г. Саратов |
|
14 февраля 2014 г. |
Дело N А12-17786/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Никольского С. В., Шалкина В. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко И. П.,
стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "03" декабря 2013 года по делу N А12-17786/2013, принятое судьей Литвин С.Н.,
по иску открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028),
к обществу с ограниченной ответственностью "Центральная Управляющая Компания" (ИНН 3445116894, ОГРН 1113460002963, 400087, г.Волгоград, ул.Невская,18б),
о взыскании 50 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Центральная Управляющая Компания" (далее - ООО "Центральная Управляющая Компания", ответчик) задолженности по договору энергоснабжения N 5011678/12 от 01.01.2012 г. в сумме 50 000 рублей
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции истец обратился с ходатайством в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об уточнении исковых требований, и в окончательном варианте просил взыскать с ответчика задолженность в размере 12 512,92 рубля.
Решением от 03 декабря 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении исковых требований ООО "Волгоградэнергосбыт" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Волгоградэнергосбыт" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции принят незаконный судебный акт, и необоснованно отказано в принятии расчета представленный истцом.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Исследовав представленные материалы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, между истцом ОАО "Волгоградэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ответчиком ООО "Центральная Управляющая Компания" (покупатель), 01.10.2012 заключен договор ресурсоснабжения (снабжение электроэнергией) N 5011678/12, по условиям которого, ответчику в мае 2013 года осуществлялась продажа электрической энергии в точках поставки, надлежащим образом не оплаченной, в результате чего задолженность по расчетам истца с учетом уточнений составляет 12 512,92 рубля.
Указанный договор подписан ответчиком с протоколом разногласий, которые в дальнейшем сторонами не урегулированы.
Существование между сторонами договорных отношений, обусловленных именно договором N 5011678/12 от 01.10.2012, подтверждается действиями по поставке электрической энергии, оформлению сторонами документации со ссылкой на указанный договор.
В пункте 5.1 договора стороны установили, что определение количества потребленной покупателем в расчетном периоде энергии производится гарантирующим поставщиком на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (п. 5.1.1).
Расчетным способом в порядке определения объемов коммунальных ресурсов для потребителей в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета, выходе его из строя, а также в иных случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором (п. 5.1.2).
Из пункта 1.2 договора и приложения N 3 к договору следует, что объектами энергопотребления являются места общего пользования (освещение лестничных площадок, лестниц, лифты и иное общее имущество) жилых домов, находящихся в управлении ответчика, а также видно, что не все участвующие в расчете жилые дома оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета.
В соответствии с пунктом 7.1 договора, расчетным периодом является календарный месяц.
Исковые требования заявлены о взыскании стоимости электрической энергии, отпущенной на общедомовые нужды в мае 2013 года.
В связи с непредставлением ответчиком ведомостей показаний СКУЭ за указанный расчетный период, расход электрической энергии определен истцом в части - по АСКУЭ полученным от сетевой организации (МУПП "ВМЭС"), в части по сведениям из ведомости СКУЭ за февраль 2013 года, со ссылкой на отсутствие данных за аналогичный период 2012 года.
При этом, из представленной в материалы дела ведомости показаний СКУЭ за февраль 2013 года следует, что имеются места общего пользования (объекты энергопотребления), которые не оснащены расчетными счетчиками.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ст. ст. 65, 66 АПК РФ).
На основании части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Правовая позиция, изложенная в определении ВАС РФ от 22.12.2010 N ВАС-17058/10, предусматривает, что выполнение сторонами процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, на которых основаны исковые требования и возражения на иск, также как и реализация права на представление доказательств по делу не обусловлены истребованием либо неистребованием доказательств арбитражным судом.
На основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует, в том числе отношения по поводу предоставления коммунальных услуг; внесения платы за коммунальные услуги.
Применительно к пункту 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
В данном случае на ответчика возложена обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставления коммунальных услуг проживающим в домах гражданам.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 424 ГК РФ признает договор энергоснабжения публичным договором, на который распространяется положение пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 определено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за электроснабжение с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета установлен помимо статьи 157 ЖК РФ и пунктом 19 Правил N 307.
Из подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) следует, что межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы включаются в состав общего имущества.
Согласно пункту 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил N 306). Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4 Правил N 306).
Расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека (пункт 25 Правил N 306).
В пункте 24 Правил N 306 приведена формула, по которой высчитывается норматив потребления электроэнергии внутри жилых помещений. В указанную формулу включены как составляющие расход электрической энергии на работу лифтового оборудования, расход электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования. То есть фактически к показаниям, рассчитываемым для квартирного потребления, прибавляется установленный размер расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома.
Соответственно, установленные пунктом 25 Правил N 306 величины - 7 кВт.ч в месяц является величинами, исходя из которых определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. Данная величина используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения.
Из содержания пункта 30 Правил N 306 также следует, что в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на одного потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит также для приготовления пищи.
В своих Постановлениях от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 02.03.2010 N 7445/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 11.10.2011 N 5514/11, от 06.12.2011 N 9797/11, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформировал позицию, в соответствии с которой расчет электропотребления в отсутствие приборов учета, определивших количество электрической энергии, без учёта норматива потребления коммунальных услуг, противоречит законодательству.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 28.11.2011 по делу N А57-12461/2010, от 19.09.2012 по делу N А12-21980/2011.
Судом первой инстанции правильно установлено, что при определении стоимости потребленной ответчиком электроэнергии мест общего пользования в спорный период истцом должно было быть учтено количество граждан, у которых отсутствовали приборы учета, в связи с чем, производить вычеты сумм фактически выставленных к оплате непосредственно гражданам установленных согласно нормативам потребления, в которые уже включена оплата электроэнергии, затрачиваемой на общедомовые нужды.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Постановление N 124), утвержденные им Правила применяются с соблюдением некоторых особенностей до тех пор, пока не вступят в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В частности, в соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Постановления N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению, исходя из объема коммунального ресурса определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема коммунального ресурса, определенного в жилых и нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, расчетным путем, исходя из норматива потребления коммунальных услуг и количества проживающих.
Постановление N 124 опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 20.02.2012, в "Российской газете" - 28.02.2012, и вступило в законную силу 28.02.2012 (п.6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").
Таким образом, с 28 февраля 2012 года объем коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Постановления N 124 по формуле, указанной в приложении к Постановлению N 124.
Соответствующего расчета истец суду не представил, с ходатайствами не обратился.
В связи с вышеизложенным, доводы жалобы о том, что судом первой инстанции, необоснованно отказано в принятии расчета представленный истцом, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку соответствующего жилищному законодательству расчета потребленной электроэнергии с использованием нормативов потребления электрической энергии, утвержденных для граждан и произведенных жильцам начислений за жилые помещения, свидетельствующего о наличии у ответчика задолженности в заявленной сумме иска, истцом в материалы дела не представлены.
По правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, проанализировав, что исковые требования не подтверждены материалами дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению.
С учётом изложенного, судебная коллегия считает, что по рассматриваемому делу судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционную жалобу ОАО "Волгоградэнергосбыт" следует оставить без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 декабря 2013 года по делу N А12-17786/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С. А. Жаткина |
Судьи |
С. В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17786/2013
Истец: ОАО "Волгоградэнергосбыт"
Ответчик: ООО "Центральная Управляющая Компания"
Третье лицо: ОАО "Волгоградэнерго", ООО "Центральная Управляющая Компания"