г. Самара |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А72-8844/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12.02.2014 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2013 по делу N А72-8844/2013 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" (ИНН 7326027025, ОГРН 1067326026514), г.Ульяновск, к Министерству экономики и планирования Ульяновской области, г.Ульяновск, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Сети Барыш" (ИНН 7306037032, ОГРН 1057306007604), г.Ульяновск, открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ИНН 7327012462, ОГРН 1027301482526), г.Ульяновск,
об оспаривании приказа,
в судебном заседании приняли участие:
от ОАО "Ульяновская сетевая компания" - Абрахманов Д.М. (доверенность от 11.02.2014 N 86/14), Богданова Ю.В. (доверенность от 06.05.2013 N 134/13),
от Министерства экономики и планирования Ульяновской области - Лебедева Н.А. (доверенность от 27.01.2014 N 24), Минеева О.А. (доверенность от 09.01.2014 N 3),
от ООО "Сети Барыш" - Сорокина Е.Д. (доверенность от 24.01.2014 N 17),
представители ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ульяновская сетевая компания" (далее - ОАО "УСК") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства экономики Ульяновской области от 18.04.2013 N 06-81 "О внесении изменений в приказ Министерства экономики Ульяновской области от 28.12.2012 N 06-737".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сети Барыш" (далее - ООО "Сети Барыш") и открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго").
Решением от 28.11.2013 по делу N А72-8844/2013 Арбитражный суд Ульяновской области оставил заявленные требования без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ОАО "УСК" просило отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.
ООО "Сети Барыш" и Министерство экономики и планирования Ульяновской области в отзывах апелляционную жалобу отклонили.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, представители ОАО "УСК" поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям; представители ООО "Сети Барыш" и Министерства экономики и планирования Ульяновской области апелляционную жалобу отклонили, считая, что обжалованное судебное решение является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах, выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Министерство экономики Ульяновской области издало приказ от 18.04.2013 N 06-81 "О внесении изменений в приказ Министерства экономики Ульяновской области от 28.12.2012 N 06-737".
Согласно этому приказу в ранее изданный приказ внесены следующие изменения: приложения N 1 и N 2 (таблицы "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года включительно и с 1 июля 2013 по 31 декабря 2013 года)") дополнены пунктом 70, которым утвержден индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчета между ООО "Сети Барыш" и ОАО "УСК".
Суд первой инстанции обоснованно отказал ОАО "УСК" в удовлетворении заявления об оспаривании указанного приказа.
В соответствии с пунктом 46 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены.
В пункте 48 Правил N 861 указано, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, с учетом этих Правил.
Согласно пункту 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования цен), цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Действие этого пункта не распространяется на решения регулирующих органов, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).
Пунктом 8 Правил регулирования цен предусмотрено, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено этими Правилами.
В соответствии с пунктом 9(1) Правил регулирования цен регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации).
В подпункте "г" пункта 9 Стандартов раскрытия информации указано, что субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Пунктом 6 Правил N 861, установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения этих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что до утверждения Министерством экономики Ульяновской области тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО "Сети Барыш" данная организация была не вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии и не являлась участником отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, то есть не относилась к субъектам розничных рынков. У ООО "Сети Барыш" до издания оспариваемого приказа отсутствовали обязанности по раскрытию информации, установленные Правилами регулирования цен.
Согласно пункту 34 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям по каждому субъекту Российской Федерации на каждый год долгосрочного периода регулирования организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью определяется Федеральной службой по тарифам исходя из уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети и величины планового отпуска электрической энергии из сети, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденными Федеральной службой по тарифам. В случае отсутствия до 1 октября года, предшествующего году начала долгосрочного периода регулирования, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий расчетный период регулирования.
Пунктом 81 Основ ценообразования установлено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с Приказом ФСТ России от 29.11.2012 N 312-э/1, которым утвержден сводный прогнозный баланс на 2013 год по субъектам Российской Федерации, технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях на 2013 год по Ульяновской области составляет 862,26 млн. кВтч.
Из материалов дела следует, что расчет единых (котловых) тарифов в Ульяновской области на 2013 год основывался на балансе электрической энергии, показатели которого утверждены приказом ФСТ России. При этом в потерях 862,26 млн. кВтч учтены потери ООО "Сети Барыш" в размере 1,0 млн. кВтч.
Необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона суммарно обеспечивается за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 28.12.2012 N 06-735 утверждена необходимая валовая выручка для ОАО "УСК" в размере 733673,28 тыс.руб.
При утверждении оспариваемым приказом индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ОАО "УСК" и ООО "Сети Барыш" необходимая валовая выручка ОАО "УСК" не менялась.
В отношении ООО "Сети Барыш" государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось; за установлением индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии данное общество обратилось 14.12.2012, но полный пакет документов был им представлен 22.03.2013. Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, установленные оспариваемым приказом, были утверждены 18.04.2013.
Материалами дела подтверждается, что для ОАО "УСК" были заложены средства на оплату услуг ООО "Сети Барыш" при расчете тарифов на 2014 год.
С письмом Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 18.04.2013 N 06-81 в адрес ОАО "УСК" был направлен расчет индивидуальных тарифов с ООО "Сети Барыш", утвержденных приказом Министерства экономики Ульяновской области от 18.04.2013 N 06-81.
Пунктом 12 Основ ценообразования предусмотрено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В отношении территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Министерством экономики Ульяновской области правомерно применен в отношении ООО "Сети Барыш" метод экономически обоснованных затрат.
В рассматриваемом случае расходы на ремонт основных средств были определены в соответствии с пунктами 25 и 29 Основ ценообразования. Данный факт ОАО "УСК" не опровергло.
Согласно экспертному заключению по экономической обоснованности размера необходимой валовой выручки для расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии ООО "Сети Барыш" на 2013 год, по статье "Работы и услуги производственного характера" учтены расходы на ремонт двух закрытых трансформаторных подстанций (запланирован ремонт 5 подстанций). Расходы подтверждены договором подряда от 10.12.2012 N 96, заключенным с ООО "Олимп". Сметная стоимость работ подстанции составляет 1514,63 тыс. руб. (757,3 тыс. руб. (без НДС) х 2 подстанции), стоимость работ согласно ремонтной программе - 272,6 тыс. руб. (замена масла, прокладки, трансформаторов тока и др). Экспертным заключением в расчет приняты затраты в сумме 1787,23 тыс. руб.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции установил, что Министерством экономики Ульяновской области обоснованно учтены расходы на ремонт трансформаторных подстанций по договору подряда с ООО "Олимп".
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания ОАО "УСК" не представило доказательств, свидетельствующих о том, что данные затраты завышены и экономически не обоснованы.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования цен решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании правления (коллегиального органа) регулирующего органа.
Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегиального органа) регулирующего органа и не позднее чем за 1 день-до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.
Согласно пункту 21 Правил регулирования цен Федеральная служба по тарифам утверждает регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, а также порядок согласования решений органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) выше максимального или ниже минимального уровня, установленного в соответствии с Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 18 Регламента рассмотрения дел об установления тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовых и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом ФСТ от 08.04.2005 N 130-э, для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации области государственного регулирования тарифов письменное заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя.
Пунктом 25 указанного Регламента установлено, что рассмотрение дела об установлении тарифов (цен) на правлении регулирующего органа осуществляется в присутствии полномочных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, которая за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии). Не позднее чем за один день до заседания правления регулирующего органа организация, осуществляющая регулируемую деятельность, должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что порядок уведомления о дате, времени и месте заседания правления (коллегии) касается лиц, которыми поданы заявления об установлении соответствующего тарифа.
В рассматриваемом случае с заявлением об установлении тарифа обратилось ООО "Сети Барыш". Уведомление ООО "УСК" о дате, времени и месте заседания правления (коллегии) не являлось обязательным.
Таким образом, Министерством экономики Ульяновской области соблюдены вышеприведенные требования Регламента.
Следовательно, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
На основании части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции возвращает ОАО "УСК" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 19.12.2013 N 6769 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 ноября 2013 года по делу N А72-8844/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ульяновская сетевая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8844/2013
Истец: ОАО "Ульяновская сетевая компания"
Ответчик: Министерство экономики и планирования Ульяновской области
Третье лицо: ОАО Ульяновскэнерго, ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", ООО "Сети-Барыш", ООО Сети Барыш