г. Москва |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А41-10022/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области - извещено, представитель не явился;
от Министерства экологии и природопользования Московской области - извещено, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Кэн-Пак Завод Упаковки" - Кокотова Б.В. (представителя по доверенности от 03.02.14 N 39), Чистовой Е.Н. (представителя по доверенности от 10.02.14 N 49),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.11.2013 по делу N А41-10022/13, принятое судьей Афанасьевой М.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кэн-Пак Завод Упаковки" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - министерство) от 20.11.2012 N 30-55-Пс/12 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьи 8.2 КоАП РФ, в виде 200 000 рублей штрафа.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерства экологии и природопользования Московской области (далее - министерство экологии).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.11.2013 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей министерства, министерства экологии.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В ходе проверки общества расположенного по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Ямская, д. 25, на предмет выполнения действующих норм и правил в области обращения с отходами отражено, что обществом не определен порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; общество осуществляет деятельность по обращению с отходами с нарушением требований законодательства, а именно: на отходы - абсорбент кокосовый, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более), эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве 15% и более, отходы лакокрасочных средств, образующиеся в процессе производственной деятельности общества не установлен норматив образования отходов; общество осуществляет деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности с нарушением требований законодательства, а именно: отсутствуют паспорта на отходы IV класса опасности (фильтры воздушные отработанные автомобильные, смет с территории), которые образуются в процессе деятельности общества; обществом представлена недостоверная информация для расчета платы за размещение отходов, которые образуются в процессе деятельности общества (согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 17.09.2010 N 10-14708/3) и размещаются на полигоне ТБО (согласно договору от 11.11.2011 N 013/2012) (акт от 07.11.2012 N 23-55-А/12).
В связи с этим министерство 07.11.2012 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и 20.11.2012 вынесло постановление N 30-55-Пс/12 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде 200 000 рублей.
Удовлетворяя требование о признании незаконным и отмене данного постановления министерства, суд первой инстанции признал данное требование обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба министерства не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 18 Закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции, на все отходы, на которые установлен класс опасности, у общества имеется паспорта отходов I-IV класса опасности.
В соответствии со статьей 26 Закона об отходах юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Общество действительно является лицом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами.
Как правильно установлено судом первой инстанции, общество действует с 2009 года, а порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами обществом разработан и направлен на согласование в Департамент Росприроднадзора по ЦФО только в декабре 2011 года и на день проведения проверки - не согласован.
Согласно пункту 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 65 данного Закона государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю" (далее - Перечень).
Пунктом 7 Перечня в качестве объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, названы также объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, отнесенные Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности, Закон) к категории опасных производственных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к настоящему Закону.
Согласно данному приложению к Закону (редакции, подлежащей применению к спорным отношениям) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно; е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр; ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности: средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр; средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр; средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр; 2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; 4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; 5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 2 Закона о промышленной безопасности, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371.
В соответствии с приведенным перечнем (приложение N 1 Закону о промышленной безопасности) принадлежащие обществу объекты - площадка производства (peг. номер: А02-55198-001); система газопотребления предприятия (per. номер: А02-55198-002); площадка воздухосборника (peг. номер: А02-55198-001); склад сырьевой (per. номер: А02-55198-004) являются опасными производственными объектами, в связи с чем Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору обществу выдано свидетельство от 10.12.2010 о регистрации А02-55198 этих объектов в качестве опасных производственных объектов.
Таким образом, деятельность общества на данных объектах подлежит федеральному экологическому контролю, в связи с чем оспариваемое постановление, вынесенное министерством (строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области) правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.11.2013 по делу N А41-10022/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10022/2013
Истец: ООО "Кэн-Пак Завод Упаковки"
Ответчик: Министерство строительного комплекса Московской области
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области