город Ростов-на-Дону |
|
24 февраля 2014 г. |
дело N А32-10892/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Сулименко О.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кореновского городского потребительского общества на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2012 по делу N А32-10892/2012, принятое судьёй Гладковым В.А., по заявлению Кореновского городского потребительского общества к заинтересованному лицу Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Кореновское городское потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Северо-Кавказского управления Ростехнадзора по отказу в исключении системы газопотребления предприятия из реестра опасных производственных объектов и понуждении совершить действия.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришёл к выводу, что отказ Управления Ростехнадзора от исключения газопровода (газоотвода) из реестра опасных объектов не противоречит законодательству.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кореновское городское потребительское общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, в рассматриваемом случае имеет место система автономного отопления и горячего водоснабжения административного здания, которая не является опасным производственным объектом.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции производство по апелляционной жалобе приостанавливалось до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 по делу N А32-14033/2012
Постановлением ФАС СКО от 28.03.2013 принятые судебные акты судов первой и апелляционной инстанции по делу А32-14033/2012 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассационная коллегия указала, что выводы судов сделаны по неполно исследованным обстоятельствам и без оценки всех имеющихся в деле доказательств, а также без проверки доводов управления. В зависимости от того, является или не является спорный наружный газопровод опасным производственным объектом, суду следует разрешить вопрос о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения требований общества и обязании управления исключить систему газопотребления общества из соответствующего государственного реестра.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2013 по делу N А32-14033/2012, оставленным без изменения Постановлением пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013, в удовлетворении заявленных Кореновским городским потребительским обществом требований о признании незаконным решения Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выраженного в отказе в исключении системы газопотребления магазина х. Пролетарский, ул. Юбилейная, 8, из реестра опасных производственных объектов; об обязании управления произвести исключение объекта системы газопотребления магазина в х. Пролетарский, рег. N А30-01524-010, расположенного по адресу: х. Пролетарский, ул. Юбилейная, 8, из реестра опасных производственных объектов, отказано. Судебные акты мотивированы тем, что газопровод надземный низкого давления, принадлежащий заявителю, расположенный по адресу: Кореновский район, х. Пролетарский, ул. Юбилейная, 8, является опасным производственным объектом, так как по данному газопроводу транспортируется воспламеняющийся природный газ и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" подлежит обязательной регистрации в едином государственном реестре опасных производственных объектов. Суды пришли к выводу, что в рассматриваемом деле речь идет о газовом трубопроводе, расположенном за пределами здания (над землей) до распределительного вентиля, в связи с чем отсутствуют основания для вывода об автономной системе отопления, т.к. последняя представляет собой систему, смонтированную (расположенную) после распределительного вентиля и внутри здания. Таким образом, п. 1.1.5 Правил N 9 не распространяется на систему газопотребления магазина х. Пролетарский. Следовательно, данный объект относится к опасным объектам и отказ заинтересованного лица в исключении его из реестра опасных производственных объектов системы газопотребления не противоречит законодательству РФ.
Учитывая, что судебный акт по делу N А32-14033/2012, имеющий существенное значение для настоящего дела, вступил в законную силу, суд апелляционной инстанции определением от 11.02.2014 возобновил производство по жалобе.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии свидетельством о государственной регистрации опасных производственных объектов А30-01524, выданным Кореновскому городскому потребительскому обществу 06.02.2007 АА 283477, в государственный реестр опасных производственных объектов, в числе прочих, включена система газопотребления по ул. Садовой, 10, (А30-01524-001).
Письмом от 01.02.2012 N 475/03-8 Северо-Кавказского управления Ростехнадзора заявителю сообщено, что процедура исключения из реестра опасных производственных объектов, эксплуатируемых Кореновским ГОРПО, приостановлена.
Полагая, что отказ в исключении указанного спорного объекта из реестра опасных производственных объектов противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, действия управления могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данных действий закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, имеет статус специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности.
Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 (далее - Правила регистрации объектов).
Данные Правила регистрации объектов устанавливают порядок регистрации действующих на территории Российской Федерации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведения этого государственного реестра, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук, имеющими подведомственные опасные производственные объекты, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены опасные производственные объекты, а также органами местного самоуправления.
Пунктом 3 Правил регистрации объектов предусмотрено, что регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов.
В соответствии с пунктом 6.1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04 сентября 2007 года N 606 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов" (далее - приказ N 606) федеральными государственными служащими Ростехнадзора, ее территориальных органов осуществляется регистрация опасных производственных объектов (за исключением объектов подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов) и ведение государственного реестра опасных производственных объектов, его территориальных разделов.
При этом территориальный раздел государственного реестра опасных производственных объектов содержит сведения по опасным производственным объектам, зарегистрированным соответствующим территориальным органом Ростехнадзора.
Согласно пункту 2 приказа N 606 регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре и ведение государственного реестра опасных производственных объектов является государственной функцией, проводимой для учета опасных производственных объектов и эксплуатирующих их организаций.
При этом пунктом 4.3 приказа N 606 установлено, что под опасным производственным объектом понимается предприятие или его цех, участок, площадка, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды).
В силу пункта 13.1 приказа N 606 при исполнении государственной функции в части ведения государственного реестра опасных производственных объектов, его территориальных и ведомственных разделов регистрирующими органами осуществляется и исключение сведений из государственного реестра опасных производственных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Закону.
В пункте 1 Приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в частности, воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже (подпункт "а" пункта 1 Приложения к Федеральному закону N 116-ФЗ).
Как указывалось выше, в Государственный реестр опасных производственных объектов Кореновского городского потребительского общества включена система газопотребления ул. Садовой, 10, (А30-01524-001).
Из представленного в материалы дела Акта приёмки газопровода в эксплуатацию от 02.12.1989 года следует, что комиссией в составе представителей оптовой базы и ОАО "Кореновскрайгаз" принят в эксплуатацию надземный газопровод и внутренний газопровод низкого давления, строительство которого начато 13.12.1989(очевидно допущена техническая ошибка в дате начала строительства, поскольку дата окончания строительства не может предшествовать его началу), закончено 30.11.1989 года.
Как видно из представленного в материалы дела документа (результаты идентификации опасного производственного объекта), система газопотребления по ул. Садовой, 10, (А30-01524-001) представляет собой подземный газопровод низкого давления длиной 25,9 м. и надземный газопровод низкого давления длиной 22 м.
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 определяет понятия:
"газопровод внутренний" - газопровод, проложенный от внешней грани наружной конструкции газифицируемого здания до места подключения газоиспользующего оборудования, расположенного внутри здания;
"газопровод наружный" - подземный или надземный газопровод сети газораспределения или сети газопотребления, проложенный вне зданий, до внешней грани наружной конструкции здания;
"газопровод надземный" - наружный газопровод, проложенный над поверхностью земли, а также по поверхности земли без насыпи (обвалования).
Пункт 11 Регламента определяет, что объект технического регулирования может быть идентифицирован в качестве сети газопотребления, если транспортирует природный газ к газоиспользующему оборудованию газифицируемых зданий и газоиспользующему оборудованию, размещенному вне зданий, - с давлением, не превышающим 1,2 мегапаскаля (подпункт "а").
В соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту безопасности сетей газораспределения и газопотребления, определяющих классификацию наружных и внутренних газопроводов по давлению в сетях газораспределения и газопотребления к газопроводы высокого давления 1а категории (свыше 1,2 МПа): газопроводы высокого давления 1 категории (свыше 0,6 до 1,2 МПа включительно), газопроводы высокого давления 2 категории (свыше 0,3 до 0,6 МПа включительно), газопроводы среднего давления (свыше 0,005 до 0,3 МПа включительно), газопроводы низкого давления (до 0,005 МПа включительно).
Согласно пункту 1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (общие положения), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9, газораспределительная сеть - технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления. В газораспределительную сеть входят в числе прочего:
газопровод-ввод - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства перед вводным газопроводом или футляром при вводе в здание в подземном исполнении;
вводной газопровод - участок газопровода от установленного снаружи отключающего устройства на вводе в здание, при его установке снаружи, до внутреннего газопровода, включая газопровод, проложенный в футляре через стену здания.
Спорный объект является газопроводом-вводом, поскольку согласно схеме газификации административного здания оптовой базы Кореновского райпо представляет собой участок газопровода от соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью до отключающего устройства на вводе в здание, т.е. не является внутренним газопроводом.
В тоже время, пунктом 1.1.5 Правил N 9 установлено, что они не распространяются на газопроводы-отводы с давлением газа свыше 1,2 МПа.
Как отмечалось выше, спорный объект представляет собой элемент газораспределительной сети (вводной газопровод) низкого давления - 0,00210 МПа (письмо ОАО "Кореновскрайгаз" от 29.08.2012 N б/н) и не является элементом системы автономного газоснабжения.
Следовательно, данный объект относится к опасным объектам и отказ заинтересованного лица в исключении его из реестра опасных производственных объектов системы газопотребления не противоречит законодательству РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена во вступивших в законную силу судебных актах по делу N А32-14033/2012.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.
Таким образом, излишне уплаченная Кореновским городским потребительским обществом по платежному поручению от 23.11.2012 N 1865 государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату заявителю в порядке и по основанию, предусмотренным статьей 333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2012 по делу N А32-10892/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Кореновскому городскому потребительскому обществу из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей излишне уплаченной по платежному поручению от 23.11.2012 N 1865 государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10892/2012
Истец: Кореновское городское потребительское общество
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Запорожский М. Н. представитель Кореновского городского потребительского общества, ФС по экологическому, технологическому и автономному надзору