г. Вологда |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А44-3037/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 февраля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие-1" директора Карпова Е.В. представителя Махнева И.В. по доверенности от 03.02.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие-1" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 ноября 2013 года по делу N А44-3037/2013 (судья Аксенов И.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие-1" (ОГРН 1125321000837; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094; далее - Департамент финансов) о взыскании задолженности в сумме 20 000 316 руб. 88 коп. по выплате субсидии на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области за I квартал 2013 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и связи Новгородской области (далее - Департамент транспорта и связи).
Определением от 19.09.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация, в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Новгородской области) (далее - Минфин России).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 12 624 429 руб. 77 коп., с Департамента финансов - 3 943 348 руб. 92 коп.
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 19.11.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- истец не может признать правомерным вывод суда о том, что при отсутствии данных натурных обследований департамент правомерно применил при расчете объема субсидии, подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории городского поселения, количество поездок равное 30, а при расчете объема субсидии, подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории муниципальных районов, количество поездок равное 20;
- в формуле для определения расчетного дохода перевозчика одним из множителей является количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ). При определении указанного количества поездок Департаментом транспорта и связи Новгородской области использовался пункт 34 методических указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта": 30 поездок - во внутригородском сообщении и 20 поездок в пригородном;
- при определении количества поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан, следует руководствоваться пунктом 35 методических указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 65-автотранс;
- позиция истца о применении при определении количества поездок льготных категорий граждан подтверждается разъяснениями Федеральной службы государственной статистики (письмо от 02.08.2013 N 11-11-5/2585-ДР по запросу Общества, имеется в материалах дела), - органом, уполномоченным на официальное толкование принимаемых им нормативных правовых актов.
Представители Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Департамент транспорта и Департамент финансов в отзывах на жалобу возражали относительно ее удовлетворения. Департамент финансов представил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей, не явившихся лиц, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, в I квартале 2013 года на основании договоров от 01.07.2012 N 14, от 21.01.2013 N 1, от 05.02.2013 N 17, 18, 19, 21, 22, от 15.03.2013 N 23В на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном (за исключением регулярных перевозок в границах поселений и между поселениями в границах муниципального района) и (или) межмуниципальном сообщении, заключенных Обществом с Комитетом транспорта Новгородской области, а так же в соответствии с договором на компенсацию выпадающих доходов организации, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении от 26.06.2012, заключенным Обществом с администрацией Новгородского муниципального района, договором о перевозке пассажиров и багажа от 10.08.2012, заключенным Обществом с администрацией Маловишерского муниципального района, договором по выплате компенсации выпадающих доходов организации, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении от 26.06.2012, заключенным Обществом с администрацией Маловишерского городского поселения, договором на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении от 01.01.2013, заключенным Обществом с администрацией Маловишерского городского поселения, истец осуществлял пассажирские перевозки общественным транспортом (автобус) в Новгородском и Маловишерском муниципальных районах, а так же в Маловишерском городском поселении, в том числе, на основании, предъявляемых пассажирами ЕСПБ.
Субсидия в общей сумме 7 198 609 руб. 56 коп была выплачена истцу за I квартал 2013 года за счет средств областного бюджета.
При расчете субсидии подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории Маловишерского городского поселения Департаментом учтено количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ равное 30.
При расчете субсидии подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории Маловишерского муниципального района и Новгородского муниципального района Департаментом учтено количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ равное 20.
Полагая, что Департаментом транспорта и связи при расчете субсидии были использованы неверные расчетные данные, а именно количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться обжалуемым судебным актом.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Закон N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В связи с принятием Закона N 122-ФЗ государство возложило на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан (независимо от места проживания).
Постановлением администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 (далее - Постановление N 519) с 01.01.2006 на территории Новгородской области введена продажа месячных и квартальных ЕСПБ, утвержден Порядок продажи и пользования ЕСПБ. В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка, утвержденного Постановлением N 519, ЕСПБ действуют на всей территории области в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов, при отсутствии пригородных маршрутов проездные билеты действительны на маршрутах в межмуниципальном сообщении. Право на приобретение ЕСПБ имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных и ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория области. Проезд в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов осуществляется при предъявлении проездного документа, документа, подтверждающего право на получение денежных выплат, либо документа удостоверяющего личность.
Стоимость ЕСПБ согласно Постановлению N 519 для категории лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны, составила в месяц 120 руб., на полмесяца- 60 руб., в квартал- 360 руб., для иных категорий граждан, имеющих право приобретения ЕСПБ, стоимость месячного ЕСПБ составила 460 руб., на полмесяца- 230 руб., квартального- 1380 руб. (в редакции постановления администрации Новгородской области от 18.01.2013 N 19).
Согласно пунктам 2 и 3 Постановления N 519 единые социальные проездные билеты действуют на всей территории области в автобусах (троллейбусах) городских и пригородных маршрутов, при отсутствии пригородных маршрутов проездные билеты действительны на маршрутах в межмуниципальном сообщении. Право на их приобретение имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных и ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория Новгородской области.
В соответствии со статьями 32, 44, 63, 110, 139 Закона N 122-ФЗ меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные федеральными законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с утвержденным постановлением администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 Порядком предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области" (в редакции от 29.12.2012 N 901, действовавшей в спорный период) (далее - Порядок) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, предоставляется субсидия на компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права проезда по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, в целях получения субсидии на компенсацию выпадающих доходов, перевозчик представляет в уполномоченный комитет администрации копию договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, а также информацию о транспортной работе (пробег пассажирского транспорта, приведенный по предельной вместимости, в целых числах, измеряемый в место-километрах), которая включается в отчет о транспортной работе по форме согласно приложению к настоящему Порядку, ежеквартально до 10 числа месяца (включительно), следующего за отчетным периодом.
