 15 автомашин, цех трубных заготовок; склад материалов и оборудования; склады N 1, N 2; два КТП; ремонтно-эксплуатационный цех - переданы конкурсным управляющим на хранение ООО "СтройБетон" по договору от 01.10.2012 б/н, содержащему условие о том, что вместо платы за оказанные услуги хранения конкурсный управляющий ГУП "ВМСУ "СВМС" предоставляет ООО "СтройБетон" право безвозмездного пользования вышеперечисленными объектами. Ссылаясь на отсутствие у должника в настоящее время денежных средств, в том числе и в размере, необходимом для организации охраны принадлежащего должнику имущества, Андреев М.Н. настаивал на том, что заключенный с ООО "СтройБетон" договор от 01.10.2012 б/н отвечает принципу разумности, направлен на защиту имущественных интересов должника и его кредиторов.
Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании пояснил, что гараж-стоянка на 15 автомашин, инвентаризационный номер Ф/3477Е лит Е, КТП, инвентаризационной номер Ф/3477Ж лит Ж, принадлежащие должнику на праве хозяйственного ведения, в настоящее время сданы в аренду ООО "Пионер" по договору аренды от 01.12.2012 б/н (акт приема-передачи имущества от 01.12.2012 б/н), денежные средства от сдачи указанного имущества в аренду поступают на счет конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2009 возбуждено дело о банкротстве ГУП "ВМСУ "СВМС".
В/ч 77510 является конкурсным кредитором должника.
Полагая, что конкурсным управляющим Андреевым М.Н. в ходе проведения процедуры конкурсного производства ГУП "ВМСУ "СВМС" допускались систематические нарушения Закона "О банкротстве", В/ч 77510 обратилась с жалобой на его действия.
Рассмотрев доводы, приведенные заявителем в жалобе, суд пришел к следующему.
По материалам дела установлено, что последняя бухгалтерская отчетность, представленная ГУП "ВМСУ "СВМС" в Межрайонную ИФНС России N 2 по Мурманской области, - Форма N 1 "Бухгалтерский баланс", оформленный по состоянию на 31.03.2006. В более поздние отчетные периоды, в том числе, в период проведения процедуры конкурсного производства, бухгалтерская отчетность должником в налоговый орган не предоставлялась. Указанное выше обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспорено.
В соответствии с положениями частей 1, 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с названным Федеральным законом. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
В силу пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены названным Федеральным законом.
Требования к составу, порядку и срокам сдачи бухгалтерской отчетности установлены статьями 13-15 Закона о бухгалтерском учете; составлению подлежит бухгалтерская отчетность как годовая, так и промежуточная.
По материалам дела установлено, что бухгалтерская отчетность конкурсным управляющим ГУП "ВМСУ "СВМС" в 2010-2011 годах не составлялась, бухгалтерский учет не велся.
Доводы конкурсного управляющего о наличии объективных причин, сделавших невозможным исполнение данной обязанности в указанный выше период времени ввиду того, что на дату открытия конкурсного производства должник фактически обладал признаками недействующего юридического лица (предприятие на протяжении нескольких лет не вело финансово-хозяйственную деятельность, руководитель должника отсутствовал, какие-либо документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности должника, конкурсному управляющему не передавались), апелляционный суд полагает несостоятельным, поскольку в случае отсутствия первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность должна была составляться на основании данных инвентаризации имущества и обязательств должника, т.е. на основании данных о фактическом наличии у ГУП "ВМСУ "СВМС" имущества и обязательств (пункт 5 статьи 8, статья 12 Федерального закона от 24.11.1996 N 129-ФЗ, действовавшего в спорный период; аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ); в последующем, в случае изменений в составе либо стоимости активов и обязательств должника соответствующие корректировки могли быть внесены в бухгалтерскую отчетность на основании положений Приказа Минфина России от 28.06.2010 N 63н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010)".
Довод представителя арбитражного управляющего о том, что договор на восстановление бухгалтерской отчетности заключен в декабре 2012 года апелляционным судом не принимается, поскольку бухгалтерская отчетность должна составляться с момента утверждения конкурсного управляющего, отсутствие бухгалтерской отчетности вменяется в вину арбитражного управляющего в период 2010-2011 годов, восстановлена бухгалтерская отчетность только в конце 2012 года.
При таких обстоятельствах жалоба заявителя в части несоблюдения конкурсным управляющим Андреевым М.Н. обязанности по ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению в налоговый орган бухгалтерской отчетности ГУП "ВМСУ "СВМС" в период с 2010 по 2011 годы правомерна и обоснована.
Разрешая жалобу В/ч 77510 в части довода о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим Андреевым М.Н. обязанности по выявлению, поиску и возврату должнику принадлежащего ему имущества, находящегося у третьих лиц, в частности транспортных средств ГАЗ-3110, 2001 г.в., регистрационный знак 1900 ММ/39 RUS, ГАЗ-3110, 2001 г.в., регистрационный знак 1901 ММ/39 RUS, УАЗ-22069-04, 2005 г.в., регистрационный знак 1824 ММ/39 RUS, суд нашел данный довод необоснованным, подлежащим отклонению, поскольку как следует из письма 253 ВАИ (территориальная) от 06.02.2013 N 253/149, полученного конкурсным управляющим, в ответ на соответствующий запрос, перечисленные выше транспортные средства зарегистрированы за ФГУП "ВМСУ РФ". Представитель ФГУП "ВМСУ РФ", присутствовавший в судебном заседании 23.05.2013, данные сведения подтвердил.
Суд пришел к выводу о несостоятельности доводов подателя жалобы относительно непринятия конкурсным управляющим мер по выявлению открытых у ГУП "ВМСУ "СВМС" по состоянию на дату вынесения судом решения о несостоятельности (банкротстве) должника счетов в кредитных учреждениях (банках), проверке наличия на них денежных средств (в частности, на счете N 40502810141000010), принятия мер к их закрытию (за исключением основного счета конкурсного производства), поскольку согласно сведениям Межрайонной ИФНС России N 2 по Мурманской области у предприятия-должника имеется единственный расчетный счет N 40502810141000010. Указанный расчетный счет переоформлен конкурсным управляющим, о чем указано в Отчетах о деятельности конкурсного управляющего и о результатах конкурсного производства в отношении должника.
Подателем жалобы указывалось на то, что конкурсный управляющий в нарушении пункта 2 статьи 129 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" не принимаются меры по оформлению гражданско-правовых договоров с ГУ 1967 ОМИС, в связи с неиспользованием последним жилых помещений, расположенных в зданиях общежитий, принадлежащих должнику на праве хозяйственного ведения.
Вопрос о принадлежности указанных выше общежитий должнику исследовался Арбитражным судом Мурманской области в рамках арбитражного дела N А42-4695/2010 по иску ГУ 1967 ОМИС к УФРС России по Мурманской области о признании незаконными отказов в регистрации права оперативного управления на здания общежитий, расположенных по указанным выше адресам (в порядке статьи 51 АПК РФ ГУП "ВМСУ "СВМС" выступало третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора).
Вступившим в законную силу решением суда от 23.12.2010 по делу N А42-4695/2010 установлено, что спорные общежития распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 27.11.2001 N 3422-р исключены из состава имущества, закрепленного за ГУП "ВМСУ "СВМС" на праве хозяйственного ведения, и закреплены на праве оперативного управления за 1967 ОМИС, переданы последнему по актам приема-передачи от 28.11.2002.
Вместе с тем, после издания данного распоряжения указанное имущество, находящееся в федеральной собственности, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП "ВМСУ "СВМС" на основании заключенного сроком на десять лет между Комитетом по управлению госимуществом администрации Мурманской области и ГУП "ВМСУ "СВМС" договора N 178 от 29.07.2002, дополнительного соглашения к нему от 25.10.2002 N 196/1ф. Названные правоустанавливающие документы явились основанием для государственной регистрации в установленном порядке права хозяйственного ведения ГУП "ВМСУ "СВМС" на спорные общежития, и внесения 28.11.2002 об этом записей в ЕГРП.
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области от 27.06.2005 N 89 указанные общежития в составе другого имущества, находящегося в федеральной собственности, закреплены на праве оперативного управления за ГУ 1967 ОМИС. При этом вопрос об их изъятии у ГУП "ВМСУ "СВМС" в названном распоряжении не разрешался; регистрация прекращения права хозяйственного ведения должника на общежития не производилась.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что зарегистрированное в установленном порядке право хозяйственного ведения ГУП "ВМСУ "СВМС" на спорные объекты нельзя признать прекращенным.
Несмотря на это помещения общежитий, фактически принадлежащие должнику, используются ГУ 1967 ОМИС в собственной хозяйственной деятельности в отсутствие каких-либо оснований, установленных законом или договором, о чем свидетельствует письмо указанной организации от 05.12.2012 N 1481, акт проверки использования здания от 27.11.2012 (т.1., л.д. 45). Факт использования спорных общежитий ГУ 1967 ОМИС конкурсный управляющий признал, изложив свою позицию по данному вопросу в заключении б/д и б/н.
Учитывая то обстоятельство, что целями и задачами конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований всех кредиторов, при этом в обязанности конкурсного управляющего входит разумное использование имущества должника, принятие мер по выявлению имущества должника, суд считает неоправданным непринятие конкурсным управляющим мер, направленных на решение вопроса о предъявлении к ГУ 1967 ОМИС требований о возмездности пользования имуществом должника.
Конкурсным кредитором в качестве одного из оснований подачи жалобы приведен довод о том, что ряд объектов недвижимого имущества, принадлежащих должнику, а именно:
- складское помещение, инвентарный номер Ф/3489К лит К;
- производственное помещение, инвентарный номер Ф/3489Е лит Е;
- складское помещение, инвентарный номер Ф/3489-М лит М;
- производственное помещение, инвентарный номе Ф/3489Л лит Л;
- складское помещение (свидетельство 51-АВ N 318087);
- складское помещение, инвентарный номер Ф/3142В лит В;
- складское помещение, инвентарный номер Ф/3143А лит А;
- гараж на 15 автомобилей, инвентарный номер Ф/3489Д лит Д, -эксплуатируются неизвестными лицами без выплаты соответствующего вознаграждения должнику. Данное обстоятельство подтверждается актами проверки использования зданий от 27.11.2012, составленными комиссионно, представленными заявителем (т.1., л.д. 34-45).
Из пояснений конкурсного управляющего следует, что согласно договору от 01.10.2012 б/н, заключенному с ООО "СтройБетон", последнему на ответственное хранение переданы объекты недвижимого имущества должника, в том числе, со следующими инвентарными номерами: Ф/3489Е лит Е, Ф/3489К лит К, Ф/3489-М лит М, Ф/3489Л лит Л, Ф/3489Д лит Д; при этом заключенным договором хранения предусмотрено, что в счет оплаты услуг хранения конкурсный управляющий предоставляет право ООО "СтройБетон" пользоваться переданными на хранение объектами.
Конкурсным управляющим на отсутствии иных предложений на предмет сдачи названных объектов в аренду на более выгодных для должника условиях, кроме того, вследствие отсутствия финансирования процедуры банкротства у должника отсутствуют денежные средства для организации охраны и надлежащего содержания названного имущества самостоятельно.
Конкурсным кредитором не представлено доказательств того, что конкурсным управляющим не принимаются меры для сохранения указанного имущества, а также причинения ущерба имуществу, в связи с чем доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.
Относительно гаража-стоянки на 15 автомашин, КТП с классом инструктажа, апелляционным судом установлено следующее. Согласно акту инвентаризации от 11.07.2011 данные объекты были поставлены на учет должника, вместе с тем, данное имущество в своей предпринимательской деятельности использовало ФГУП "ВМСУ РФ", сдавая последнее в аренду ООО "Монолит", на основании договора аренды от 01.01.2012 N 1, в отсутствие каких-либо договорных отношений с ГУП "ВМСУ "СВМС". Доказательств того, что конкурсным управляющим предпринимались меры по изъятию данного имущества у ФГУП "ВМСУ "СВМС", не представлено в связи с чем жалоба кредитора в данной части также признана обоснованной.
Конкурсный кредитор в жалобе, поддержанной в судебном заседании указал на то, что конкурсным управляющим не в полном объеме предприняты меры по выявлению и установлению имущества должника, закрепленного за ГУП "ВМСУ "СВМС" Комитетом по управлению госимуществом Администрации Мурманской области на основании договора о закреплении за ГУП "ВМСУ "СВМС" государственного имущества на праве хозяйственного ведения от 29.07.2002 N 178.
Однако из объяснений конкурсного управляющего и других материалов дела следует, что весь имущественный комплекс ГУП "ВМСУ "СВМС" в соответствии с распоряжением Минимущества РФ от 11.04.2003 N 1123-р "О реорганизации государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных сил РФ" и на основании акта приема-передачи от 08.12.2003 был передан в результате реорганизации в ФГУП "ВМСУ СФ".
Указанным распоряжением должник был реорганизован путем присоединения к федеральному государственному унитарному предприятию "Военно-морское строительное управление Северного флота Министерства обороны РФ" (ФГУП "ВМСУ СФ"). Указанное распоряжение никем не оспорено.
В результате реорганизации весь имущественный комплекс должника перешел к ФГУП СФ", а сам должник подлежал ликвидации.
В соответствии с п.4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Однако в нашей ситуации должник не был соответствующим образом исключен из реестра юридических лиц и продолжал оставаться долгое время на бумаге фактически как отсутствующий должник, со всеми признаками отсутствующего должника, который не сдавал отчетность в налоговый орган.
Объекты недвижимого имущества (за исключением общежитий) выявленный конкурсным управляющим в процедуре конкурсного производства и включенные в конкурсную массу являются временными сооружениями, которые не вошли в этот перечень имущества реорганизованного юридического лица и не были надлежащим образом оформлены ни должником, ни ФГУП "ВМСУ СФ".
Таким образом, конкурсным управляющим должника принимались должные меры по выявлению объектов имущества должника и их технической паспортизации. Доводы жалобы конкурсного кредитора в данной части являются необоснованными.
Доводы заявителя относительно того, что конкурсный управляющий, своим неучастием в судебных заседаниях по делу N А42-8900/2009 при рассмотрении обоснованности предъявленных кредиторами требований к должнику, допустил включение в реестр требований кредиторов должника ряда необоснованных требований, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку конкурсный управляющий участвовал в судебных заседаниях, назначенных по рассмотрению требований кредиторов к должника, через представителя по доверенности, что соответствует положениям статьи 59 АПК РФ; требования кредиторов включались конкурсным управляющим в Реестр в соответствии с требованиями статьи 16 Закона о банкротстве, т.е. на основании вступивших в законную силу определений арбитражного суда. Кроме тогоё В/ч 77510, как кредитор, могла самостоятельно реализовать закрепленное Законом о банкротстве право на заявление в суд возражений относительно того или иного требования, предъявленного со стороны кредиторов.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу об обоснованности жалобы в/ч 77510 в части:
несоблюдения конкурсным управляющим Андреевым М.Н. обязанности по ведению бухгалтерского учета и представлению в налоговый орган бухгалтерской отчетности ФГУП "ВМСУ "СВМС" в период с 2010 по 2011 годы;
по непринятию конкурсным управляющим должных мер по разрешению вопроса о предъявлении к ГУ 1967 ОМИС требований о возмездности пользования имуществом должника - жилых помещений, расположенных в общежитиях;
по непринятию необходимых мер для изъятия гаража-стоянки у ФГУП "ВМСУ "СВМС".
Руководствуясь статьями 60, 61 Федерального Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Мурманской области от 02.07.2013 по делу N А42-8900/2009 (1ж) отменить.
Жалобу конкурсного кредитора - федерального казенного учреждения "Войсковая часть 77510" на действия конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление Севвоенморстрой" - дочернее предприятие Государственного унитарного предприятия "Северо - Западное строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" (ИНН 5190312967; ОГРН 1025100856120) Андреева Максима Николаевича признать подлежащей удовлетворению в части.
Признать действия конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" - дочернее предприятие Государственного унитарного предприятия "Северо -Западное строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" Андреева М.Н. не соответствующими законодательству о несостоятельности (банкротстве) в части:
несоблюдения конкурсным управляющим Андреевым М.Н. обязанности по ведению бухгалтерского учета и представлению в налоговый орган бухгалтерской отчетности ФГУП "ВМСУ "СВМС" в период с 2010 по 2011 годы;
по непринятию конкурсным управляющим должных мер по разрешению вопроса о предъявлении к ГУ 1967 ОМИС требований о возмездности пользования имуществом должника - жилых помещений, расположенных в общежитиях;
по непринятию необходимых мер для изъятия гаража-стоянки у ФГУП "ВМСУ "СВМС".
В остальной части в удовлетворении жалобы Войсковой части 77510 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в случаях и в порядке, предусмотренных положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Председательствующий |
Т.С. Ларина |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8900/2009
Должник: ГУП "Военно-морское строительное управление Северного флота МО РФ", К/у ФКУ "Войсковая часть 77510", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Мурманской области, НП "СРО арбитражных управляющих "Континент", ТУ Росреестра по мурманской области, УФНС по Мурманской области
Кредитор: ГОУП "Мурманскводоканал", ЗАО "Полярная инновационная компания", К/у ГУП "ВМСУ "Севвоенморстрой" Андреев Максим Николаевич, Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Мурманской области, ОАО "Ростелеком", ООО "Алтай", ООО "Антарес", ООО "ЛЕОН", ООО "Марбел", ООО "Побережье", ООО "Производственная организация "ЭДМ", ООО "Центр кровельных и фасадных работ", ФГУ "Войсковая часть 77510"
Третье лицо: ГУП ВМСУ "Севвоенморстрой", Андреев Максим Николаевич, АНО "Центр правовой экспертизы", Главный судебный пристав Мурманской области, Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Мурманской области, Министерство обороны Российской Федерации, Некоммерческое партнерство "Саморегулимруемая организация арбитражных управляющих "Континент", ООО "ВЕГА", Отдел судебных приставов ЗАТО г. Североморск, Теруправление Федерального агентства по управлению госимуществом в Мурманской области, Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Мурманской области, ФГУП "Северо-западное строительное управление специального строительства Министерства обороны РФ"
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35818/2021
20.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12826/20
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8900/09
29.10.2018 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28428/18
03.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10848/18
21.06.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10705/18
31.01.2017 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8900/09
03.02.2015 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8900/09
02.02.2015 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30643/14
18.09.2014 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8900/09
06.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2579/14
10.02.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17204/13
11.06.2013 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8900/09
26.05.2011 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8900/09
25.11.2010 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8900/09
10.09.2010 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8900/09
29.03.2010 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8900/09