Комментарий к постановлению Фонда социального страхования
Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 "Об утверждении Методических
указаний о порядке назначения, проведения документальных
выездных проверок страхователей по обязательному социальному
страхованию и принятия мер по их результатам"
Согласно ст. 6 Закона N 165-ФЗ*(1) страхователи по обязательному социальному страхованию - это организации любой организационно-правовой формы. Соответственно, бюджетные учреждения являются плательщиками страховых взносов и (или) налогов и выплачивают отдельные виды страхового обеспечения. В целях совершенствования контроля за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование ФСС Постановлением от 07.04.2008 N 81 утвердил Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее - Указания). В связи с этим ранее действующее Постановление ФСС РФ N 24*(2) утратило свою силу.
Указания определяют единые требования к назначению и проведению региональными отделениями ФСС и их филиалами (далее - отделения (филиалы отделений) Фонда) документальных выездных проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок. Кроме того, ими определен перечень законодательных актов РФ, которыми будут руководствоваться представители отделений (филиалов отделений) Фонда при осуществлении вышеназванных проверок.
Порядок назначения документальных выездных проверок страхователей,
оформление акта и принятие мер по результатам проверок
Порядок назначения документальных выездных проверок страхователей практически не изменился. Проверка правильности расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты в добровольном порядке страховых взносов назначается и проводится, как и ранее, на основании решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда (приложение 1 к Указаниям)*(3). Она осуществляется посредством проведения документальных выездных проверок страхователей (далее - проверок), истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
По-прежнему срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения (филиала отделения) Фонда и исчисляется со дня предъявления решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. При этом выездная проверка должна продолжаться не более месяца. Указанный срок может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях по мотивированному ходатайству (запросу) лица, проводящего проверку, - до трех. Следует отметить, что ранее установленный срок проверки не превышал двух месяцев, а в исключительных случаях продлевался до трех.
Период проверки остался прежним, не превышающим трех календарных лет, предшествующих году проведения проверки, и законченного отчетного периода года, в котором проведена камеральная проверка.
Проверяющий в последний день составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет, результаты и сроки проверки. Данная справка вручается руководителю проверяемой организации.
Указаниями определено, что одновременно с проведением вышеуказанной проверки может проводиться проверка по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Порядок составления акта проверки страхователя и требования к его оформлению остались прежними. Оформляется акт в двух экземплярах в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Один из них остается на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, другой передается руководителю проверяемой организации.
Акт, как и прежде, должен иметь сквозную нумерацию страниц, в нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц (руководителя проверяющей группы), проводивших проверку и подписывающих акт, а также должен состоять из трех частей: вводной (п. 16 Указаний), описательной (п. 17 Указаний) и итоговой (п. 18 Указаний).
Кроме того, в разд. 1 "Порядок назначения документальных выездных проверок страхователей, оформление акта и принятие мер по результатам проверок" Указаний предусмотрены:
- правила подписания, вручения акта проверки и его рассмотрения руководителем отделения (филиала отделения) Фонда;
- порядок принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки страхователя;
- регистрация документов по назначению, проведению проверок страхователей и принятию мер по их результатам.
Проверка расходов страхователей на цели
обязательного социального страхования
Общие положения, применяемые при проверке расходов страхователей-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных видов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровление детей работников, а также других видов расходов, предусмотренных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год, остались прежними, в частности:
- учреждения, являющиеся плательщиками ЕСН, осуществляют вышеперечисленные расходы в счет начисленного ЕСН, подлежащего зачислению в Фонд (ст. 243 НК РФ);
- страхователи-работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, выплачивают работникам пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с Законом N 190-ФЗ*(4) за счет средств Фонда - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда.
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
В соответствии с п. 45 Указаний пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются по месту работы в случае обращения за ними не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания, окончания отпуска по беременности и родам.
Следует отметить, что период окончания обращения за пособиями уточнен в сравнении с ранее действовавшим.
Назначенные, но не полученные застрахованным лицом своевременно пособия выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за 3 предшествующих обращению за ними года. Старыми методическими указаниями определялся период не более 12 месяцев. При этом п. 45 предусмотрена также выплата пособия, не полученного застрахованным лицом по вине работодателя или регионального отделения Фонда, за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Обратите внимание: по страховым случаям, наступившим с 01.01.2007, застрахованному лицу, работающему у нескольких работодателей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются каждым работодателем.
