город Москва |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А40-77372/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" на решение Арбитражного суда город Москвы от 20.12.2013 по делу N А40-77372/13, принятого судьей Дубовик О.В. (шифр судьи 55-653) по иску Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс"
(ОГРН 1023500870030, 160034, Вологодская область, г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 26В, д. 97)
к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9) Вологодской области в лице Департамента Финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654, 160000, г. Вологда, ул. Герцева, д. 2) о взыскании убытков
третье лицо: Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области
при участии в судебном заседании:
от истца: Семикин Д.С. по доверенности от 09.01.2014
от ответчиков:
Минфин РФ Чупина В.А. по доверенности N 01-10-08/121 от 21.08.2013
Депфин ВО не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск ОАО "Вологдаэлектротранс" о взыскании:
- с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 8.916.111 руб. 11 коп.
- с Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области убытков в размере 38.720.897 руб. 78 коп.
Решением суда в иске отказано.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Минфина России против доводов жалобы возражал, представил пояснения на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Исковые требования о взыскании понесенных истцом убытков предъявлены в связи с обеспечением истцом в период 2011 года равной доступности услуг городского автобусного транспорта для граждан, включенных в федеральный и региональный регистр льготников.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Законом Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1704-03), вступившим в силу с 01.01.2008, введен в действие перечень граждан, которым предоставлено право на меры социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона N 1704-03 предоставлено право приобретения по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета (далее - ЕИЛМПБ) стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Согласно статье 4 Закона N 1704-03 Порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установленных данным законом области, определяется Правительством области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 утверждены Порядок реализации Закона N 1704-03, Порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области по ЕИЛМПБ, формы отчетов для соответствующих органов, образец ЕИЛМПБ и образец карточки на льготный проезд детей.
Согласно пункту 2.1 Порядка реализации Закона N 1704-03 учет проданных ЕИЛМПБ, билетов для проезда в автобусах межмуниципальных маршрутов, железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также билетов на проезд речным транспортом производится по категориям граждан, указанных в приложении к данному Порядку, по сводным реестрам, заверенным руководителем и главным бухгалтером организации, реализующей билеты; при наличии электронной базы данных и при использовании электронных средств учета - по сводным реестрам, заверенным руководителем и главным бухгалтером организации, реализующей билеты.
На 2011 год Постановлением Главы г. Вологды от 20.12.2010 N 6931 утверждены тарифы на перевозки пассажиров и багажа транспортом городского сообщения, стоимость одной поездки пассажиров общественным транспортом городского сообщения установлена в размере 16 рублей, который действовал и в 2012 году.
Согласно пункту 3.2.4 Порядка регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим общественным транспортом городского сообщения на территории г. Вологды, утвержденного постановлением Главы г. Вологды от 29.11.2007 N 5583, применяемый при расчете тарифа объем перевозок пассажиров расчетного периода определяется количеством пассажиров с платным проездом, учитываемых в соответствии с Порядком заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденным постановлением Росстата от 9 января 2007 года N 2, и Порядком заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения: N3 - автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65 - автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1 - автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утвержденным постановлением Росстата от 19 января 2007 года N9, скорректированным с учетом фактических (отчетных) данных о количестве проданных проездных билетов всех видов (разовых на одну поездку и проездных билетов долговременного пользования) на ГПП за предшествующие периоды, но не менее одного года.
Как видно из нормативно-правовых актов Вологодской области, финансирование перевозок отдельных категорий граждан (без их разделения на регистры Российской Федерации и субъекта Российской Федерации) с 2010 года на территории Вологодской области осуществляется за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета.
При этом данными нормативными актами установлен порядок расчета расходов и компенсации за перевозку отдельных категорий граждан, который истцом не оспорен, доказательств его оспаривания либо признания недействующим или противоречащим федеральному законодательству истец в нарушение ст. 65 АПК РФ, суду не представлено.
При составлении расчета иска истец не учел правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлениях от 26.04.2011 N 17828/10, от 15.12.2011 N8576, 31.01.2012 N 17097/10, 21.02.2012 N 2508/11, от 20.03.2012 N 4677/11, в определениях от 16.07.2012 N ВАС 17556/10, от 10.09.2012 N ВАС-14336/11 и постановлении от 30.10.2012 N 7573/12 согласно которой, расходы предприятия рассчитываются исходя из количества граждан льготной категории, отнесенных к федеральному регистру, воспользовавшихся проездными социальными билетами не более 50 раз (поездок), и от этого количества определяется доля транспортной организации в перевозке. Полученная величина умножается на разницу между стоимостью обычного и льготного проездных билетов.
В постановлении от 26.04.2011 N 17828/10 Президиум ВАС РФ указал, что расходы транспортной организации определяются исходя из разницы между полной стоимостью и льготной стоимостью одного проездного билета в месяц и доли данного предприятия в общем количестве перевозок пассажиров льготных категорий.
Истцом представлены в материалы дела отчеты за 2011 год, в соответствии с которыми при определении затрат истец использовал расчетный метод согласно методике, установленной Постановлением Росстата N 9 и Порядку определения затрат, связанных с проездом по ЕИЛМПБ, утвержденному постановлением Правительства Вологодской области N 138. Указанный Порядок определения затрат дублирует по своей сути положения постановления Росстата N9.
При этом из отчетов усматривается, что истец использовал долю в транспортной работе без учета доли, приходящейся на пригород.
Исходя из представленных отчетов, и счетов фактур, уполномоченный орган перечислял компенсации в полном объеме.
С учетом изложенного требования истца по заявленному основанию удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку при предоставлении расчета ответчики правомерно использовали расчетный метод определения стоимости единого проездного билета (стоимость тарифа*50 поездок), правомерно применили долю истца (в общем объеме городских и пригородных перевозок п.54 Постановления Росстата N 9), учли денежные средства, перечисленные за реализацию ЕИМЛПБ, а также денежные средства, перечисленные в качестве субвенций из бюджета на покрытие расходов истца.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2013 по делу N А40-77372/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Московского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77372/2013
Истец: ОАО "Вологдаэлектротранс"
Ответчик: Вологодская область в лице Департамента Финансов Вологодской области, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Минфинансов РФ
Третье лицо: Вологодская область в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта