г. Ессентуки |
|
20 февраля 2014 г. |
Дело N А22-2050/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.
судей Луговой Ю. Б., Марченко О. В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Физиковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.10.2013 по делу N А22-2050/2013 (судья Шевченко В.И.) по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Очир-Горяева Виктора Орловича к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия и об обязании Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия предоставить в аренду главе крестьянского фермерского хозяйства Очир-Горяеву Виктору Орловичу земельный участок,
при участии представителей:
от Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия представитель Эрднеев Л.Ю. по доверенности N НА-02/01-д от 09.01.2014;
от предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Очир-Горяева Виктора Орловича представитель Убушиев Б.Б. по доверенности N 08АА0078638 от 05.04.2013),
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальный предприниматель Очир-Горяев В.О. (далее-глава КФХ, предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Министерство) со следующими требованиями:
- признать незаконным действие (бездействие) Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером 08:13:110101:186 общей площадью 5482,9 га, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, в направлении 3,7 км на запад от п. Молодежный Яшкульского района Республики Калмыкия;
- обязать Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия предоставить в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству Очир-Горяеву В.О. земельный участок с кадастровым номером 08:13:110101:186 общей площадью 5482,9 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, в направлении 3,7 км на запад от п. Молодежный Яшкульского района Республики Калмыкия.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.10.2013 по делу N А22-2050/2013 заявленные требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства -индивидуального предпринимателя Очир-Горяева Виктора Орловича удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии решения о предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальному предпринимателю Очир-Горяеву Виктору Орловичу в аренду земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и возложил обязанность на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия предоставить в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальному предпринимателю Очир-Горяеву Виктору Орловичу земельный участок с кадастровым номером 08:13:110101:186, общей площадью 5 482,9 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, в направлении 3,7 км на запад от п. Молодежный. Взысканы с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Очир-Горяева Виктора Орловича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 230 рублей.
Не согласившись с принятым решением от 25.10.2013 по делу N А22-2050/2013, Министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Определением от 22.10.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда, дело по апелляционной жалобе назначено к рассмотрению в судебном заседании на 13.01.2014, в котором объявлен перерыв до 20.01.2014.
В судебном заседании 13.01.-20.01.2014 представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель главы КФХ с жалобой не согласен, просит суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывы на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.10.2013 по делу N А22-2050/2013 надлежит отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Заявитель Очир-Горяева Виктора Орловича Виктор Орлович является главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Герензел", в связи с чем зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 01.03.2004 за основным государственным номером 304081306100011 (том 1, л.д. 23-25, 74-78).
Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства по договору аренды от 09.04.2004 Очир-Горяеву В.О. предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 1000 кв. м с кадастровым номером 08:13:110101:20, состоящий из 990 га пастбищ и 10 га прочих земель, расположенный в административных границах Молодежненского сельского муниципального образования, примерно в 2,5 км на северо-запад от п. Молодежный Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (том 1, л.д. 22).
22.03.2012 глава КФХ Очир-Горяев В.О. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 5 482,9 га с кадастровым номером 08:13:110101:186, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, в направлении 3,7 км на запад от п. Молодежный, с указанием цели земельного участка - для сельхозпроизводства на праве аренды (том 1, л.д. 16).
03.04.2012 Министерство обратилось в Правительство Республики Калмыкия с просьбой рассмотреть перечень свободных земельных участков для принятия решения о публикации информационного сообщения о предоставлении их в аренду, в том числе в отношении земельного участка площадью 5 482,9 га с кадастровым номером 08:13:110101:186 (том 1, л.д. 47,48).
12.05.2012 Министерство обратилось в редакцию газеты "Хальмг Унн" с письмом исх. N ТБ-08/3106 о размещении извещения о наличии свободных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Калмыкия, для предоставления в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 5 лет, указав, в том числе земельный участок площадью 5 482,9 га с кадастровым номером 08:13:110101:186, которое было исполнено (том 1, л.д. 44-45, 46,49).
В последующем в связи с поступившими заявлениями индивидуальных предпринимателей о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного производства, в том числе земельного участка площадью 5 482,9 га с кадастровым номером 08:13:110101:186, Министерством было принято решение о проведение аукциона на право заключения договоров аренды.
24.12.2012 Министерство отказало главе КФХ Очир-Горяеву В.О. в предоставлении земельного участка площадью 5 482,9 га с кадастровым номером 08:13:110101:186 в аренду, указав о том, что указанный участок будет выставлен на торги в январе - феврале 2013.
Отказ в предоставлении земельного участка от 24.12.2012 был оспорен в суде, в связи с чем было возбуждено дело N А22-626/2013.
29.08.2013 глава КФХ Очир-Горяев В.О. обратился в суд с заявлением о признании действий (бездействия) Министерства по не рассмотрению его заявления от 22.03.2012 о предоставлении земельного участка площадью 5 482,9 га с кадастровым номером 08:13:110101:186 в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" незаконными и обязании предоставить указанный земельный участок в аренду без проведения аукциона, а также с заявлением о восстановлении срока на обжалование в связи с тем, что о поступившем в министерство заявлении от 22.03.2012 ему стало известно только в июне 2013 при рассмотрении дела NА22-626/13.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при удовлетворении заявленных требований, не учтены следующие установленные обстоятельства и нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10,11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74).
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно статье 12 Закона N 74 граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду), условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), срок аренды земельных участков, обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемое местоположение земельных участков.
Таким образом, указанная норма права означает, что заявление о предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству должно содержать обоснование необходимости в испрашиваемом участке, подтвержденное содержанием приобщенных к нему документов.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление главы КФХ от 22.03.2012 о предоставлении земельного участка соответствовало требованиям, предусмотренным статьей 12 Федерального Закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а поэтому бездействие Министерства о не предоставлении испрашиваемого земельного участка является незаконным.
Между тем суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Как видно из заявления от имени Очир-Горяева В.О., поданного в Министерство 22.03.2012 в виде заполненного бланка, заявление по содержанию не соответствует приведенным выше требованиям законодательства, а именно: в заявлении отсутствует обоснование размера испрашиваемого земельного участка, в том числе с учетом числа членов хозяйства, видов деятельности хозяйства.
В графе 1.4 указана цель предоставления земельного участка "для сельхозпроизводства" без указания о том, что земельный участок необходим для осуществления деятельности фермерского хозяйства или его расширения, а указание о том, что заявление подано от имени главы КФХ не свидетельствует о том, что заявление подано в порядке статьи 12 Закона N 73.
При этом в заявлении отсутствуют сведения о видах деятельности хозяйства и его членах.
Доказательств о том, какие документы были поданы в обоснование заявления от 22.03.2012, в материалы дела не представлено.
Исследованная судом первой инстанции справка формы N 3 - фермер как представленная в обоснование заявления и свидетельствующая о том, что крестьянско-фермерское хозяйство Очир-Горяева В.О. насчитывает 36 голов крупного рогатого скота (коровы, лошади) и 577 мелкого рогатого скота (овцы и козы), не может быть принята, поскольку содержит сведения за 2012 год, выдана 10.01.2013, тем самым не могла быть представлена в министерство 22.03.2012 (том 1, л.д. 17-21).
При этом представленная в материалы дела справка формы N 3 -фермер за 2011 год имеет иные данные и доказательств того, что указанная справка предоставлялась в министерство, в деле не имеется (том 1, л.д. 102-103).
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что наличие в хозяйстве указанного в справках поголовья домашнего скота не является основанием для предоставления испрашиваемого дополнительного земельного участка без представления полного пакета документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 12 Закона N 74, и обоснования размера земельного участка, который производится не для целей его формирования, а для оценки соразмерности истребуемого земельного участка в материально-техническим и трудовым активам крестьянского (фермерского) хозяйства.
Доказательства наличия у предпринимателя достаточных средств, техники для целевого использования земельного участка площадью 5 482,9 га, планирования деятельности, конкретные виды экономической деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом ведения его в индивидуальном порядке, в материалы дела не представлены.
Доказательств о том, на каком основании в 2011 году главой КФХ Очир-Горяевым В.О. выполнялись работы по межевания и формированию земельного участка площадью 5 483,19 га с присвоением кадастрового номера 08:13:110101:186 путем выделения из земельного участка площадью 9 323,19 га с кадастровым номером 08:13:110101: 27, целевым назначением и разрешенным использованием Государственным учреждением "Центр диких животных Республики Калмыкия" (том 1, л.д. 72-73), когда именно указанные результаты межевания и кадастровое дело были представлены в министерство, в материалы дела также не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив заявление от имени Очир-Горяева В.О., поданное в Министерство 22.03.2012, пришел к выводу, что указанное заявление по форме и содержанию не соответствует требованиям статьи 12 Федерального Закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы представителя главы КФХ о том, что заявление - бланк не содержит все реквизиты, необходимые для указания о предоставлении земельного участка в порядке статьи 12 Закона N 74, поскольку в заявлении-бланке имеются графы и о цели использования и о заявителях и о праве, в которых возможно указание необходимых сведений, в том числе о предоставлении земельного участка в порядке статьи 12. Закона N 74.
Оценив устные и письменные показания свидетеля Саликтаевой А.И., данные в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что показания указанного свидетеля с достоверностью не подтверждают тот факт, что ею был подготовлен и сдан в Министерство от имени главы КФХ Очир-Горяева В.О. весь пакет документов, предусмотренный статьей 12 Федерального Закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в обоснование заявления были представлены документы, в соответствии с указанной нормой права и Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 337 от 30.09.2008.
Тот факт, что письмом от 07.06.2013 N 14-0842. филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия подтвердил обращение Саликтаевой А.И. о постановке земельных участков с кадастровыми номерами: 08:13:110101:184, 08:13:110101:186, 08:13:110101:187 на кадастровый учет, не свидетельствует о том, что межевания и постановка на кадастровый учет земельных участков производилось исключительно по поручению Министерства, поскольку письменных доказательств ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Учитывая, что в заявлении от 22.03.2012 ясно и понятно не указано о предоставлении земельного участка в порядке статьи 12 Федерального Закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", суд апелляционной инстанции считает, что Министерство правомерно приняло решение о проведении мероприятий по предоставлению земельных участков, в том числе земельного участка площадью 5 483,19 га с кадастровым номером 08:13:110101:186, в порядке статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Судом апелляционной инстанции установлено, что после опубликования сообщения о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения в республиканской газете "Хальмг Унн" от 16.05.2012 в министерство с заявлениями обратились следующие главы КФХ Бодгаев С.Б. и Сонгаджиева Р.И. о предоставлении земельного участка площадью 5 483,19 га с кадастровым номером 08:13:110101:186, с предоставлением всех необходимых документов, предусмотренных как статьей 12 Федерального Закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", так и Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 337 от 30.09.2008.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции не учтено, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермеров), Законом N 74-ФЗ не урегулирован, следовательно, подлежат применению положения статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Таким образом, при конкуренции двух или более заявлений глав крестьянских (фермерских) хозяйств в отношении испрашиваемого земельного участка органы, осуществляющие публичные полномочия, не вправе отдавать предпочтение тому или иному землепользователю, поэтому такой участок должен предоставляться по результатам торгов в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона N 101-ФЗ.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку заявление от 22.03.2012, поданное в Министерство от имени главы КФХ Очир-Горяева В.О. о предоставлении земельного участка, не соответствовало по форме и содержанию требованиям, предусмотренным статьей 12 Федерального Закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в обоснование заявления не были представлены документы, в соответствии с указанной нормой права и Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 337 от 30.09.2008, в действиях и бездействиях Министерства не имеется совокупности условий, на основании которых они могут быть признаны незаконными, следовательно, заявление главы КФХ Очир-Горяева В.О. не подлежит удовлетворению.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют сложившейся судебной арбитражной практикой, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2013 по делу N А63-12424/2012, от 20.11.2013 по делу N А32-23228/2012 в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2013 N ВАС-2663/13.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, следующие установленные обстоятельства.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительным ненормативного акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении оспариваемым актом или действием его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Установление судом пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, предусмотренный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, который подлежит восстановлению судом в случае, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами.
Указанный правовой подход изложен в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство главы КФХ Очир-Горяева В.О. о восстановлении срока на обжалование действий (бездействия) Министерства, пришел к выводу о том, что срок подлежит восстановлению в связи с правовой неграмотностью главы КФХ и отсутствием у него сведений о том, что от его имени было обращение в Министерство о предоставлении земельного участка.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласен, поскольку с момента публикации 16.05.2012 сообщения о предоставлении земельных участков на праве аренды для предпринимателя было очевидно, что земельный участок в порядке статьи 12 Закона N 74 в установленные сроки ему не предоставлен.
Более того, 03.12.2012 Очир-Горяев В.О. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка земельного участка площадью 5 483,19 га с кадастровым номером 08:13:110101:186 в порядке статьи 12 Закона N 74, однако письменным сообщением от 24.12.2012 за N 70-08/9232 ему было отказано в связи с предоставление земельного участка на аукционе (том 1, л.д. 60,69).
При этом указанный отказ Очир-Горяевым В.О. оспорен в суде.
С учетом указанных выше обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что доказательств в обоснование ходатайства о восстановлении срока на оспаривание бездействий Министерства не имеется, а поэтому пропуск срока является также основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права в связи с неприменением закона, подлежащего применению и неправильным истолкованием закона.
Учитывая, что судом первой инстанции неполно выяснены все обстоятельств, имеющие значение для дела и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, в связи с чем выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также судом не применены нормы материального права, подлежащие применению, допущенные судом первой инстанции нарушения привели к принятию неправильного решения, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.10.2013 по делу N А22-2050/2013 незаконным и необоснованным, а поэтому в силу статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции надлежит отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, апелляционная жалоба министерства имущественных и земельных отношений Республики Калмыкия подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.10.2013 по делу N А22-2050/2013 отменить и принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Очир-Горяева Виктора Орловича к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики о признании незаконным бездействия и обязании Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия предоставить в аренду главе крестьянского фермерского хозяйства Очир-Горяеву Виктору Орловичу земельный участок, с кадастровым номером 08:13:110101:186 общей площадью 5 482, 9 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район в направлении 3,7 км на запад от поселка Молодежный, отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Ю. Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-2050/2013
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Очир-Горяев В. О., Глава Кфх Очир-Горяев В О, Сельскохозяйственный производственный кооператив "Тооста", СПК "Тооста"
Ответчик: Министерство по земельным и мущественным отношениям Республики Калмыкия