Пособие по временной нетрудоспособности. При назначении, исчислении и выплате данного пособия отделениям (филиалам отделений) Фонда и страхователям следует руководствоваться нормативными правовыми актами, действовавшими в проверяемом периоде, а с 01.01.2007 (п. 46 Указаний):
- федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ), от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" (далее - Закон N 234-ФЗ);
- приказами Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" (далее - Приказ N 91), от 31.01.2007 N 74 "Об утверждении перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием", от 16.03.2007 N 172 "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности";
- Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Постановление N 375).
Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется на день наступления страхового случая (нетрудоспособности) теперь в зависимости от продолжительности страхового стажа (п. 47 Указаний). Напомним, что в соответствии со старыми методическими указаниями размер данного пособия определялся исходя из трудового стажа.
Пособие по беременности и родам. В соответствии с п. 48 Указаний размер и период выплаты данного пособия установлены законами N 81-ФЗ и 255-ФЗ, а также Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 (далее - Положение N 865).
Обратите внимание: выплата пособия по беременности и родам в размере 100% среднего заработка производится теперь застрахованной женщине, страховой стаж которой составляет более 6 месяцев. Ранее данное пособие начислялось в размере среднего заработка независимо от продолжительности трудового стажа.
Статьями 7 и 11 Закона N 255-ФЗ установлено, что размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год. Данная норма закреплена в п. 49 Указаний.
При расчете пособия по временной нетрудоспособности следует учитывать, что его максимальный размер за полный календарный месяц не может превышать по страховым случаям, наступившим с 01.01.2007, - 16 125 руб. (Закон N 234-ФЗ), с 01.01.2008, - 17 250 руб. (Закон N 183-ФЗ*(5)).
При этом максимальный размер пособия по беременности и родам не может превышать за полный календарный месяц по страховым случаям, наступившим с 01.01.2007, - 16 125 руб. (Закон N 234-ФЗ), с 01.09.2007, - 23 400 руб. (Закон N 266-ФЗ).
Основанием для выплаты вышеуказанных пособий является листок нетрудоспособности, образец которого теперь утвержден Приказом N 514*(6). Однако следует отметить, что лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, листок нетрудоспособности по-прежнему выдается в соответствии с Приказом Минздрава РФ, Минюста РФ, ФСС РФ N 316/185/180.
Проверяющие в проверяемом периоде должны установить соответствие общей суммы, а также сумм в разрезе по месяцам пособий, начисленных по листам нетрудоспособности, данным бухгалтерского учета и отчетным данным, отраженным в расчетной ведомости по средствам Фонда. Кроме этого, при проверке правильности определения заработка, из которого исчисляются пособия, устанавливаются:
- виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, действующей в проверяемой организации;
- правильность определения расчетного периода, за который исчисляется средний заработок;
- правильность определения среднего дневного заработка и размера дневного пособия;
- правильность исчисления страхового стажа.
При проверке исчисления среднего заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 - 2006 годах проверяющие будут руководствоваться Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (далее - Положение N 213).
Однако с 01.01.2007 данные пособия должны исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, определяемого в соответствии с Положением N 375, то есть рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, а также с учетом страхового стажа (ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
При исчислении среднего заработка необходимо учитывать положения п. 59 Указаний, которым уточняется:
- в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается с даты повышения фактической заработной платы;
- в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в Фонд, в соответствии с гл. 24 НК РФ;
- застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, пособия выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, а в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (п. 6 ст. 7, п. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ).
Продолжительность страхового стажа застрахованного лица для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется в соответствии с Приказом N 91*(7).
В страховой стаж включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Проверяющий перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам обращает внимание на нарушения положений Приказа N 514, которые могут иметь место в листках нетрудоспособности. Однако перечень данных нарушений не изменился (п. 60 Указаний). Упомянутые нарушения отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки теперь дает возможность исправить (устранить). Ранее эта норма отсутствовала. Однако, как и прежде, может быть принято решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки либо приняты меры к медицинской организации, выдавшей листки нетрудоспособности с нарушением вышеупомянутого Порядка (п. 61 Указаний).
Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка
Пособие выплачивается в соответствии с Положением N 865. Его размер устанавливается ст. 12 Закона N 81-ФЗ, в которую иными федеральными законами вносились изменения. В связи с этим первоначально предусмотренный ст. 12 размер единовременного пособия при рождении ребенка, а также при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев неоднократно изменялся: с 01.01.2005 - 6 000 руб. (Закон N 206-ФЗ*(8)), с 01.01.2006 - 8 000 руб. (Закон N 178-ФЗ*(9)).
Кроме этого, с 01.01.2007 Закон N 81-ФЗ дополнен ст. 12.1 и 12.2. Ими предусмотрено новое единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 8 000 руб. (Закон N 207-ФЗ*(10)).
Далее следует отметить, что Законом N 18-ФЗ*(11) внесены очередные изменения в Закон N 81-ФЗ. В частности, новой ст. 4.2 установлен порядок индексации и перерасчета государственных пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, который определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Так, Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" установлен коэффициент прогнозируемого уровня инфляции на 2008 год в размере 8,5%, в связи с этим вышеперечисленные единовременные пособия с 01.01.2008 необходимо выплачивать в размере 8 680 руб. (8 000 руб. х 1,085).
Единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы). В случае рождения двух и более детей оно назначается и выплачивается на каждого ребенка. Однако при рождении мертвого ребенка данное пособие не выплачивается.
Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка и выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов, перечень которых не изменился и определен п. 64 Указаний. Представленные документы вместе с расходным ордером на выплату пособия также подшиваются в кассовые документы и хранятся в бухгалтерии страхователя.
При проверке устанавливается:
- общее количество назначенных единовременных пособий за проверяемый период;
- соответствие общей суммы выплаченных пособий за проверяемый период данным бухгалтерского учета, а также отчетным данным, указанным в расчетной ведомости по средствам Фонда.
Проверка правильности назначения единовременного пособия при усыновлении ребенка осуществляется по-прежнему в соответствии со ст. 257 ТК РФ и Постановлением N 719*(12). Оно выплачивается со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения в порядке и размере, установленных для выплаты пособия по беременности и родам (п. 4 Постановления N 719).
Отпуск по беременности и родам женщине, усыновившей ребенка (детей), предоставляется на основании листа нетрудоспособности, который выдается лечебным учреждением, и ее заявления (п. 5 Постановления N 719).
При проверке правильности выплаты данного пособия проверяется наличие в бухгалтерии следующих документов (п. 71 Указаний):
- заявления о предоставлении отпуска с указанием в нем вида отпуска и его продолжительности;
- копии решения суда об усыновлении ребенка (детей);
- копии свидетельства о рождении ребенка (детей);
- справки с места работы (учебы, службы) другого супруга о том, что отпуск в связи с усыновлением ребенка (детей) им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
Размер пособия установлен ст. 15 Закона N 81-ФЗ.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а с 01.01.2007 - ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается с 01.01.2002 - в размере 500 руб. (Закон N 181-ФЗ*(13)), с 01.01.2006 - 700 руб. (Закон от 22.12.2005 N 181-ФЗ*(14)), с 01.01.2007 - в размере 40% среднего заработка (Закон N 207-ФЗ), но при этом его максимальный размер не может превышать за полный календарный месяц 6 000 руб. и не может быть меньше минимального размера, который составляет на первого ребенка 1 500 руб., на второго и последующих детей - 3 000 руб.
Однако с 01.01.2008 максимальный и минимальный размеры пособия по уходу за ребенком увеличились на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции (Закон N 18-ФЗ). В связи с этим максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать 6 510 руб. и не может быть меньше, чем на первого ребенка - 1 627,5 руб., на второго и последующих детей - 3 255 руб.
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимы следующие документы (п. 74 Указаний):
- заявление о назначении пособия;
- заявление матери, находящейся в послеродовом отпуске, о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком (в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам);
- копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка;
- копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей);
- выписка из решения об установлении над ребенком опеки (при усыновлении или установлении над ребенком опеки);
- копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
- справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери, отца ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком - для одного из родителей в соответствующих случаях, а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка.
Собранные на каждого получателя документы должны храниться в бухгалтерии организации.
В соответствии с п. 75 Указаний при проверке будет обращено внимание на следующее:
- ежемесячное пособие назначается и выплачивается на основании решения организации о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
- исчисление среднего заработка (дохода) при расчете ежемесячного пособия с 01.01.2007 производится в соответствии с Постановлением N 870*(15), то есть аналогично порядку расчета среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам;
- в районах и местностях, в которых установлено применение районных коэффициентов к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов;
- при назначении и выплате ежемесячного пособия необходимо руководствоваться Приказом N 270/106*(16);
- при определении размера пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.
Проверяющие устанавливают соответствие общей суммы выплаченных за проверяемый период пособий по уходу за ребенком данным бухгалтерского учета и отчетным данным, указанным в расчетной ведомости по средствам Фонда (п. 76 Указаний).
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет
в ранние сроки беременности
Размер пособия установлен ст. 10 Закона N 81-ФЗ. Согласно внесенным в данную статью изменениям пособие составляет с 01.01.2002 300 руб. (Закон N 181-ФЗ), с 01.01.2008 - 325,5 руб. (Закон N 18-ФЗ).
Выплачивается оно в соответствии с положениями п. 15-20 Постановления N 865, которые нашли свое отражение в п. 79 Указаний. В частности, ими предусмотрено, что рассматриваемое пособие назначается по месту основной работы дополнительно к пособию по беременности и родам на основании справки из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), и данная справка хранится в бухгалтерии по каждому получателю пособия.
Проверяющим следует установить (п. 80 Указаний):
- соответствие количества выплаченных единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, количеству выплаченных тем же получателям пособий по беременности и родам;
- общее количество назначенных пособий, а также соответствие общей суммы выплаченных пособий за проверяемый период данным бухгалтерского учета и отчетным данным, указанным в расчетной ведомости по средствам Фонда.
Социальное пособие на погребение
Назначение и выплата социального пособия осуществляется по-прежнему в порядке, установленном Законом N 8-ФЗ*(17) (п. 81 Указаний). Оно выплачивалось в размере, не превышающем 1 000 руб., с 01.01.2001 (п. 13 ст. 4 Закона N 122-ФЗ*(18)).
Однако в соответствии с Законом N 263-ФЗ*(19) стоимость вышеназванных услуг с 01.01.2007 определяется органами местного самоуправления по согласованию с отделениями ПФ, ФСС и органами государственной власти субъектов РФ.
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
Проверяющие устанавливают общее количество назначенных социальных пособий на погребение, а также соответствие общей суммы выплаченных пособий за проверяемый период данным бухгалтерского учета и отчетным данным, указанным в расчетной ведомости по средствам Фонда (п. 85 Указаний).
Дополнительно оплачиваемые выходные дни для ухода
за детьми-инвалидами и инвалидами детства
Как и ранее, согласно Постановлению N 26/40*(20), для ухода за детьми-инвалидами предоставляются четыре дополнительно оплачиваемых выходных дня в месяц родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем (п. 86 Указаний). При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество дополнительно предоставляемых в месяц дней не увеличивается. Их оплата осуществляется на основании Положения N 213 с учетом изменений, внесенных решениями ВС РФ от 18.11.2003 N ГКПИ03-1049 и от 13.07.2006 N ГКПИ06-637.
При проверке правильности установления назначения и выплаты данного пособия будет обращено внимание на наличие в бухгалтерии страхователя документов, перечень которых определен в п. 87 Указаний, а именно:
- заявление о предоставлении дополнительных выходных дней;
- справка органов соцзащиты об инвалидности ребенка (представляется ежегодно);
- копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
- справка с места работы другого родителя, что на момент обращения дополнительно оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;
- если работающим является один родитель, то факт отсутствия работы у другого родителя должен быть документально подтвержден (справка из органов государственной службы занятости населения и др.).
Проверяющие должны установить соответствие общего количества предоставленных дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и общей суммы выплат за проверяемый период данным бухгалтерского учета и отчетным данным, указанным в расчетной ведомости по средствам Фонда (п. 89 Указаний).
Обратите внимание: для страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, проверка начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с п. 90-92 Указаний.
Проверка правильности расходования средств на оплату путевок
на санаторно-курортное лечение работников
В соответствии со ст. 11 Закона N 173-ФЗ*(21) расходы на полную или частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, в 2006 году финансировались за счет средств по обязательному социальному страхованию из расчета до 600 рублей на одного человека в сутки на срок пребывания до 21 дня (п. 93 и 94 Указаний). При этом страхователь осуществлял расходы на оплату санаторно-курортных путевок в соответствии с Положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309.
В связи с этим будут проверять соответствие (п. 95 Указаний):
- расходов на оплату стоимости путевок нормам, установленным федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год и предусмотренным отделением (филиалом отделения) Фонда страхователю ассигнованиям на эти цели;
- сроков продолжительности лечения в санаторно-курортных учреждениях срокам, установленным Правительством РФ на момент предоставления работнику путевки;
- приобретенных путевок заявлениям работников и медицинским заключениям (справка для получения путевки, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение").
Кроме этого, проверяется правильность отнесения расходов по оплате санаторно-курортных путевок на расходы по обязательному социальному страхованию, а также наличие:
- решения комиссии о предоставлении застрахованному путевки;
- отрывного талона к путевке и соответствие указанных в нем сведений решению комиссии.
Далее разделом предусмотрены положения, учитываемые при проверке:
- правильности расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, подвергшихся воздействию радиации (п. 96-100 Указаний);
- учета и отчетности по путевкам на санаторно-курортное лечение и оздоровление (п. 101-108 Указаний).
В данных положениях изменений не произошло.
Проверка правильности расходов на оздоровление детей
Порядок расходования средств обязательного социального страхования на оздоровление детей регулируется федеральным законом о бюджете ФСС на соответствующий год и решениями Правительства РФ об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей (п. 109 Указаний).
При этом расходование средств на оздоровление детей отделениями (филиалами отделений) Фонда осуществляется в соответствии с нормами полной или частичной оплаты стоимости путевок для детей школьного возраста, а также стоимости набора продуктов питания, приведенными в таблице п. 110 Указаний с разбивкой по годам и видам учреждений.
В ходе проверки устанавливается соответствие:
- данных бухгалтерского учета путевок, отнесенных на расходы по обязательному социальному страхованию путевок, первичным бухгалтерским документам (приходным накладным), данным аналитического учета и данным расчетной ведомости по средствам Фонда по количеству, сумме и видам;
- расходов на оздоровление детей, произведенных страхователем, сумме ассигнований, установленной отделением (филиалом отделения) Фонда страхователю на эти цели в проверяемом году.
Проверяется также правильность оприходования, оформления, учета и хранения документов по приобретению и выдаче путевок в оздоровительные лагеря в бухгалтерии страхователя, а также по путевкам, полученным от Фонда:
- счетов на оплату путевок (с указанием отдельно стоимости путевки и стоимости хозяйственных расходов);
- накладных на получение путевок;
- заявлений работников и медицинских справок - для выделения путевки в детский санаторный лагерь;
- свидетельства о рождении ребенка;
- счетов стоимости (части стоимости) путевки, которую оплачивает отделение (филиал отделения) Фонда;
- платежных документов на оплату путевок;
- протоколов заседаний комиссии по социальному страхованию с решениями о выделении путевок в детские оздоровительные лагеря и детские санаторные оздоровительные лагеря и условиях их оплаты;
- ведомостей выдачи работникам путевок с росписями в их получении;
- сверить с кассой поступление частичной стоимости за путевки.
Кроме того, п. 117 Указаний предусмотрено применение районных коэффициентов при определении размеров пособий и выплат, осуществляемых за счет средств обязательного социального страхования.
В. Лахматова,
редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
*(2) Постановление ФСС РФ от 17.03.2004 N 24 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам".
*(3) Приложения не публикуются.
*(4) Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан".
*(5) Федеральный закон от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов".
*(6) Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514.
*(7) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам".
*(8) Федеральный закон от 29.12.2004 N 206-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей".
*(9) Федеральный закон от 22.12.2005 N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей".
*(10) Пособие введено Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей".
*(11) Федеральный закон от 01.03.2008 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг".
*(12) Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 N 719 "Об утверждении Порядка предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка".
*(13) Федеральный закон от 28.12.2001 N 181-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
*(14) Федеральный закон от 22.12.2005 N 181-ФЗ "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
*(15) Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию".
*(16) Приказ Минздравсоцразвития РФ и ФСС РФ от 13.04.2007 N 270/106 "Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком".
*(17) Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
*(18) Федеральный закон от 07.08.2000 N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации".
*(19) Федеральный закон от 29.12.2006 N 263-ФЗ "О внесении изменения в ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
*(20) Постановление Минтруда РФ и ФСС РФ от 15.04.2002 N 26/40 "О внесении изменений в разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 3/02-18/05-2256 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами", утв. Постановлением Минтруда РФ и ФСС РФ от 04.04.2000 года N 26/34".
*(21) Федеральный закон от 22.12.2005 N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"