5 февраля 2014 г. |
Дело N А43-29557/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2013
по делу N А43-29557/2012,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению открытого акционерного общества "Рикор Электроникс" (ОГРН 1025201335279, ИНН 5243001622, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Победы, 9), общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (ОГРН 1095257001773, ИНН 5257108453, г. Н.Новгород, ул. С. Акимова, д. 58, кв. 57) и общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский медико-промышленный центр" (ОГРН 1025203040499, ИНН 5260099093, г. Н. Новгород, ул. Семашко, д. 5 А)
о признании незаконными отказов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в предоставлении земельного участка,
при участии:
от открытого акционерного общества "Рикор Электроникс" - Молодкиной И.В. по доверенности от 10.10.2013;
от общества с ограниченной ответственностью "Альянс" - Молодкиной И.В. по доверенности от 27.08.2013;
от общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский медико-промышленный центр" - Молодкиной И.В. по доверенности от 13.01.2013,
и установил:
открытое акционерное общество "Рикор Электроникс" (далее - ОАО "Рикор Электроникс"), общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Алянс") и общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский медико-промышленный центр" (далее - ООО "Нижегородский медико-промышленный центр") обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными отказов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление), выраженных в письмах от 14.02.2012 N АБ-07/2107, от 30.03.2012 N АБ-07/4623, от 05.10.2012 N АБ-07/14747 в предоставлении в долевую собственность по льготной цене земельного участка общей площадью 109103,50 кв.м, с кадастровым номером 52:40:0101015:5, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Победы, д. 9, об обязании Территориального управления в течение двух недель со дня изготовления решения в полном объеме принять решение о предоставлении в общую долевую собственность ОАО "Рикор Электроникс", ООО "Альянс", ООО "Нижегородский медико-промышленный центр" указанного земельного участка по льготной цене (2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением от 13.09.2013 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования заявителей.
Территориальное управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителей в судебном заседании и в отзывах на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 22.01.2014 объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 29.01.2014.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Рикор Электроникс" (создано 06.03.2006 в результате преобразования ОАО "Арзамасский завод радиодеталей") на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: город Арзамас, ул. Победы, д. 9: нежилое здание (административно-лабораторный корпус) общей площадью 6388,00 кв.м, этажность 9; нежилое здание общей площадью 10266,60 кв.м, этажность 2; нежилое здание общей площадью 13934,80 кв.м, этажность 3; нежилое здание общей площадью 9909,60 кв.м, этажность 2; нежилое здание общей площадью 490,50 кв.м, этажность 2; нежилое здание общей площадью 3671,50 кв.м, этажность 2; здание одноэтажное кирпичное под буровую, нежилое, 1-этажный, общей площадью 237,5 кв.м; здание подсобного хозяйства, назначение: нежилое, 2-этажный, общей площадью 1263,6 кв.м; нежилое здание (промышленное), общей площадью 861,10 кв.м, этажность 1; нежилое здание (промышленное), общей площадью 885,50 кв.м, этажность 1; нежилое здание (промышленное), общей площадью 445,60 кв.м, этажность 2; здание одноэтажное кирпичное под электроэнергию, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 274,2 кв.м; нежилое здание (промышленное), общей площадью 1173,10 кв.м, этажность 1; ангар, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 627,4 кв.м; помещение для товаров народного потребления, назначение: нежилое, 2-этажный, общей площадью 500,00 кв.м; покрасочная камера, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 144,2 кв.м; здание кирпичное 1-этажное, под мазуто-насосную, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 64,3 кв.