г. Москва |
|
13 февраля 2014 г. |
Дело N А40-142905/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2013 по делу N А40-142905/2013, судьи Корогодова И.В. (139-1313)
по заявлению ООО"Ригал-1" (124460, г.Москва, г. Зеленоград, корп. 1106Е)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
о признании незаконным и отмене постановления N 1503-108-1/2013 от 10.09.2013 и предписания
при участии:
от заявителя: |
Ренатов О.Ю. Приказ N 00000000003 от 16.07.2013; |
от ответчика: |
Кузяев К.В. по доверенности N 05-08-2950/13 от 30.12.2013; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2013, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования ООО "Ригал-1" (далее - Общество, заявитель) и признании незаконными и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды (далее - Департамент, ответчик) от 10.09.2013 N 1503-108-1/2013 о привлечении ООО "Ригал-1" к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ, предписания от 19.08.2013 N 1503-108/2013.
При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия вины Общества.
Департамент не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает, что решение нельзя признать законным и обоснованным, поскольку суд неправильно применил закон. Просит решение отменить и признать законность и обоснованность оспариваемого постановления. Полагает, что состав правонарушения полностью подтверждаются материалами дела. Считает, что срок для привлечения к административной ответственности не пропущен.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что обжалованное решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента от 24.04.2013 N 1504-108/2013 в отношении ООО "РИГАЛ-1" проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2012 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
16.08.2013 г. в 10 часов 00 минут по адресу: 124460, г.Москва, г.Зеленоград, корп. 1106Е установлено, что юридическое ООО "РИГАЛ-1", осуществило несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно следующее: не ведет учет отходов; отсутствуют паспорта опасных отходов: I-IV класс; нарушены требования к профессиональной подготовке допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности; не представило в установленный срок отчетность в территориальный орган Росприроднадзора за 2012 г.
В ходе хозяйственной и предпринимательской деятельности у ООО "РИГАЛ-1" образовываются: отработанные люминесцентные (ртутные) лампы, мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный).
В отношении ООО "Ригал-1" 19.08.2013 года составлен протокол N 1503-108-1/2013 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.
Постановлением N 1503-108/2013 от 10.09.2013 года ООО "Ригал-1" привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 110 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило то, что ООО "Ригал-1" не ведет учет отходов; отсутствуют паспорта опасных отходов: I-IV класс; нарушены требования к профессиональной подготовке допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности; не представило в установленный срок отчетность в территориальный орган Росприроднадзора за 2012 г.
В связи с необходимостью устранения допущенных нарушений административным органом вынесено также предписание от 19.08.2013 г. N 1503-108/2013 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок предоставления отчетности установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов".
Согласно с пунктами 5 и 14 Приказа отчетность предоставляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В процессе деятельности Общества образуются следующие отходы: отработанные люминесцентные (ртутные) лампы, мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный).
Общество в нарушение Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов" не представиляет отчетность в территориальный орган Росприроднадзора об отходах производства и потребления.
В ходе проверочных мероприятий ответчиком установлено, что в результате осуществления Обществом предпринимательской деятельности образуются твердые бытовые отходы 1-ого класса опасности (люминесцентные лампы), при отсутствии у данного хозяйствующего субъекта паспорта опасных отходов, не ведущего учет и образования отходов.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Общество на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.
Действия общества правомерно отнесены судом первой инстанции к накоплению отходов.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что Общество на своей территории складировало и хранило отходы, полученные в результате его производственной деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом обращение с отходами определяется как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию). Соответствующее толкование понятия "обращения с отходами" дано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012 г. N 15331/11.
Как указал Высший Арбитражный Суд РФ в своем Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011 в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В соответствии со ст. 11 ФЗ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- представлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Общество обязано соблюдать при осуществлении своей деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 709/11 от 12 июля 2011 г.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
В силу положений ч. 1 ст. 19 Закона об отходах производства индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно п. 5 Приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
Следовательно, организации в результате производственной деятельности которых образуются отходы, обязаны соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Поэтому, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 и 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, поскольку, осуществляя экономическую деятельность, он обязан знать и соблюдать нормы действующего законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Наличие договоров от 01.01.2012 между ООО "Ригал-1"и ГУП города Москвы "ДЕЗ N 3 г. Зеленограда" на предоставление коммунальных услуг и услуг по вывозу мусора, не свидетельствует об отсутствии вины Общества и не снимает обязанности с последнего по соблюдению федерального законодательства в исследуемой сфере обращения с отходами.
Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, судом не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, что свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности ответчиком не нарушены.
Факт нарушения Обществом действующего законодательства подтверждается в полном объеме материалами административного дела.
Требование заявителя об оспаривании предписания удовлетворению не подлежит, в связи с законностью оспариваемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.12.2013 по делу N А40-142905/2013 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Ригал-1" (124460, г.Москва, г. Зеленоград, корп. 1106Е) о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды от 10.09.2013 N 1503-108-1/2013 о привлечении к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ, предписания от 19.08.2013 N1503-108/2013 - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142905/2013
Истец: ООО "Ригал-1"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей природной среды, Департамент Природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управление государственного экологического контроля