г. Самара |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А65-13733/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 05 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 по делу N А65-13733/2013 (судья Гилялов И.Т.),
принятое по исковому заявлению Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань,
к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1071690050299, ИНН 1657069000),
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о взыскании с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - ответчик) 30 862,80 руб. за неправомерно выплаченное пособие по уходу за ребенком Кравец Т.Н. на Смотрину Е.К.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ее податель сослался на то, что ответчиком за период с 01.01.2012 г. по 30.09.2012г.допущено использование федеральных денежных средств с нарушением требований законодательства на общую сумму 30 861,88 руб. (неправомерно выплаченное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Кравец Т.Н. на ребенка Смотрину Е.К.).
Кроме того, необоснованными являются выводы суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вину сотрудников филиала N 21 ГКУ "РЦМП".
Судом сделан ошибочный вывод о том, что спорная сумма не относится к нецелевому расходованию средств, так как была уплачена на основании предоставленных ответчику сведений.
По мнению истца, им в материалы дела представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба противоправными действиями Министерства - противоправность заключается в выплатах, произведенных с нарушением законодательства, во наличии вины в действиях ответчика, а также признания долга Министерством.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Кроме того, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Между органом ФСС и Министерством были заключены договоры от 16.01.2012 N 031 и от 27.01.2012 N 055 о финансировании расходов на выплату отдельных видов пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N1162.
В соответствии с пп. "ж" п. 4 указанных договоров Министерство обеспечивает целевое использование средств, выделенных на выплату пособий. Орган ФСС в свою очередь осуществляет контроль за целевым расходованием Министерством средств, перечисленных органом ФСС для выплаты пособий (пп. "в" указанных договоров).
В рамках заключенных договоров органом ФСС на основании решения о проведении проверки N 1 от 08.10.2012 проведена проверка Министерства по вопросу целевого расходования средств на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 30.09.2012.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в справке N 1 от 18.10.2012.
12.11.2012 г. истцом вынесено решение N 1 о непринятии расходов, произведенных Министерством за счет средств, полученных от органа ФСС на выплату пособий неработающим (не обучающимся, не служащим) гражданам в сумме 103 864,31 рублей. Поступившая от Министерства сумма 11 703,13 руб. зачтена в счет исполнения указанного решения.
Поскольку по мнению истца Министерством за период с 01.01.2012 по 30.09.2012 допущено использование федеральных денежных средств с нарушением требований законодательства на общую сумму 92 161,18 руб., подтвержденное актом сверки по состоянию на 01.04.2013, истцом в адрес Министерства направлена претензия от 17.12.2012 N 01-09/04/9752 с требованием возместить сумму ущерба в добровольном порядке.
Поскольку Министерством задолженность не погашена, орган ФСС на основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обратился в суд с иском.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок их назначения и выплаты установлены статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н.
Одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно положениям статьи 4 Закона N 81-ФЗ выплаты отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, являются расходными обязательствами Российской Федерации, осуществляемыми за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом порядок финансового обеспечения расходов, связанных с выплатой государственных пособий, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1162 утверждены Правила финансового обеспечения расходов, связанных с выплатой отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.
Согласно указанным правилам источником финансового обеспечения расходов бюджета Фонда на выплаты государственных пособий являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета в установленном порядке бюджету Фонда.
Согласно пункту 5 Правил территориальные органы Фонда перечисляют средства бюджета Фонда на финансовое обеспечение указанных расходов уполномоченным органам (учреждениям) субъектов Российской Федерации на основании заключенных ими договоров.
Как установлено судом из анализа заключенных органом ФСС с уполномоченным органом Республики Татарстан - Министерством договоров от 16.01.2012 N 031 и от 27.01.2012 N055, орган ФСС обязался осуществлять ежемесячное перечисление средств, поступивших из федерального бюджета на основании заявок, представленных министерством, на банковский счет последнего для выплаты указанного пособия.
Подпунктом "в" п. 3 договоров предусмотрено право органа ФСС осуществлять контроль за целевым расходованием министерством средств, перечисленных для выплаты данного пособия. Подпунктом "е" п. 4 договоров предусмотрена обязанность Министерства осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий органами социальной защиты.
В ходе контроля истцом установлено, что ответчиком неправомерно выплачены пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда Кравец Т.Н. на Смотрину Е.К. (дата рождения 12.05.2011) всего в размере 87 772,50 руб. за период с 01.12.2011 по 11.11.2012.
В ходе проверки органом ФСС установлено, что Кравец Т.Н. с 30.11.2011 уволена из войсковой части N 63778 на основании приказа N 248 от 28.11.2011, о чем имеется запись N 10 от 30.11.2011 в ее трудовой книжке N 068284. При этом, согласно записи N 9 от 06.07.2010 Кравец Т.Н. принята в МУЗ "Городская поликлиника N17" на должность врача - гастроэнтеролога по совместительству на основании приказа от 06.07.2010 N 55-Л и продолжает работать.
Вместе с тем, филиалом N 21 Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" учредителем которого является Министерство, начислено и выплачено Кравец Т.Н. пособие по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации за счет средств федерального бюджета предоставляемых в установленном порядке Фонду социального страхования РФ на сумму 87 772,50 руб. Данная сумма включена в отчеты о расходовании средств, представленные Министерством за февраль - сентябрь 2012 года.
Таким образом, Министерством допущено нарушение абзаца 1 статьи 4 Закона N 81-ФЗ, пп. "а" п. 39, пп. "а" п. 45 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н, которыми установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за счет Фонда социального страхования по месту работы, службы.
Истец в обоснование требований указал на то, что Кравец Т.Н., являясь работником МУЗ "Городская поликлиника N 17", должна была обратиться по месту работы за назначением пособия по уходу за ребенком до полутора лет и не имела права на получение пособия через органы социальной защиты. Указанные бюджетные средства истец считает израсходованными Министерством не по целевому назначению и подлежащими восстановлению в бюджет органа ФСС.
Ответчик, в обоснование возражений сослался на то, что Кравец Т.Н. обратилась за данным пособием, приложив документы, подтверждающие право на получение пособия за счет средств Фонда. Получив в октябре 2012 года сведения о работе Кравец Т.Н. по совместительству, посчитав представленные ею сведения недостоверными, филиалом N 21 ГКУ РЦМП Кравец Т.Н. направлено уведомление о необходимости возврата пособия. Поскольку Кравец Т.Н. сумма полученного пособия не возвращена, филиал N 21 ГКУ РЦМП обратился в суд за взысканием данной суммы. Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 21.01.2013 по делу N 2-260 с Кравец Т.Н. взыскана в пользу ГКУ РЦМП сумма пособия. Выданные на основании данного решения суда исполнительные листы направлены в службу судебных приставов, Кравец Т.Н. производится возмещение указанной суммы.
Следовательно, по мнению ответчика им не допущено нецелевое использование бюджетных средств, выплаты были произведены в соответствии с требованием законодательства, неправомерное начисление и выплата Кравец Т.Н. пособия обусловлена представлением ею недостоверных сведений, вина Министерства отсутствует.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности доводов ответчика, при этом исходит из следующего.
В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как правильно указал суд, истцом не доказан факт нецелевого использования ответчиком денежных средств, поскольку они были израсходованы на цели, соответствующие условиям их получения, так и факт ненадлежащего контроля ответчиком за правомерностью назначения и выплат пособий органами социальной защиты.
В соответствии со статьей 4 Закона N 81-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Статьей 19 которого определено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключения счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно пп. "а" п. 45 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 N 1012н) (далее - Порядок) ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 39 данного Порядка, - по месту работы, службы.
В соответствии с пп. "а" п. 39 Порядка право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
На основании п. 83 Порядка получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
Обстоятельства принятия филиалом N 21 ГКУ РЦМП мер по взысканию указанных денежных средств с Кравец Т.Н. в судебном порядке, возмещение ею неправомерно полученных денежных средств подтверждается материалами дела, не оспаривается истцом. Более того, в связи с поступлением от ответчика части взысканных с Кравец Т.Н. сумм истцом уменьшены исковые требования, что отражено им в соответствующих ходатайствах.
Таким образом, ответчиком предприняты действия, предусмотренные законом, для возврата излишне выплаченных сумм и как правильно указал суд, в материалы дела истцом не представлены доказательства, подтверждающие вину работников ответчика в выплате излишних сумм пособий.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании с ответчика убытков в виде ущерба, именно истец должен доказать, в порядке статьи 65 АПК РФ, данные обстоятельства.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном размере лицом, причинившим вред.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности совокупности вышеуказанных условий ответственности.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством. При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Исходя из вышеизложенного, отсутствуют основания для отнесения суммы, выплаченной Кравец Т.Н., к нецелевому расходованию бюджетных средств, поскольку указанная сумма была уплачена на основании предоставленных ответчику сведений.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка, установленного вышеназванными правовыми актами, однако не образуют состав, необходимый для применения ст. 1064 ГК РФ, поскольку факт причинения вреда действиями ответчика, а также его вина отсутствуют.
К тому же произведенные истцом выплаты пособий не подпадают под гражданско-правовое понятие убытков.
Кроме того, орган ФСС не доказал, что при наличии и фактической реализации механизма возврата излишне выплаченных средств, установленного статьей 19 Закона N 81-ФЗ, им утрачена возможность возврата с получателя (Кравец Т.Н.) спорных сумм и у него вследствие этого возникли убытки, подлежащие возмещению за счет Министерства.
К аналогичным выводам пришел также Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 09.06.2011 по делу N А63-7525/2010 (определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2011 N ВАС-12288/11 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано).
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 по делу N А65-13733/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13733/2013
Истец: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань
Ответчик: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9588/14
11.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9588/14
13.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6236/13
03.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5896/13
12.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-23047/13
31.10.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13733/13