г. Чита |
|
25 февраля 2014 г. |
Дело N А78-10122/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 декабря 2013 г. по делу N А78-10122/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Салтанова Николая Михайловича о наложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите судебного штрафа в размере 100 000 руб. за неисполнение определения суда от 04.12.2012 года,
(суд первой инстанции - Н.В.Ломако),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Алексеева В.В., представитель по доверенности от 09.01.2014;
Писаренко М.А., представитель по доверенности от 09.01.2014;
от заинтересованного лица:
Скляров Д.Н., представитель по доверенности от 09.01.2014;
Горюнов А.С, представитель по доверенности 09.01.2014;
Тучкова А.Д., представитель по доверенности 09.01.2014.
установил:
Индивидуальный предприниматель Салтанов Николай Михайлович (ОГРН 304753418700372, ИНН 753400000403, далее также - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края в рамках дела N А78-10122/2012 с заявлением о наложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435, далее также - налоговый орган, инспекция) судебного штрафа в размере 100 000 руб. за неисполнение определения суда от 04.12.2012 года.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края заявленные требования удовлетворены частично. Наложен на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по городу Чите судебный штраф в размере 3 000 рублей, подлежащий взысканию в доход федерального бюджета, за неисполнение определения Арбитражного суда Забайкальского края от 04.12.2012 о принятии обеспечительных мер по делу N А78-10122/2012. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В обосновании суд первой инстанции указал, что налоговый орган, несмотря на то, что получил определение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия обжалуемого решения, направил материалы налоговой проверки в адрес Следственного управления Следственного комитета по Забайкальскому краю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, что свидетельствует об уклонении от исполнения судебного акта арбитражного суда и является основанием для наложения судебного штрафа.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Забайкальского края от 23.12.2013 г. по делу N А78-10122/2012 о наложении судебного штрафа в удовлетворенной части отменить, в заявленных требований отказать полностью.
Налоговый орган указывает, что судом не установлена противоправность действий, вред причиненный публично - правовым отношениям, недобросовестность МРИ ФНС России N 2 по г.Чите, как стороны по делу, а также вина инспекции не установлена. У инспекции отсутствует наличие вины, одного из условий привлечения к ответственности, предусмотренной гл. 11 АПК РФ, поскольку налоговый орган исполнял обязательные для него указания, содержащиеся в разъяснениях Минфина России и ФНС России, что исключает ответственность налогового органа и возможность наложения штрафа.
Кроме того, налоговый орган полагает, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит ограничений по направлению материалов в следственные органы в случае приостановления судом действия решения налогового органа, обязанность налогового органа по направлению материалов налоговой проверки в следственные органы не ставится в зависимость от принятия или непринятия судами обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативных правовых актов государственных органов.
Также налоговый орган полагает, что при рассмотрении дела N А78-4977/2013 по заявлению ИП Салтанова Н.М. о признании незаконными действий, выразившихся в направлении материалов налоговой проверки в Следственное Управление Следственного комитета России и наложении на инспекцию штрафа в соответствии со ст. 96 АПК РФ за неисполнение определения суда от 04.12.2012 по делу N А78-10122/2012 в максимальном размере суды указали, что у инспекции не было оснований в порядке пункта 3 статьи 32 НК РФ направлять в следственные органы материалы налоговой проверки до отмены обеспечительных мер, однако осуществление следственными органами действий в рамках предварительной проверки, предоставление следственным органам по их представлению материалов (документов) не свидетельствуют о том, что права предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены, что возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности (например, при заключении и исполнении контрактов, получении лицензий и т.п.). Непонятно каким образом наложение судебного штрафа на инспекцию обеспечит предупреждение правонарушения либо исполнение определения Арбитражного суда о принятии обеспечительных мер, при том, что судом установлено не нарушение прав и законных интересов предпринимателя. В рассматриваемой ситуации, одна из задач судопроизводства сформулированная в пункте 5 статьи 2 АПК РФ как формирование уважительного отношения к закону и суду, не могла быть достигнута наложением штрафа на налоговый орган, что противоречит самой сути судебного штрафа.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв предпринимателя, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Предприниматель соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает, что во время рассмотрения дела N А78-4977/2013 во всех судебных инстанциях МРИФНС N 2 по г. Чита не оспаривала мотивировочную часть судебных актов, содержащих вывод о незаконности ее действий, хотя такое право предоставлено законодательно и стороне, выигравшей дело, но не согласной с мотивировочной частью судебного акта. Не выражал налоговый орган несогласие с этим выводом и при рассмотрении вопроса о наложении судебного штрафа в рамках настоящего дела, не предоставив в материалы дела даже письменного отзыва. Тем не менее, в рассматриваемой апелляционной жалобе, налоговый орган начал выражать несогласие с оценкой судами всех инстанций своих действий по направлению материалов выездной налоговой проверки в следственные органы в период действия обеспечительных мер.
Предприниматель также указывает, что действующее законодательство не содержит правовой нормы, предусматривающей освобождение от ответственности за допущенное правонарушение любой контролирующий или исполнительный государственный орган, если оно совершено в результате исполнения руководящих или разъяснительных писем его ведомства, не являющихся. в данном конкретном случае. законодательством о налогах и сборах. Нормы главы 11 АПК РФ не содержат в качестве условия привлечения к судебному штрафу установления факта нарушения прав и законных интересов заявителя, ходатайствующего о привлечении к судебному штрафу.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 17.01.2014.
Представители налогового органа в судебном заседании дали пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просили определение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители предпринимателя дали пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просили определение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 03.12.2012 года предприниматель обратился в арбитражный суд с требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 16-15/32 от 26.09.2012 года и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 27495 от 26.11.2012 года и с требованием к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю о признании недействительным решения по апелляционной жалобе N 2.14-20/453-ИП12711 от 19.11.2012 года. Одновременно с указанным заявлением предприниматель заявил ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 16-15/32 от 26.09.2012 года.
По результатам рассмотрения ходатайства о принятии обеспечительных мер Арбитражным судом Забайкальского края вынесено определение от 04.12.2012 года. Определением от 04.12.2012 года действие решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 16-15/32 от 26.09.2012 года было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А78-10122/2012 (т.1 л.д.98).
На основании определения от 04.12.2012 года о принятии обеспечительных мер Арбитражным судом Забайкальского края предпринимателю выдан исполнительный лист АС N 005686222, который был направлен им в инспекцию 05.12.2012 года. (т.1 л.д.99-102, т.110 л.д.4).
Сопроводительным письмом N 16-18/01354дсп от 21.02.2013 года (т.110 л.д.23-24) налоговый орган направил в адрес Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю материалы выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя Салтанова Николая Михайловича.
Повесткой о вызове на допрос предприниматель был вызван во второй отдел по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти в сфере экономики) Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю на 04.03.2013 года (т.110 л.д.5).
Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 04.03.2013 года следователя ОВД второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти в сфере экономики) Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Салтанова Николая Михайловича (т.110 л.д.7-9).
22.03.2013 года инспекция обратилась в Прокуратуру Забайкальского края с жалобой на постановление от 04.03.2013 года об отказе в возбуждении уголовного дела. Согласно пояснениям представителей налогового органа на момент рассмотрения настоящего заявления о наложении судебного штрафа ответ на жалобу в налоговый орган не поступил.
Полагая, что налоговый орган, направивший, несмотря на принятые судом обеспечительные меры, материалы выездной налоговой проверки предпринимателя в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю, нарушил его права и законные интересы, индивидуальный предприниматель Салтанов Николай Михайлович обратился в арбитражный суд с требованием о признании указанных действий незаконными и наложении на инспекцию, в соответствии с частью 2 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебного штрафа в размере 100 000 руб. Указанные требования рассмотрены в рамках дела N А78-4977/2013.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 30.07.2013 года по делу N А78-4977/2013 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 года и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 09.2013 года решение суда первой инстанции от 30.07.2013 года оставлено без изменения. Из судебных актов по делу N А78-4977/2013 следует, что у инспекции не было оснований для направления в следственные органы материалов налоговой проверки до отмены обеспечительных мер, принятых определением суда от 04.12.2012 года по делу N °А78-10122/2012. Однако в связи с отсутствием всей совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания действий налогового органа незаконными, а также в связи с тем, что требования о наложении судебного штрафа подлежат рассмотрению в порядке главы 11, а не 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении требований предпринимателя было отказано. При этом предпринимателю разъяснено, что он не лишен права обратиться с заявлением о наложении судебного штрафа в рамках дела N А78-10122/2012. Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30.07.2013 года по делу N А78-4977/2013 вступило в законную силу 26.09.2013 года.
После чего, индивидуальный предприниматель Салтанов Николай Михайлович обратился в арбитражный суд в рамках дела N А78-10122/2012 с заявлением о наложении на налоговый орган судебного штрафа в размере 100 000 руб. за неисполнение определения суда от 04.12.2012 года.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично.
Не согласившись с определением суда первой инстанции в части, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены определения суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим мотивам.
Рассматривая заявление о наложении судебного штрафа, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объёме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, указанной нормой установлена обязанность налоговых органов совершать действия по направлению материалов в следственные органы при соблюдении ряда условий: налогоплательщик в течение 2-х месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога не уплатил в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки; размер недоимки должен позволять предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
В силу части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами
Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта.
В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 года N137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" указано, что в случае обжалования в арбитражный суд решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения суд может приостановить исполнение решения на основании части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом положений главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 года N 55 "О применении судами обеспечительных мер", под приостановлением действия государственного органа в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным решением.
В силу разъяснений пункта 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.08.2004 года N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации" под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 4 июня 2009 года N 1032-О-О "По жалобе гражданина Волченко Владимира Васильевича на нарушение его конституционных прав положением статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
На основании части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда.
В соответствии с частью 2 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение определения об обеспечении иска лицом, на которое судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер, это лицо может быть подвергнуто судебному штрафу в порядке и в размерах, которые установлены главой 11 настоящего Кодекса.
Из указанных норм налогового и арбитражного законодательства, а также правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта исключает возможность совершения налоговым органом любых действий, направленных на взыскание налогов, пени и штрафов, а также означает запрет совершения любых иных действий, включая исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации. С учетом чего, после вынесения судом определения о принятии обеспечительных мер от 04.12.2012 года и до отмены принятых обеспечительных мер у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате доначисленных сумм. Следовательно, налоговый орган не имел права направлять материалы выездной налоговой проверки в следственные органы.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанная норма связывает преюдициальное значение не с наличием вступивших в законную силу судебных актов, разрешающих дело по существу, а с обстоятельствами (фактами), установленными данными актами, имеющими значение для другого дела, в котором участвуют те же лица. Следовательно, преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в ходе судебного разбирательства установлено, что предприниматель в рамках дела N А78-4977/2013 обращался с требованиями о наложении на налоговый орган судебного штрафа по обстоятельствам аналогичным тем, что указаны в рассматриваемом ходатайстве о наложении судебного штрафа. Из судебных актов по делу N А78-4977/2013 следует, что арбитражными судами было констатировано отсутствие у налогового органа права направлять в следственные органы материалы налоговой проверки при наличии обеспечительных мер в виде приостановления действий решения инспекции N 16-15/32 от 26.09.2012 года. То есть, вступившими в силу судебными актами по делу N А78-4977/2013 установлен факт неисполнения налоговым органом определения суда о принятии обеспечительных мер от 04.12.2012 года по делу N А78-10122/2012. В свою очередь, исходя из положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судом, не подлежат доказыванию и не могут быть пересмотрены.
С учетом чего, доводы представителя инспекции о том, что обязанность налогового органа направить материалы налоговой проверки в следственные органы определена в статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации и не зависит от наличия судебного акта о приостановлении действия решения инспекции, приведенные и апелляционному суду, правильно отклонены судом первой инстанции, как основанные на неверном толковании норм права и направленные на пересмотр вступивших в силу судебных актов по делу N А78-4977/2013.
Кроме того, судом первой инстанции правильно признаны необоснованными ссылки представителя налогового органа, приведенные и апелляционному суду, на выполнение инспекцией указаний, содержащихся в письмах Федеральной налоговой службы от 29.12.2011 года N АС-4-2/22500 и 11.10.2011 года N АС-4-2/16795, то есть отсутствие у налогового органа вины как одного из условий привлечения к ответственности, предусмотренной главой 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что вышеназванные письма Федеральной налоговой службы не содержат и не могут содержать нормативных предписаний, обязательных для соблюдения участниками налоговых правоотношений. Положения указанных писем не могут выступать в качестве способа преодоления обязательной силы судебных актов. Кроме того, из буквального содержания письма ФНС России от 11.10.2011 года N АС-4-2/16795 следует, что это письмо является формулировкой вопроса Федеральной налоговой службы в Министерство финансов Российской Федерации в связи с обращениями налоговых органов.
Нормы пункта 8 статьи 77, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации о неначислении пени на сумму образовавшейся недоимки и неприменении мер ответственности за совершение налоговых правонарушений при выполнении письменных разъяснений финансовых, налоговых или других уполномоченных органов государственной власти, подлежат применению только в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов и не распространяются на отношения между нижестоящими и вышестоящим налоговыми органами, в том числе по аналогии закона. Таким образом, ссылка налогового органа на письмо ФНС России N ЕД-4-3/15678@ от 23.09.2011 года ошибочна, поскольку его содержание не относимо к рассматриваемому делу.
На основании изложенного, исходя из указанных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган, несмотря на то, что получил определение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия обжалуемого решения, направил материалы налоговой проверки в адрес Следственного управления Следственного комитета по Забайкальскому краю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, что свидетельствует об уклонении от исполнения судебного акта арбитражного суда и является основанием для наложения судебного штрафа.
В пункте 1 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц - пять тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Из чего следует, что размер штрафа за неисполнение определений суда от 04.12.2012 года по делу N А78-10122/2012 должен быть соразмерен степени общественной опасности допущенного нарушения.
Ссылка представителя инспекции на то, что действия налогового органа не нарушают права и законные интересы предпринимателя, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявления предпринимателя, приведенная и апелляционному суду, правильно не принята судом первой инстанции, поскольку указанные обстоятельства не имеют правового значения для рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа как специального вида процессуальной ответственности, представляющей меру имущественного воздействия на лиц, не выполняющих предписание процессуального закона и (или) суда.
Данные обстоятельства были учтены судом при определении размера штрафа, также судом первой инстанции было учтено, что после отказа в возбуждении уголовного дела на основании неправомерно направленных материалов выездной налоговой проверки предпринимателя, инспекция продолжила осуществлять действия по неисполнению определения суда от 04.12.2012 года, поскольку налоговый орган обратился в Прокуратуру Забайкальского края с жалобой на постановление от 04.03.2013 года об отказе в возбуждении уголовного дела. С учетом указанного, размер судебного штрафа определен судом первой инстанции в размере 3 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предприниматель обратился с заявлением о наложении судебного штрафа спустя значительное время, отклоняются апелляционным судом, поскольку, как следует из материалов дела, предприниматель сначала ошибочно обратился с таким заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, то есть предприниматель занимал активную процессуальную позицию, а АПК РФ не устанавливает сроков, в течение которых можно обратиться с таким заявлением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наложение судебного штрафа не соответствует его сути, поскольку не понятно, каким образом наложение судебного штрафа на инспекцию обеспечит предупреждение правонарушения либо исполнение определения Арбитражного суда о принятии обеспечительных мер, при том, что судом установлено не нарушение прав и законных интересов предпринимателя; в рассматриваемой ситуации, одна из задач судопроизводства сформулированная в пункте 5 статьи 2 АПК РФ как формирование уважительного отношения к закону и суду, не могла быть достигнута наложением штрафа на налоговый орган, что противоречит самой сути судебного штрафа, отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Предупредительная (превентивная) функция судебного штрафа заключается не только в том, чтобы влиять на сторону в рамках конкретного дела, но и в том, чтобы сторона воздерживалась от совершения подобных действий в будущем, то есть и в рамках иных дел. Кроме того, судебный штраф несет в себе и карательную функцию, то есть непосредственно наказание за совершение нарушения.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения определение суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 декабря 2013 года по делу N А78-10122/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10122/2012
Истец: ИП Салтанов Николай Михайлович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по городу Чите, Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю
Третье лицо: ИП Салтанов Николай Михайлович
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2014 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5297/14
19.11.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1166/13
26.09.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1166/13
30.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1730/14
25.02.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1166/13
01.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5125/13
17.07.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1166/13
25.04.2013 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-10122/12
22.03.2013 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1166/13
19.03.2013 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1166/13