г. Самара |
|
14 февраля 2014 г. |
Дело N А65-22571/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ЗАО "Кондитерская фабрика "Заря" - представитель не явился, извещено,
от административной комиссии г.Казани - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2014 года апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Кондитерская фабрика "Заря"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года по делу N А65-22571/2013 (судья Кочемасова Л.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Кондитерская фабрика "Заря", г. Казань,
к административной комиссии г.Казани, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 16 сентября 2013 года N 5485-М о назначении административного наказания по ч.1 ст.3.6 КоАП РТ,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Кондитерская фабрика "Заря" (далее - ЗАО "КФ "Заря", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии города Казани (далее - административный орган) от 16 сентября 2013 года N 5485-М о назначении административного наказания по части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее - КоАП РТ) за нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Решением от 23 декабря 2013 года по делу N А65-22571/2013 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявления общества отказал.
ЗАО "КФ "Заря" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности (неизвещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении), отсутствие в его действиях вменяемого состава административного правонарушения, поскольку общество не является субъектом данного правонарушения.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Как видно из материалов дела, муниципальным казенным учреждением "Управление административно-технической инспекции исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - управление административно-технической инспекции) в отношении заявителя 26 июля 2013 года проведена проверка соблюдения заявителем муниципальных правил благоустройства территории муниципального образования города Казани. Управление административно-технической инспекции 11 июля 2013 года направило в адрес ЗАО "КФ "Заря" уведомление N 3512/2 о проведении 26 июля 2013 года осмотра принадлежащего ему земельного участка, которое получено обществом 19 июля 2013 года.
Ведущим специалистом управления административно-технической инспекции Галимзяновым И.Д. 26 июля 2013 года был проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: г.Казань, ул.Оренбургский тракт, (кадастровый номер 16:50:171201:0047), принадлежащего обществу на праве аренды. В ходе осмотра было выявлено, что на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, строительная площадка не огорожена, на ней находится мусор, строительные отходы, имеется свободный доступ для посторонних лиц, что подтверждено проведенной фотосъемкой при осмотре. Представитель общества на осмотр не явился.
В связи с обнаружением признаков административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 3.6 КоАП РТ, административный орган известил общество о необходимости явки 16 августа 2013 года для составления протокола об административном правонарушении. Извещение получено ЗАО "КФ "Заря" 01 августа 2013 года, что подтверждается подписью уполномоченного лица в почтовом уведомлении (л.д.63). Законный представитель общества на составление протокола не явился. Протокол от 16 августа 2013 года N 015093 был составлен в его отсутствие и направлен обществу почтой 19 августа 2013 года. При этом в протоколе указано, что ЗАО "КФ "Заря" нарушены требования пунктов 99, 100.1 и 100.10 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской Городской Думы от 18 октября 2006 года N 4-12 (в редакции решения Казанской городской Думы от 16 мая 2013 года N 17-22) (далее - Правила благоустройства).
Извещение от 22 августа 2013 года N 3706 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (03 сентября 2013 года) с приложением копии протокола направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением и получено им 27 августа 2013 года, что подтверждается подписью уполномоченного лица на почтовом уведомлении (л.д.66). В связи с неявкой представителя ЗАО "КФ "Заря" административный орган вынес определение об отложении рассмотрения на 16 сентября 2013 года на 15 час 00 мин. Соответствующее извещение было направлено в адрес заявителя и получено им 09 сентября 2013 года (л.д.69). Представитель общества не явился на рассмотрение материалов дела об административном правонарушении.
На основании протокола об административном правонарушении административнй комиссией было принято постановление от 16 сентября 2013 года N 5485-М, согласно которому ЗАО "КФ "Заря" было признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении Правил благоустройства, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 200 000 руб. в соответствии с частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении N 015093 от 16 августа 2013 года по ч.1 ст.3.6 КоАП РТ составлен неуполномоченным органом.
В соответствии с статьей 7.4 КоАП РТ административные комиссии муниципальных образований административные комиссии муниципальных образований рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.6, 2.7, 3.2 - 3.6, 5.1, 5.2, 5.6 (в отношении муниципальных перевозок, осуществляемых на территориях соответствующих муниципальных образований) настоящего Кодекса.
В силу части 5 статьи 8.1 КоАП РТ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2, 2.6, 2.7 настоящего Кодекса, составляют:
1) министр юстиции Республики Татарстан, его заместители;
2) специалисты структурных подразделений Министерства юстиции Республики Татарстан.
