Комментарий к письму
Министерства финансов Российской Федерации
от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87
В Письме Минфина РФ от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87 рассмотрены наболевшие для страхователей вопросы о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, об уплате процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов на излишне взысканные суммы, а также об источниках выплат этих сумм.
В комментируемом письме, как и в предшествующих письмах финансистов, сказано о том, что данные вопросы не регулируются законодательством, в частности:
- Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об ОПС) не определены ни порядок осуществления возврата сумм страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, ни порядок зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ни особенности уплаты процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов на излишне взысканные суммы страховых взносов на ОПС, ни источники уплаты этих сумм. Указанным законом также не установлен порядок уточнения платежа, уплачиваемого в бюджет ПФ РФ, при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление этого платежа;
- страховые взносы на ОПС не признаются налогами и не являются составной частью ЕСН. Поэтому на них не распространяются положения НК РФ, в частности установленный ст. 78 и 79 НК РФ порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов.
На основании этого, а также исходя из того, что функции по возврату страховых взносов на ОПС и т.п. не возложены на налоговые органы, финансисты ранее делали выводы не в пользу страхователей, например, в следующих письмах:
- от 24.05.2007 N 03-02-07/1-252: согласно ст. 25 Федерального закона об ОПС на налоговые органы возложен только контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на ОПС, а функции по осуществлению возврата страховых взносов на ОПС в их компетенцию не входят;
- от 14.05.2007 N 03-02-07/1-229: Федеральным законом об ОПС не определен уполномоченный орган, который должен производить возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также не установлен порядок проведения такого возврата;
- от 29.01.2007 N 03-02-07/1-22: так как Федеральным законом об ОПС не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также не установлен порядок проведения такого зачета (возврата), споры по вопросу о зачете (возврате) указанных сумм разрешаются в судебном порядке;
- от 29.01.2007 N 03-02-07/1-25: порядок исчисления и уплаты пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС регулируется ст. 26 Федерального закона об ОПС, которой не предусмотрен пересчет пеней в случае, если плательщик допустил ошибку в оформлении поручения на перечисление данного страхового взноса в бюджетную систему РФ. В статье 45 НК РФ не указано, что ее положения распространяются на страховые взносы на ОПС, поэтому в отношении них не действует п. 7 названной статьи, посвященный пересчету пеней при уточнении платежа.
Арбитражная практика по данным вопросам преимущественно складывается в пользу страхователей. Например, в Определении ВАС РФ от 20.03.2008 N 3722/08 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации" указано: налоговая инспекция как администратор страховых взносов на ОПС обязана по заявлению плательщика произвести зачет (возврат) денежных средств, ошибочно зачисленных по неверному коду бюджетной классификации. В другом определении того же суда - от 16.07.2007 N 8459/07 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации" - признан незаконным отказ инспекции произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на ОПС. Суд указал, что этот вывод соответствует позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 N 2776/06 и N 4240/06.
В комментируемом письме отношение финансистов к страхователям стало более благосклонным. Во-первых, в нем сказано, что на основании ст. 6 и п. 2 ст. 20 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" ФНС признана главным администратором доходов бюджета ПФ РФ по страховым взносам на ОПС, недоимке, пеням и штрафам по взносам в ПФ РФ. Сделан вывод, что налоговые органы наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на ОПС, об уплате процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов на излишне взысканные суммы, а также об уточнении соответствующих платежей в бюджеты бюджетной системы РФ. Однако до настоящего времени действующим бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ об ОПС не в полной мере урегулирован механизм реализации указанных бюджетных полномочий.
Во-вторых, обращено внимание на негативную для налоговых органов арбитражную практику. Сказано, что в связи с сохраняющейся неопределенностью федерального законодательства в части регулирования вопросов о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на ОПС, пеней и штрафов по ним и уточнения соответствующих платежей разногласия по указанным вопросам в настоящее время разрешаются в судебном порядке. При этом по вопросу вынесения налоговыми органами решений об отказе в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС в настоящее время сложилась преимущественно отрицательная арбитражная практика.
На основании этого, а также принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику (постановления Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 N 2776/06 и N 4240/06, Определение ВАС РФ от 20.03.2008 N 3722/08), финансисты в комментируемом письме пришли к выводу, что впредь до внесения необходимых изменений в Федеральный закон об ОПС и бюджетное законодательство РФ в целях дополнительного урегулирования рассмотренных вопросов налоговые органы вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст. 78, 79 НК РФ, а также согласно Бюджетному кодексу РФ и иным нормативным правовым актам.
Таким образом, финансисты рекомендуют налоговым органам применять нормы НК РФ и производить зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на ОПС, а также осуществлять пересчет пеней при уточнении суммы уплаченных взносов в соответствии с указанными статьями НК РФ.
В.В. Никитин,
редактор журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 13, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"