м; здание каркасно-обшивное 1-этажное под склад закрытого хранения, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 400,3 кв.м; здание каркасно-обшивное 1-этажное под столярно-плотническую мастерскую, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 83,9 кв.м; внешние сети водопровода на площадке N 1, назначение: водопередачи, протяженностью 2028,0 м; внешний газопровод на промплощадке, назначение: газоснабжения, протяженностью 89 м; ливневая канализация пл.1, назначение: водоснабжения и водоотведения, протяженностью 1950,0 м; внешние сети хозфек. Канализации, назначение: водоснабжения и водоотведения протяженностью 1858,0 м (свидетельства о государственной регистрации права соответственно от 11.04.2006 серии 52-АБ N 610710, от 14.04.2006 серии 52-АБ N 610480, от 12.04.2006 серии 52-АБ N 610387, от 12.04.2006 серии 52-АБ N 610388, от 14.04.2006 серии 52-АБ N 610225, от 14.04.2006 серии 52-АБ N 610216, от 21.09.2011 серии 52 АД N 112659, от 21.09.2011 серии 52 АД N 112658, от 17.04.2006 серии 52-АБ N 610395, от 17.04.2006 серии 52-АБ N 610843, от 14.04.2006 серии 52-АБ N 610353, от 21.09.2011 серии 52 АД N 112660, от 17.04.2006 серии 52-АБ N 610252, от 01.12.2011 серии 52 АД N 063959, от 01.12.2011 серии 52 АД N 063960, от 01.12.2011 серии 52 АД N 063961, от 01.12.2011 серии 52 АД N 063965, от 01.12.2011 серии 52 АД N 063963, от 01.12.2011 серии 52 АД N 063964, от 03.07.2012 серии 52 АД N 387665, от 03.07.2012 серии 52 АД N 387664, от 03.07.2012 серии 52 АД N 387666, от 03.07.2012 серии 52 АД N 387667).
Кроме того, ОАО "Рикор Электроникс" принадлежит доля в праве 172/328 кв.м нежилого здания (промышленного) общей площадью 328 кв.м, расположенного по адресу: город Арзамас, ул. Победы, д. 9 (свидетельство о государственной регистрации права от 14.04.2006 серии 52-АБ N 610879).
ООО "Нижегородский медико - промышленный центр" является собственником 156/328 доли нежилого здания общей площадью 328 кв.м, литер ЗЗ1З2, расположенного по адресу: город Арзамас, ул. Победы, д. 9 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.03.2005 серии 52-АБ N 269779).
ООО "Альянс" на праве собственности принадлежит нежилое здание, назначение: производственное (промышленное) 2-этажный, общей площадью 2812,3 кв.м, расположенное по адресу: город Арзамас, ул. Победы, д. 9, на основании договора купли-продажи от 12.07.2012 и дополнительного соглашения к нему от 14.08.2012, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью "Торг - Сервис" (далее - ООО "Торг - Сервис") (свидетельство о государственной регистрации права от 16.08.2012 серии 52 АД N 483992).
Объекты недвижимости были приватизированы ОАО "Арзамасский завод радиодеталей" (в настоящее время - ОАО "Рикор Электроникс") на основании плана приватизации Арзамасского завода радиодеталей от 26.11.1993.
Указанные объекты находятся на земельном участке площадью 109103,5 кв.м с кадастровым номером 52:40:0101015:5, расположенном по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Победы, д. 9, и являющемся федеральной собственностью, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.07.2006 сделана запись N 52-52-03/425/2006-60 (выписка из ЕГРП от 29.08.2012 N 02/036/2012-75).
Ранее данный земельный участок Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Арзамас был предоставлен ОАО "Арзамасский завод радиодеталей" на праве пользования, общая площадь - 109103,5 кв.м (свидетельство от 05.08.2003 N 83, распоряжение администрации г. Арзамаса от 05.09.1993 N 3183р).
21.12.2011 ОАО "Рикор Электроникс" и ООО "Торг - Сервис" (собственник здания площадью 2812,3 кв.м до его продажи ООО "Альянс") обратились в Территориальное управление с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 52:40:0101015:5 в собственность по льготной цене.
Письмом от 14.02.2012 N АБ-07/2107 Территориальное управление возвратило пакет документов для доработки ввиду отсутствия полного перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, предусмотренного приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
19.03.2012 ОАО "Рикор Электроникс" и ООО "Торг - Сервис" обратились в Территориальное управление с аналогичным заявлением, дополнительно представив требуемые документы.