Частью 14 статьи 8.1 КоАП РТ предусмотрено, что помимо случаев, предусмотренных частями 1, 2, 4, 5, 9, 13 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.6, 2.7, 3.2, 3.6, 4.2, 5.1, 5.2, а также статьями 2.12, 2.13, 3.3 - 3.5, 3.7, 4.4, 5.6 (в отношении муниципальных перевозок, осуществляемых на территориях соответствующих муниципальных образований) настоящего Кодекса, составляют должностные лица органов местного самоуправления.
Согласно части 15 статьи 8.1 КоАП РТ должностные лица органов местного самоуправления составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных частью 14 настоящей статьи, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или Республикой Татарстан, а также при осуществлении муниципального контроля.
Исходя из части 16 статьи 8.1 КоАП РТ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с настоящей статьей, определяется соответственно уполномоченными органами в соответствии с их задачами и функциями, а также органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Таким образом, КоАП РТ не наделяет управление административно-технической инспекции полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ.
Согласно пункту 1.1 Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 28-3, (в редакции решения Казанской городской Думы от 07.06.2012 N 16-14) (далее - Положение об управлении административно-технической инспекции) муниципальное казенное учреждение "Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление) создано в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", Уставом муниципального образования города Казани, решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 24.12.2005 N 11-5 (с учетом последующих изменений и дополнений) "Об учреждении органов Исполнительного комитета муниципального образования - муниципальных учреждений Исполнительного комитета".
Из пункта 1.2 Положения об управлении административно-технической инспекции следует, что управление является органом исполнительного комитета муниципального образования города Казани, обладает статусом юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.
При этом Положение об управлении административно-технической инспекции не содержит полномочий должностных лиц управления административно-технической инспекции по составлению протоколов об административных правонарушениях (в том числе по части 1 статьи 2.6 КоАП РТ).
Согласно статье 5 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5 (ред. от 13.02.2013), структуру органов местного самоуправления города Казани составляют:
Представительный орган муниципального образования - Казанская городская Дума (далее - Городская Дума),
Глава муниципального образования города Казани - Мэр города Казани,
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - исполнительный комитет города Казани (далее - Исполнительный комитет),
контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Казани (далее - Контрольно-счетная палата).
Таким образом, в структуру органов местного самоуправления управление административно-технической инспекции не входит, то есть органом местного самоуправления не является.
Пунктом 2 статьи 5 Устава муниципального образования города Казани предусмотрено, что создание иных органов местного самоуправления города Казани, изменение структуры органов местного самоуправления осуществляются не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав. Решение Городской Думы об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Городской Думы, в течение которого было принято указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В связи с изложенным сотрудники управления административно-технической инспекции не вправе составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 2.6 КоАП РТ, и на основании части 14 статьи 8.1 КоАП РТ (то есть как должностные лица органов местного самоуправления).
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, составленный неуполномоченным должностным лицом, не может быть признан надлежащим доказательством совершения правонарушения. Данное обстоятельство свидетельствует о существенном нарушении процедуры привлечения к административной ответственности и влечет отмену постановления административного органа, вынесенного на основании такого протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя о лишении гарантий защиты прав, предусмотренных ст.28.2 КоАП РФ, вследствие нарушения порядка надлежащего извещения о составлении протокола об административном правонарушении.
Суд первой инстанции правомерно не принял и доводы заявителя о том, что он не является субъектом правонарушения, поскольку согласно договору генерального подряда от 03 июня 2013 года с ЗАО "Трамп" все обязанности по содержанию строительной площадки возлагаются на подрядчика. Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 3.6 КоАП РТ, является застройщик, что прямо определено в статье 3.6 КоАП РТ. В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, выполнение инженерных изысканий и др. Именно от застройщика зависит принятие всех необходимых мер по содержанию строительной площадки, благоустройству, в том числе и надлежащий контроль за выполнением условий договоров подряда.
Однако при отсутствии допустимых доказательств факта совершения заявителем правонарушения судом апелляционной инстанции не установлено наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2.6 КоАП РТ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании п.2 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменить; принять новый судебный акт, которым заявление ЗАО "КФ "Заря" удовлетворить; признать незаконным и отменить постановление административной комиссии г.Казани от 16 сентября 2013 года N 5485-М о назначении ЗАО "КФ "Заря" административного наказания по ч.1 ст.3.6 КоАП РТ.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года по делу N А65-22571/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление закрытого акционерного общества "Кондитерская фабрика "Заря" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии г.Казани от 16 сентября 2013 года N 5485-М о назначении закрытому акционерному обществу "Кондитерская фабрика "Заря" административного наказания по ч.1 ст.3.6 КоАП РТ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22571/2013
Истец: ЗАО "Кондитерская фабрика "Заря", г. Казань
Ответчик: Административная комиссия г. Казани, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара