г. Москва |
|
12 февраля 2014 г. |
Дело N А41-20944/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился;
от ФКП "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" - Крючков В.А. (представителя по доверенности от 09.01.2014 N 009/4),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.2013 по делу N А41-20944/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению ФКП "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о признании незаконным решения об исключении из реестра государственного кадастра недвижимости сведений о границах условного земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" (далее - заявитель, предприятие, ФКП "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем") обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - заинтересованное лицо, кадастровая палата, ФГБУ "ФКП Росреестра") с требованием о признании незаконным решения N МО-11/РКФ/1-66684 от 25.03.2011 об исключении из Реестра ГКН сведений о границах земельного участка с КН N 50:29:0000000:4.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного лица, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель заявителя против доводов ФГБУ "ФКП Росреестра" возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра".
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФКП "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" на основании постановления Главы администрации Воскресенского района Московской области от 03.09.1997 N 274 предоставлен земельный участок с КН 50:29:0000000:4 на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, Выпиской из ЕГРП от 28.06.2013 (т.1 л.д.7, 82).
Согласно кадастровой Выписке о земельном участке от 25.03.2011 номер земельного участка внесен в государственный кадастр недвижимости 26.11.2004.
25.02.2011 органом кадастрового учета составлен протокол выявления технической ошибки N 59 (т.1 л.д.98). В протоколе заинтересованным лицом указано, что выявлена техническая ошибка в сведениях о границах и уточненной площади ранее учтенного объекта недвижимости, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о площади земельных участков 50:29:0000000:4, 50:29:0010302:9 и 50:29:0010206:20 являются декларированными, описание земельного участка с КН 50:29:0000000:4 не формировалось. Сведения о границах внесены 26.11.2004 на основании землеустроительного дела 1996.
25.03.2011 заинтересованным лицом принято решение N МО-11/РКФ/1-66684 об осуществлении кадастрового учета, исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях об объекте недвижимости с КН 50:29:0000000:4 (т.1 л.д.83).
Согласно указанному решению органом кадастрового учета были исключены сведения о границах земельного участка с КН 50:29:0000000:4, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Полагая, что действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области являются незаконными, ФКП "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что решение N МО-11/РКФ/1-66684 от 25.03.2011 не соответствует статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) и нарушает права и законные интересы заявителя.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде объекта недвижимости, кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 данного Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено указанным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции, действовавшей при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет), для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Согласно пункту 6 названной статьи Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если: с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Таким образом, согласно действовавшему законодательству с момента постановки земельного участка заявителя на кадастровый учет и до момента исключения сведений о его границах, при отсутствии необходимых для постановки на кадастровый учет, а также для внесения сведений о границах земельного участка документов, орган кадастрового учета полномочен приостановить либо отказать в осуществлении кадастрового учета.
Согласно кадастровой Выписке о земельном участке от 25.03.2011, земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 26.11.2004.
Земельный участок с КН 50:29:0000000:4 имеет описание поворотных точек границ земельного участка ( кадастровая Выписка от 09.06.2008 (т.1 л.д. 8).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о кадастре описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что в момент обращения заявителя с соответствующим заявлением орган кадастрового учета наличие оснований для приостановки или отказа в осуществлении кадастрового учета не установил, осуществил кадастровый учет, в том числе внес сведения о границах земельного участка в ГКН.
Закон о государственном кадастре недвижимости допускает, что государственный кадастр недвижимости может содержать ошибки. При этом в зависимости от причин возникновения законодатель разделил их на технические и кадастровые. Так, ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, именуется, согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, технической (техническая ошибка в сведениях). Она устраняется на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (части 2 и 3 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости).
Согласно Протоколу выявления технической ошибки от 25.02.2011 N 59 в обоснование квалификации внесенных в ГКН сведений как ошибочных органом кадастрового учета указано, что в кадастровом деле 50:29:0000000:4 отсутствуют документы, подтверждающие межевание земельного участка.
Вместе с тем, как следует из представленной в материалы дела копии межевого дела КН 50:29:0000000:0004 (равнозначен КН 50:29:0000000:4) в деле имеется план земельного отвода с указанием характерных точек координат (т.1 л.д. 137), геоданные пунктов привязки границ земельного участка (т.1 л.д. 157), журнал измерения углов в теодолитном ходе (т.1 л.д. 172), пояснительная записка (т.1 л.д. 208).
Статьей 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что до 01.11.2008 вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или с учетом ч. 1 настоящей статьи в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.11.2008, признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о наличии в материалах дела документов, подтверждающих существование земельного участка в установленных границах.
Вместе с тем, исправление технической ошибки на основании оспариваемого решения осуществлено заинтересованным лицом путем исключения содержащихся в ГКН сведений о координатах поворотных точек земельного участка без внесения каких-либо новых значений.
При этом заинтересованное лицо не представило доказательств, что правообладатель земельного участка извещался о состоявшемся исправлении технической ошибки, что является нарушением положений статьи 28 Закона о кадастре недвижимости.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзацем 3 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, вопросы об установлении, изменении, исключении границ земельного участка являются спором о праве.
Согласно пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопрос о наличии или отсутствии установленных границ земельного участка в силу статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации подлежал рассмотрению в судебном порядке и не мог быть разрешен путем исключения из кадастра сведений о границах земельного участка с кадастровым номером N 50:29:0000000:4 со ссылкой на наличие технической ошибки.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10 по делу N А03-12409/2009.
Доводы, приведенные ФГБУ "ФКП Росреестра" в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заинтересованного лица с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.2013 по делу N А41-20944/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20944/2013
Истец: Федеральное казенное предприятие "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Московской области"