г. Самара |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А72-6788/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Кудашева Е.П., доверенность от 09.01.2014 г. N 31,
от ответчиков:
администрации муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области - не явился, извещен,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Федерального агентства лесного хозяйства - не явился, извещен,
Правительства Ульяновской области - не явился, извещен,
Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ульяновсккурорт"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.10.2013 г. по делу N А72-6788/2013 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновсккурорт" (ОГРН 1027301171094), Ульяновская область, с. Ундоры,
к администрации муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области, р.п. Ишеевка,
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
Федеральное агентство лесного хозяйства, г. Москва,
Правительство Ульяновской области, г. Ульяновск,
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 21.03.2013 г. N 01-22-672,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ульяновсккурорт" (далее - заявитель, ОАО "Ульяновсккурорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к администрации муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области (далее - первый ответчик, администрация), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области (далее - второй ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области) о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Ульяновского района" Ульяновской области, изложенного в письме от 21.03.2013 г. N 01-22-672, об отказе ОАО "Ульяновсккурорт" в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 73:19:01 11 01:4, общей площадью 90 656 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, примерно в 650 м по направлению на юг от ориентира юго-восточная окраина с. Ундоры (ул. Нижняя Лесная); об обязании ответчика предоставить указанный земельный участок в собственность ОАО "Ульяновсккурорт" и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка ОАО "Ульяновсккурорт".
Решением суда первой инстанции от 21.10.2013 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Ульяновсккурорт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что земельный участок с кадастровым номером 73:19:01 11 01:4 относится землям курортов и лечебно-оздоровительным местностям, в соответствии с пунктами 2 и 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте и не подлежит приватизации.
Указывает, что отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. Однако в отношении испрашиваемого земельного участка такие акты не принимались. Следовательно, земельный участок может быть отнесен только к землям рекреационного значения, в отношении которых в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения в обороте не установлены.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились. Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Исполнительным комитетом Ульяновского районного Совета депутатов трудящихся Ульяновскому областному совету по управлению курортами профсоюзов города Ульяновска Ульяновской области в постоянное пользование отведено 11,30 га для строительства санатория им. В.И. Ленина, что подтверждается государственным актом на право пользования землей от 10.04.1975 г. (т. 1 л.д. 45-46).
ОАО "Ульяновсккурорт" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, санаторий им. В.И. Ленина, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 51-75).
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 73:19:01 11 01:4, площадью 90656 кв.м., местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, 650 м на юг от юго-восточной окраины с. Ундоры, с разрешенным использованием: под размещение санатория им. В.И. Ленина. По сведениям государственного кадастра недвижимости категория земель земельного участка "земли особо охраняемых территорий и объектов", что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 14.10.2010 г. N 7325/201/10-4808 (т. 1 л.д. 34-35).
08.06.2005 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ульяновского района (арендодатель) и ОАО "Ульяновсккурорт" (арендатор) заключен договор N 60 аренды земельного участка для размещения и эксплуатации объектов санатория им. В.И. Ленина, площадью 90656 кв.м., кадастровый номер 73:19:011101:4, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, 650 м на юг от юго-восточной окраины с. Ундоры, категория земель: земли особо охраняемой территории. Срок аренды с 08.06.2005 г. по 08.06.2054 г. (т. 1 л.д. 29-32).
Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке (т. 1 л.д. 31).
06.03.2013 г. ОАО "Ульяновсккурорт" обратилось в администрацию муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области с заявлением о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 73:19:011101:4 под принадлежащими на праве собственности объектами недвижимости санатория им. В.И. Ленина (т. 1 л.д. 39).
Администрация письмом от 21.03.2013 г. N 01-22-672 отказала в передаче в собственность испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д. 43).
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законным интересы заявителя, ОАО "Ульяновсккурорт" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, частям 2 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, принявший акты (ч. 5 ст. 200 АПК РФ); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актами законных прав лежит на лице, оспаривающем эти акты (ст. 65 АПК РФ).
Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением от 06.03.2013 г.) к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли
В соответствии с п. 1 ст. 96 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. N 219-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно п. 3 ст. 32 названного Федерального закона и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакциях, действующих на момент обращения с заявлением от 06.03.2013 г.) внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.1982 г. N 325 принято предложение ВЦСПС и Министерства здравоохранения РСФСР, согласованные с Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Ульяновским облисполкомом об установлении границ и режим округа санитарной охраны курорта Ундоры в Ульяновской области согласно Приложению N 4. Согласно названному Приложению определены границы округа санитарной охраны курорта; границы I, II и III зон округа.
Согласно представленной в материалы дела схематической карте района курорта Ундоры Ульяновской области испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок с кадастровым номером общей площадью 90656 кв.м. расположен в границах II и III зон округа санитарной охраны курорта Ундоры.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 73:19:011101:4 относится к землям курортов и лечебно-оздоровительным местностям, следовательно, к землям особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с п. 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Такой же запрет установлен и ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 г. N 1882/09.
Поскольку оспариваемый отказ соответствует требованиям вышеприведенных норм и не нарушает права и законные интересы заявителя, судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, принято обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные ОАО "Ульяновсккурорт" в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.10.2013 г. по делу N А72-6788/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6788/2013
Истец: ОАО "Ульяновсккурорт"
Ответчик: МУ Администрация МО "Ульяновский район"
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области