В установленном порядке Общество направило в апреле 2013 года Департаменту транспорта и связи три отчета о транспортной работе на территории Маловишерского городского поселения, Маловишерского муниципального района и Новгородского муниципального района за I квартал 2013 года.
На основании представленных истцом отчетов Департаментом транспорта и связи произведен расчет субсидии, причитающей к выплате Обществу за указанный период.
Материалами дела подтверждается, что субсидия в общей сумме 7 198 609 руб. 56 коп была выплачена истцу за I квартал 2013 года за счет средств областного бюджета.
При расчете субсидии подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории Маловишерского муниципального района и Новгородского муниципального района Департаментом учтено количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ равное 20.
В соответствии с Порядком N 65 (в редакции от 29.12.2012 N 901), расчет объема субсидии, причитающийся перевозчику, осуществляющему регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, производится по формулам, указанным в пунктах 6 и 7 данного Порядка.
Пунктами 6 и 7 Порядка N 65 предусмотрено, что количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ в городском и пригородном сообщении, учитываемых в целях расчета объема субсидии, определяется в соответствии с методическими указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 18 августа 2011 года N365 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи". (далее - методические указания)
В соответствии с пунктом 35 методических указаний, действовавших в спорный период, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, купивших социальные проездные билеты за наличные средства (независимо от их стоимости), следует относить к платным пассажирам.
При продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ), дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).
Распределение объемов перевозок по видам сообщения (внутригородское и пригородное) производится пропорционально выполненной работе на линии.
Является ошибочным довод истца о том, что основанием для применения при составлении отчетов о транспортной работе пункта 35 методических указаний и как следствие, определение количества поездок в 50, является сам факт предъявления пассажирами ЕСПБ, дающего право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, вне зависимости от того, является ли указанная в рассматриваемом пункте линия (транспортный маршрут) городской, пригородной или смешанной.
Как следует из представленных истцом отчетов о транспортной работе за I квартал 2013 года и установлено судом первой инстанции, Обществом осуществлялись пассажирские перевозки на двух пригородных транспортных маршрутах и одном городском. При осуществлении пассажирских перевозок на линии образующей единый транспортный маршрут, проходящий как на территории городского поселения, так и пригорода, истцу надлежало бы представить в уполномоченный орган единый отчет о транспортной работе на территории, как городского поселения, так и муниципального района с указанием количества поездок в 50.
Согласно пункту 34 методических указаний при продаже отдельным гражданам и организациям по установленному тарифу проездных билетов долговременного пользования, в том числе социальных проездных билетов, количество перевезенных пассажиров за месяц определяется умножением количества проданных билетов на количество поездок в месяц, которое устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или на определенное экспертно количество поездок, приведенное ниже в Таблице 1.
Эти объемы учитываются ежемесячно в течение всего периода действия билета, если его продолжительность рассчитана более чем на один месяц (например, квартальный или годовой).
Согласно таблице 1 при перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (социальные проездные билеты), во внутригородском сообщении одним видом транспорта (автобусом) учитывается 30 поездок пассажиров по проездным билетам долговременного пользования за месяц, в пригородном сообщении- 20 поездок.
В связи с этим, при отсутствии данных натурных обследований Департамент транспорта и связи правомерно применил при расчете объема субсидии, подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории городского поселения, количество поездок равное 30, а при расчете объема субсидии, подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории муниципальных районов, количество поездок равное 20.
Доказательств оспаривания постановления администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 заинтересованными лицами или признания его недействующим в материалах дела не имеется.
Доводы Общества относительно неверности выводов, сделанных судом первой инстанции, и необходимости применения при расчете субсидии количества поездок равных 50 отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Принцип расчета, предлагаемый Обществом и учитывающий 50 ездок для расчета субсидии для переводчика в городском сообщении нарушает соотношение объемов перевозок между городским и пригородным сообщением, исходя из общего объема перевозок равном 100%.
Истцом неправомерно учитываются у каждого пассажира количество поездок по двум сообщениям (город и пригород). При осуществлении перевозчиком перевозок только в городском сообщении одним видов транспорта или только в пригородном сообщении, учет количества поездок равных 50 - недопустим (так как противоречит равенству совокупности поездок - "30 поездок в городском сообщении + 20 поездок в пригородном сообщении = 50 поездок").
Материалы дела не содержат доказательства совершения льготниками фактически большего количества поездок, чем среднестатистическое, следовательно, истец не доказал, что осуществлял перевозки пассажиров льготных категорий в большем объеме, чем определено в среднем по России.
Порядок, на основании которого осуществляется расчет субсидии, причитающейся перевозчику, предусматривает распределение объемов перевозок по видам сообщения пропорционально выполненной работ на линии и учитывает долю транспортной работы, выполняемой истцом.
Кроме того, департамент при расчете субсидии учитывал совокупность положений формы N 65-автотранс.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает доводы жалобы несостоятельными, выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 ноября 2013 года по делу N А44-3037/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие-1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3037/2013
Истец: ООО "МПАТП-1"
Ответчик: Новгородская область в лице Департамента финансов Новгородской области, Управление Федерального казначейства по Новгородской области
Третье лицо: Комитет транспорта Новгородской области, Департамент транспорта и связи Новгородской области