В период с 30.01.2012 по 01.03.2012 Территориальное управление осуществило проверку испрашиваемого земельного участка, в результате которой обнаружило 20 объектов недвижимости, принадлежащих ОАО "Рикор Электроникс", здание общей площадью 2812,3 кв.м, принадлежащее ООО "Торг - Сервис", здание, находящееся в общей собственности ОАО "Рикор Электроникс" и ООО "Нижегородский медико - промышленный центр", а также 9 объектов недвижимости, собственники которых не установлены. Результаты проверки отражены в акте от 06.03.2012 N 32-12.
Письмом от 30.03.2012 N АБ-07/4623 Территориальное управление со ссылкой на указанные обстоятельства возвратило представленные документы.
12.09.2012 между заявителями заключено соглашение об определении долей земельного участка.
19.09.2012 ОАО "Рикор Электроникс", ООО "Альянс" и ООО "Нижегородский медико - промышленный центр" обратились в Территориальное управление с заявлением о выкупе по льготной цене земельного участка площадью 109103,50 кв.м с кадастровым номером 52:40:0101015:5, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Победы, д. 9.
Письмом от 05.10.2012 N АБ-07/14747 Территориальное управление возвратило представленные документы, указав на наличие на данном земельном участке объектов недвижимости, собственник которых не установлен, на отсутствие документов, подтверждающих балансовую стоимость активов, и обоснования предоставления земельного участка в существующих границах.
Посчитав отказы Территориального управления, изложенные в письмах от 14.02.2012 N АБ-07/2107, от 30.03.2012 N АБ-07/4623, от 05.10.2012 N АБ-07/14747, не соответствующими действующему законодательству и нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО "Рикор Электроникс", ООО "Альянс" и ООО "Нижегородский медико - промышленный центр" обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, предусмотрено осуществление территориальным органом полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Следовательно, Территориальное управление является уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Рикор Электроникс", ООО "Альянс" и ООО "Нижегородский медико - промышленный центр" как собственники объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 109103,50 кв.м с кадастровым номером 52:40:0101015:5 по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Победы, д. 9, обладают исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка, необходимого для использования по целевому назначению расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно представленному заявителями заключению общества с ограниченной ответственностью "НовоТех" от 13.02.2013 N 128 все объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, связаны между собой технологической цепочкой, так как непосредственно участвуют в процессе изготовления, хранения и реализации продукции ОАО "Рикор Электроникс", а также для своевременного осуществления ремонта оборудования. Данные объекты также связаны между собой линиями электропередачи, системой водопровода, отопления и другими инженерными системами. Значительная часть тепловой энергии, вырабатываемой котельной ОАО "Рикор Электроникс", предназначена для нужд жителей 10-го микрорайона г. Арзамаса.
Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, заявителями при обращении 19.09.2012 в уполномоченный орган были представлены в полном объеме.
При этом указанные в письме Территориального управления от 05.10.2012 N АБ-07/14747 в качестве отсутствующих иные документы, в частности, подтверждающие балансовую стоимость активов Общества и обоснование размера земельного участка, не входят в перечень документов, подлежащих приложению к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на наличие на земельном участке с кадастровым номером 52:40:0101015:5 объектов недвижимости, не принадлежащих заявителям на праве собственности, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку доказательства того, что эти объекты принадлежат на праве собственности иным лицам, Территориальным управлением в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает необоснованными выводы суда о наличии у заявителей права выкупа спорного земельного участка по цене, равной 2,5 % от его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 1.2 статьи 36 Кодекса).
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Так, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких участках зданий, строений и сооружений, по льготной цене устанавливается в порядке, предусмотренном абзацем 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а именно до 1 июля 2012 года.
Таким образом, по смыслу статьи 36 Кодекса и абзаца 1 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона при определении размера выкупной цены существенное значение имеет дата обращения лица, заинтересованного в выкупе по льготной цене земельного участка, с заявлением о предоставлении этого земельного участка.
При этом, как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 28.11.2011 N ВАС-15258/11, для реализации предоставленного статьей 36 Кодекса права на выкуп публичного земельного участка в общую долевую собственность обратиться с соответствующим заявлением в надлежащий орган должны сами и все собственники расположенных на этом участке зданий, строений, сооружений (пункты 1, 5 названной статьи, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11).
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства обращения заявителей с совместным заявлением либо с заявлениями каждого из них, поданными одновременно, до 01.07.2012.
При этом в письме от 30.03.2012 N АБ-07/4623 Территориальное управление указывало обратившимся к нему лицам на отсутствие соответствующего заявления со стороны ООО "Нижегородский медико - промышленный центр".
Одновременно ОАО "Рикор Электроникс", ООО "Альянс" и ООО "Нижегородский медико - промышленный центр" обратились в Территориальное управление только 19.09.2012, что следует из имеющихся в материалах дела заявлений и подтверждено их представителем в судебных заседаниях суда апелляционной инстанции.
Кроме того, ООО "Альянс" до 01.07.2012 не являлось собственником какого-либо здания или строения, расположенного на спорного земельном участке. Право собственности данного лица на здание общей площадью 2812,3 кв.м было зарегистрировано лишь 16.08.2012.
При этих условиях у заявителей отсутствует право на выкуп в долевую собственность земельного участка площадью 109103,50 кв.м с кадастровым номером 52:40:0101015:5 по льготной цене.
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителями не доказано.
Ссылка заявителей на то, что оспариваются в том числе отказы Территориального управления, полученные в ответ на заявления, поданные до 01.07.2012, во внимание не принимается, поскольку эти заявления были поданы не всеми лицами, претендующими на спорный земельный участок, что представителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции не отрицалось.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу об отсутствии в рассматриваемой ситуации оснований для удовлетворения требования ОАО "Рикор Электроникс", ООО "Альянс" и ООО "Нижегородский медико - промышленный центр".
При этом суд учитывает, что Территориальным управлением в апелляционной жалобе указаны и судом апелляционной инстанции установлены законные основания невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в долевую собственность заявителей на льготных условиях.
Из заявлений на выкуп спорного земельного участка и заявления в арбитражный суд усматривается, что земельный участок испрашивался на условиях льготного порядка.
Представитель заявителей в судебных заседаниях суда апелляционной инстанции также пояснил, что земельный участок им нужен исключительно на льготных условиях (аудиозапись судебных заседаний).
Следовательно, приобретение земельного участка по иной цене не отвечает целям обращения в арбитражный суд за судебной защитой.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя.
При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Если заявителем не доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), а также возможность восстановления его нарушенных прав, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае удовлетворение требования заявителей не приведет к восстановлению их прав.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, а требование ОАО "Рикор Электроникс", ООО "Альянс", ООО "Нижегородский медико - промышленный центр" - отклонению.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2013 по делу N А43-29557/2012 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Рикор Электроникс", обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" и обществу с ограниченной ответственностью "Нижегородский медико-промышленный центр" в удовлетворении заявления о признании незаконными отказов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, выраженных в письмах от 14.02.2012 N АБ-07/2 107, от 30.03.2012 N АБ-07/4623, от 05.10.2012 N АБ-07/14747, в предоставлении в долевую собственность по льготной цене земельного участка с кадастровым номером 52:40:0101015:5, площадью 109103,50 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Победы, д. 9.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29557/2012
Истец: ОАО "Рикор Электроникс", ОАО Рикор Электроникс г. Арзамас, ООО "Альянс", ООО "Нижегородский медико-промышленный центр", ООО Альянс г. Н. Новгород, ООО Нижегородский медико-промышленный центр г. Н. Новгород
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, г. Н.Новгород, Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом г. Москва
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в НО, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом г. Москва