город Омск |
|
25 февраля 2014 г. |
Дело N А81-1698/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11519/2013) общества с ограниченной ответственностью "Пургазсервис" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.11.2013 по делу N А81-1698/2013 (судья Кустов А.В.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Пургазсервис" (ИНН 8911018367 ОГРН 1028900859415)
к Департаменту природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 02.04.2013 N 96,
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества с ограниченной ответственностью "Пургазсервис" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного окру - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пургазсервис" (далее по тексту -заявитель, Общество, ООО "Пургазсервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Департамент) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 02.04.2013 N 96.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.11.2013 по делу N А81-1698/2013 в удовлетворении требования Общества отказано.
В качестве правового обоснования вынесенного решения суд первой инстанции указал на то, что факт внесения Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду с нарушением установленного законом срока подтверждается материалами дела. Суд первой инстанции также отметил, что постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным на это лицом, поскольку Департамент является органом, осуществляющим государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в области контроля по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.11.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.
При этом податель апелляционной жалобы указывает на то, что представленные Обществом документы свидетельствуют об отсутствии у ООО "Пургазсервис" возможности своевременно внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению заявителя, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отсутствует.
Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами, изложенными в такой жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управлением Росприроднадзора по ЯНАО письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили. Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В период с 11.03.2013 по 19.03.2013, Департаментом, в соответствии с приказом от 30.01.2013 N 157 "О проведении плановой документарной выездной проверки юридического лица", проведена плановая выездная проверка ООО "Пургазсервис" на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
В ходе проведенной проверки установлено невнесение Обществом в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года, чем нарушены требования Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года N 557 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 17 июля 2006 года N 8077), устанавливающие срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчетным периодом признается календарный квартал.
ООО "Пургазсервис" внесение платы за негативное воздействие за 1 квартал 2012 года произведено с нарушением установленного срока: оплата в сумме 7341 руб. 63 коп. - на 185 дней; оплата в сумме 2493 руб. 47 коп. - на 286 дней; оплата в сумме 5763 руб. 58 коп. на момент окончания проверки не внесена - нарушение срока на 333 дня.
19.03.2013 в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении N 10-Р, по признакам правонарушения, установленного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Должностное лицо Департамента, рассмотрев материалы административного дела, 02.04.2013 вынес постановление по делу об административном правонарушении N 96, в соответствии с которым, Общество признано виновным в административном правонарушении в области охраны окружающей среды и привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление вынесено с нарушением положений действующего законодательства, Общество обратилось с Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим заявлением.
11.11.2013 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц,
осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года сумма платы составила 15521 руб. 03 коп.
Управлением Росприроднадзором в материалы дела представлен иной расчет платы, в связи с неверным применением Обществом коэффициентов инфляции за 2011 год.
Согласно расчету Росприроднадзора плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 год составила 2476 руб. 24 коп.
В установленные сроки (20.04.2012) плата за негативное воздействие не поступила.
В приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации. Пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, Общество должно было внести плату за 1 квартал 2012 года до 20 апреля 2012 года.
Согласно платежным поручениям N N 212, 213, 214 от 22.10.2012 плата за 1 квартал 2012 года произведена Обществом с нарушением сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (на 6 мес.).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду Обществом в установленные законом сроки не внесена, поэтому в действиях заявителя имеется событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 КоАП РФ выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения Обществом требований законодательства об охране окружающей среды, а также о том, что им были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
Доводы заявителя о тяжелом финансовом положении организации апелляционный суд находит несостоятельными, поскольку названное обстоятельство не подтверждено материалами дела. В частности в материалах дела отсутствует бухгалтерский баланс. Сам по себе факт отсутствия на расчетных счетах Общества денежных средств не свидетельствует о тяжелом материальном положении организации.
Тот факт, что операции по счетам ООО "Пургазсервис" в банке были приостановлены, не подтверждают неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, поскольку в силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, доказано административным органом.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается.
Наказание правомерно назначено административным органом в пределах санкции, установленной статьей 8.41 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, в минимальном размере.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пургазсервис" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.11.2013 по делу N А81-1698/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1698/2013
Истец: ООО "Пургазсервис"
Ответчик: Главный специалист отдела государственного экологического надзора,государственный инспектор автономного округа по региональному государственному надзору в области обращения с отходами,охранной атмосферного воздуха Решетова Л. М., Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу