г. Чита |
|
12 февраля 2014 г. |
Дело N А19-9272/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е. В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д. С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2013 года по делу N А19-9272/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иркутстрой" (ОГРН 1023801537320, ИНН 3811073213) к Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) о признании незаконным решения от 31.10.2011 N 410-74-685/11,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует закрытое акционерное общество "Иркутскстройтранс" (ОГРН 1023801025874, ИНН 3808008101),
(суд первой инстанции: судья Сонин А. А.)
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Иркутстрой" - не явился, извещен,
от Администрации города Иркутска - не явился, извещен,
от третьего лица: закрытого акционерного общества "Иркутскстройтранс" - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутстрой" (далее - заявитель, ООО "Иркутстрой" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Администрации города Иркутска (далее - Администрация) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения от 31.10.2011 N 410-74-685/11 и обязании продлить срок действия разрешения на строительство N RU38303000-149/08 от 06.03.2009 на 2 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение от 31.10.2011 N 410-74-685/11 Администрации, в лице Комитета по градостроительной политике, об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство N RU 38303000-149/08 от 06.03.2009 признано незаконным как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации.
На администрацию возложена обязанность продлить срок действия разрешения на строительство N RU 38303000-149/08 от 06.03.2009 на срок два года с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрация извещена о начале строительства, в том числе и иных работ, сопряженных со строительством. Иных доказательств о начале строительства не требуется и действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем обстоятельства, препятствующие продлению срока действия разрешения на строительство у Администрации, отсутствовали.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как не законного, необоснованного и не мотивированного.
Из апелляционной жалобы следует, что строительство объекта капитального строительства не было начато. Таким образом, продление срока действия разрешения на строительство N RU 38303000-149/08 от 06.03.2009 не представлялось возможным.
В части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) четко обозначены действия уполномоченных органов, в частности органов местного самоуправления, после получения заявления о сроке действия разрешения на строительство и никаких действий по осмотру, выезду на место предполагаемого строительства в законодательстве не указано.
Лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11 декабря 2008 года Администрация ("Арендодатель") и ЗАО "Иркутскстройтранс" ("Арендатор") заключили договор аренды земельного участка N 4065, согласно которому "Арендатору" предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, улица Байкальская, кадастровый номер N 38:36:000023:445, площадью 1500 кв.м. из земель населенных пунктов, для использования в целях строительства жилого дома.
Между ЗАО "Иркутскстройтранс" ("Арендатор") и ООО "Иркутстрой" ("Субарендатор") заключен договор субаренды земельного участка б/н от 15 января 2009 года, согласно которому "Субарендатору" был предоставлен на праве субаренды земельный участок общей площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000023:445, находящийся по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, улица Байкальская.
06.03.2009 Администрацией обществу выдано разрешение N RU 38303000-149/08 на строительство жилого дома с административными помещениями, общая площадь жилых помещений 1308,3 кв.м., строительный объем 5889,46 куб.м., количество квартир 8, общая площадь офисных помещений 2463,72 кв.м., строительный объем 11160,5 куб.м., на земельном участке, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, сроком действия до 31.12.2011.
13 ноября 2008 года ООО "Иркутскстройтранс" направлено извещение о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в Службу государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области и получено службой 18.11.2008.
В связи с тем, что строительные работы к 31.12.2011 не окончены, ООО "Иркутстрой" обратилось в Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска с заявлением N 69 от 28 октября 2011 года о продлении срока разрешения на строительство N RU 38303000-149/08 от 06.03.2009 в соответствии с частью 20 статьи 51 ГрК РФ в срок не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. Факт получения администрацией указанного заявления подтверждается штампом с указанием даты получения от 28 октября 2011 года.
По заявлению общества Администрацией письмом N 410-74-685/11 от 31.10.2011 отказано в продлении срока действия разрешения на строительство, в связи с тем, что обществом не соблюдены требования части 20 статьи 51 ГрК РФ.
Общество, не согласившись с названным отказом, полагая его несоответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 11 указанной статьи уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как установлено судом первой инстанции, Администрация наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство (статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет (часть 19 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 20 статьи 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в продлении срока действия разрешения на строительство может быть отказано лишь в случае если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока для подачи заявления на продление разрешения, а представление при продлении срока действия разрешения на строительство документов, которые необходимы для получения разрешения на строительство не требуется.
При этом суд первой инстанции правомерно признал довод Администрации о том, что заявителю отказано в продлении срока действия разрешения на строительство в связи с тем, что застройщик не приступил к началу строительства необоснованным.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Администрация ("Арендодатель") и ЗАО "Иркутскстройтранс" ("Арендатор") заключили договор аренды земельного участка от 11 декабря 2008 года N 4065, согласно которому "Арендатору" предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, улица Байкальская, кадастровый номер N 38:36:000023:445, площадью 1500 кв.м. из земель населенных пунктов, для использования в целях строительства жилого дома.
Между ЗАО "Иркутскстройтранс" ("Арендатор") и ООО "Иркутстрой" ("Субарендатор") заключен договор субаренды земельного участка б/н от 15 января 2009 года, согласно которому "Субарендатору" был предоставлен на праве субаренды земельный участок общей площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000023:445, находящийся по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, улица Байкальская.
06.03.2009 Администрацией обществу выдано разрешение N RU 38303000-149/08 на строительство жилого дома с административными помещениями, общая площадь жилых помещений 1308,3 кв.м., строительный объем 5889,46 куб.м., количество квартир 8, общая площадь офисных помещений 2463,72 кв.м., строительный объем 11160,5 куб.м., на земельном участке, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, сроком действия до 31.12.2011.
13 ноября 2008 года, ООО "Иркутскстройтранс" направлено извещение о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в Службу государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области и получено службой 18.11.2008.
Иных доказательств о начале строительства не требуется и действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем обстоятельства, препятствующие продлению срока действия разрешения на строительство у Администрации отсутствовали.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что оспариваемый отказ не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2013 года по делу N А19-9272/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9272/2013
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2015 г. N Ф02-1113/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Иркутстрой"
Ответчик: Администрация города Иркутска
Третье лицо: ЗАО "Иркутскстройтранс"
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1113/15
29.04.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5489/13
17.04.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5489/13
20.01.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5489/13
16.01.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5489/13
29.10.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5489/13
23.07.2014 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9272/13
10.07.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5489/13
29.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1760/14
12.02.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5489/13
30.09.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9272/13