г. Самара |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А55-21899/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Биомед" - представителя Лёвиной Т.В. (доверенность от 01.11.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4, дело по апелляционной жалобе Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2013 по делу N А55-21899/2013 (судья Мехедова В.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Биомед", Самарская область, г.Самара,
к Межрегиональному управлению федеральной службы по регулированию федеральной алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, Нижегородская область, г.Нижний Новгород,
об оспаривании постановления от 09.09.2013 г. N 3/387 Ю,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Биомед" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления федеральной службы по регулированию федеральной алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - ответчик) от 09.09.2013 г. N 3/387 Ю.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, административный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы сослался на то, что единственным основанием по которому суд признал незаконным и отменил административное постановление от 09.09.2013 г. N 3/387Ю стало то, что заявитель не обязан осуществлять соответствующее декларирование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, следствие не обязан сдавать соответствующую декларативную отчетность. За проверяемый отчетный период ООО "Биомед" осуществляло деятельность по обороту этилового спирта по фармакопейным статьям в соответствии с данными деклараций об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7 к Правилам за 2 квартал 2013 года.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" действие настоящего Федерального закона не распространяется, в частности, на обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям.
На основании п. 1 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (абз. 1).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ под понятием этиловый спирт подразумевается спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Представление декларации N 5 обусловлено требованиями Правил, в частности: организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларацию N 5 (п. 7) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 15) в электронной форме или на бумажных носителях (п. 16).
При проверке представления ООО "Биомед" декларации N 5 за 2 квартал 2013 года на бумажном носителе установлено, что указанная декларация в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу по почте и нарочно по состоянию на 09.09.2013 фактически не поступала.
Подача деклараций в Росалкогольрегулирование осуществляется путем использования сервиса "Электронные услуги для организаций" на сайте www.fsrar.ru.
Факт непредставления декларации N 5 за 2 квартал 2013 года доказан материалами дела и ООО "Биомед" не опровергнут.
В обоснование ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ контролирующим органом доказано, что ООО "Биомед" располагает необходимой информацией и реальной возможностью (наличие первичных учетных документов на этилового спирта, доступного программного обеспечения для формирования и представления деклараций в электронном виде и на бумажном носителе), но им заблаговременно не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" по представлению декларации в установленный срок.
ООО "Биомед" не представлены реальные документарные доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, также не приведены действия, направленные на недопущение (предотвращение) нарушений установленного порядка декларирования.
Совершенное обществом административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, затрагивает экономические интересы государства, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг.
С учетом изложенного, ООО "Биомед" нарушены п. 7, 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815, и п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Представитель общества в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель административного органа не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, письменных пояснений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Постановлением от 09.09.2013 г. N 3/387 Ю ООО "Биомед" привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Указанная норма, предусматривает ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
02.08.2013 г. в ходе проведенной проверки при осуществлении контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу проверен порядок представления ООО "Биомед" декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815, за 2 квартал 2013 года.
Из протокола об административном правонарушении N 2/387Ю по делу N 08-09/378Ю/2013 следует, что контрагентами ООО "Биомед" - ООО "Аптека Фармикон" (ИНН7449036615), Ивановским областным государственным унитарным предприятием "Фармация" (ИНН3729006253) были представлены декларации об объеме закупки у истца этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7 к Правилам за 2 квартал 2013 г. (ООО "Фармикон" - 2000 дал., Ивановской ОГУП "Фармация" - 180 дол.).
На основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ устанавливаются правовые основы производства и оборота этилового алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 данного Федерального закона его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
В пункте 3 статьи 1 данного Федерального закона прямо указывается, что он не распространяется на обращение лекарственных содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты в соответствии с требованиями медицинских организаций.
Из материалов дела следует, что в установленный законом срок ООО "Биомед" декларацию в административный орган не представило, данное обстоятельство представителем в заседании не оспаривалось, указав на то, что общество не относится к субъектам, на которых законом возложена обязанность по декларированию производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Суд первой инстанции, соглашаясь с позицией заявителя, правомерно исходил из следующего.
ООО "Биомед" осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации на основании лицензии N ФС-99-02-002269 от 05.04.2012 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление фармацевтической деятельности (с бессрочным сроком действия, л.д. 19-21) с правом розничной торговли лекарственными средствами для медицинского применения, хранение лекарственных средств для медицинского применения, перевозки лекарственных средств для медицинского применения, с правом розничной торговли (в аптеках) лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств.
Субстанция, производимая ООО "Гиппократ" и поставляемая ООО "Биомед" является лекарственным средством, которая не является этиловым спиртом по фармакопейным статьям в значении статьи 2.1. Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, - раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм Вышеуказанный лекарственный препарат - "этиловый спирт - раствор для наружного применения в приготовления лекарственных форм" внесен в государственный реестр лекарственных средств, что подтверждается регистрационными удостоверениями N ЛСР-009481/09 от 25.11.2009, NЛСР-009384/09 от 19.11.2009, выданным на препарат Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 25.11.2009.
Таким образом, с учетом особенностей препарата - этилового спирта и его производственного цикла, производимого ООО "Гиппократ", продукция не подпадает под действие Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Имеющиеся в деле договор о фармацевтической субстанции N С12.9 от 08.08.2012, заключенный между ООО "Биомед" и ООО "Аптека Фармикон"; договоры поставки товаров N БИ 00415186 от 10.01.2013, N БИ 00415187 от 10.01.2013, заключенные между ООО "Биомед" и ОГУП "Фармация" также не свидетельствуют о производстве и обороте ООО "Биомед" этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Также в материалах дела имеется договор поставки N 01-01/07 от 01.01.2007, заключенный между ООО "Биомед" и ООО "Гиппократ" на сбыт лекарственных препаратов на основе оптовых закупок заявителем у ООО "Гиппократ", также свидетельствующий о розничной торговле спорным препаратом.
В связи с чем, деятельность ООО "Биомед" подпадает под регулирование специальных нормативных правовых актов - Федерального закона N 61-ФЗ от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств" (статья 2 настоящего Закона).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 61-ФЗ от 12.04.2010 под лекарственными средствами понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, под обращением лекарственных средств понимается переработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств; субъектами обращения лекарственных средств являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств.
Согласно статье 54 Федерального закона N 61-ФЗ от 12.04.2010 оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 7 "Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения", утв. Приказом Минздрава РФ от 28.12.2010 N 1222н, оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Из анализа указанных норм следует, что Федерального закона N 61-ФЗ от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств" и иные нормативно-правовые акты, содержащие специальные нормы, не содержат требований о декларировании лекарственных средств и лекарственных препаратов, используемых в медицинской деятельности.
Из материалов дела усматривается, что заявителем деятельность по производству и обороту (оптовой продаже) этилового спирта, не расфасованной спиртосодержащей продукции, алкогольной и спиртосодержащей продукции не осуществляется, доказательства обратному в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, согласно статье 9 Федерального закона N 61-ФЗ от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств" государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств включает в себя: лицензионный контроль в сфере производства лекарственных средств и в сфере фармацевтической деятельности и федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств, которые осуществляются уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемое постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию федеральной алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 06.06.2013 N 3/293Ю подлежит отмене в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2013 по делу N А55-21899/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21899/2013
Истец: ООО "Биомед"
Ответчик: Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22448/13
27.01.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18691/14
17.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-401/14
29.11.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-21899/13