г. Санкт-Петербург |
|
24 февраля 2014 г. |
Дело N А56-10004/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Халиковой К.Н.
при участии:
от заявителя: Гуськовой О.В. по доверенности от 27.06.2013
от ответчика: Колович Я.А. по доверенности от 27.12.2013 N 02-30/14-21410
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-596/2014) Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2013 по делу N А56-10004/2013 (судья Королева Т.В.), принятое
по заявлению ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения
установил:
Открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург" (место нахождения: 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, д. 5, ОГРН 1027802712585) (далее - ОАО "Морской порт Санкт-Петербург") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, ул. Большая Посадская, д. 10а, ОГРН 1027806860707) (далее - Фонд социального страхования) от 03.12.2012 N 4262 в части отказа в возмещении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с ежемесячными пособиями по уходу за ребенком Шепелиной Н.Е. и Тамашевой Е.А. по результатам проверки за период с 01.10.2012 по 31.10.2012.
Решением суда от 09.12.2013 заявление удовлетворено частично - решение Фонда социального страхования от 03.12.2012 N 4262 признано недействительным в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с ежемесячными пособиями по уходу за ребенком Тамашевой Е.А. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить в части признания недействительным отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с ежемесячными пособиями по уходу за ребенком Тамашевой Е.А. и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Фонда социального страхования поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы сторонами не заявлено, в связи с чем, решение суда в апелляционном порядке рассматривается в обжалуемой части в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в связи с обращением ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" с заявлением о выделении денежных средств на выплату пособий, Фонд социального страхования проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" за период с 01.10.2012 по 31.10.2012, о чем составлен акт N 4262 от 03.12.2012.
По результатам проверки Фондом социального страхования были вынесены: решение N 25 от 25.12.2012 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", в сумме 9877,75 руб., и оспариваемое решение N4262 от 03.12.2012 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в соответствии с которым отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 9 877,75 руб.
Основанием принятия указанных решений явился вывод Фонда социального страхования о нарушении ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" пункта 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
Не согласившись с решением Фонда социального страхования от 03.12.2012 N 4262 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с ежемесячными пособиями по уходу за ребенком Шепелиной Н.Е. и Тамашевой Е.А., ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части признания недействительным решение Фонда социального страхования от 03.12.2012 N 4262 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с ежемесячными пособиями по уходу за ребенком Тамашевой Е.А.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Статьей 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Как установлено подпунктом 8 пункта 2 статьи 8 названного Закона, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 1 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению работницы ей может быть предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно части 1 статьи 13, части 1 статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", части 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ со дня предоставления указанного отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет работнице выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Ежемесячное пособие выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, но не менее минимального размера этого пособия (часть 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 указанной статьи).
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (часть 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 343-ФЗ) устанавливает, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 343-ФЗ), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, и сторонами не оспаривается, что застрахованное лицо - работник ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Тамашева Е.А. изъявила желание о том, чтобы работодатель произвел расчет пособия по уходу за ребенком по старым правилам (действующим до 01.01.2011).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 343-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 6, 10, 11 названного Положения (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 Положения.
В случае если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода в соответствии с пунктом 8 Положения (в частности, из расчетного периода исключаются периоды отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, отпуска без сохранения заработной платы), средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Согласно пункту 11.1 Положения в случае, если застрахованное лицо в течение периодов, указанных в пунктах 6, 10 и 11 названного Положения, не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Таким образом, из указанных норм следует, что если застрахованное лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, в течение 12 месяцев, предшествующих началу отпуска (либо в течение 12 месяцев, предшествующих наступлению предыдущего страхового случая), а также в месяце начала отпуска не имело периода работы и заработка, то средний заработок, необходимый для исчисления пособия по уходу за ребенком, определяется исходя из его должностного оклада.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Тамашева Е.А. работает в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" с 06.08.2007 и находилась в отпуске: по уходу за первым ребенком (с 31.08.2009 по 02.02.2010 - больничный лист по беременности и родам, с 03.02.2010 по 09.05.2011 - по уходу за ребенком до полутора лет); по уходу за вторым ребенком (с 24.02.2011 по 13.07.2011 - больничный лист по беременности и родам, с 14.07.2011 по 11.11.2012 - по уходу за ребенком до полутора лет). На работу между рождением первого и второго ребенка Тамашева Е.А. не выходила и заработка в этот период не имела.
В связи с тем, что страховой случай - уход за вторым ребенком до полутора лет наступил у Тамашевой Е.А. 14.07.2011 (в переходный период), то при расчете суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" согласно заявлению работника был применен "старый способ" (действующий в 2010 году).
Поскольку Тамашева Е.А. в течение 12 месяцев до наступления отпуска по уходу за вторым ребенком не работала, находясь в отпуске по уходу за первым ребенком и в отпуске по беременности и родам второго ребенка, и не имела фактически начисленной заработной платы, то согласно пункту 11 Положения средний заработок для пособия по уходу за вторым ребенком подлежал исчислению исходя из тарифной ставки установленного работнику разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за ребенком.
При расчете суммы пособия, как установлено судом первой инстанции, ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" соблюдены требования Положения и Закона N 255-ФЗ.
Суд, проанализировав условия трудового договора, заключенного с Тамашевой Е.А., а также действующую у заявителя систему оплаты труда, пришел к правильному выводу о том, что установленная работнице надбавка является составной частью оклада в смысле, придаваемом этому понятию статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, представляет собой фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц и не носит компенсационного или стимулирующего характера.
Кроме этого, судом обоснованно учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная, в том числе в Определении от 07.06.2011 N 742-О-О, в соответствии с которой, согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
Исполняя свою конституционную обязанность по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, Российская Федерация гарантирует предоставление лицам с семейными обязанностями отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, а также выплату пособий по обязательному социальному страхованию в порядке и размере, установленных федеральными законами.
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая - уходе за ребенком в возрасте до полутора лет (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8). Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющими, соответственно, в статьях 11.1 и 13 право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что федеральный законодатель при установлении соответствующих видов государственных пособий, определении их размеров и условий выплаты должен учитывать задачи социальной, в том числе демографической политики на конкретно-историческом этапе развития государства и создавать, прежде всего, для матерей, осуществляющих уход за детьми до 1,5 лет, благоприятные социальные условия для реализации такой публично-значимой функции, как воспитание малолетних детей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2007 N 4-П).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, находит вывод суда об отсутствии ОАО Морской порт Санкт-Петербурга" нарушений норм Закона N 255-ФЗ и Постановления N 375 при исчислении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком Тамашевой Е.А., в связи с чем, оспариваемое решение от 03.12.2012 N 4262 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с ежемесячными пособиями по уходу за ребенком Тамашевой Е.А. правомерно признано недействительным.
Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального права судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в части признания недействительным решения Фонда социального страхования в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных в связи с ежемесячными пособиями по уходу за ребенком Тамашевой Е.А., и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда социального страхования апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2013 по делу N А56-10004/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10004/2013
Истец: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
Ответчик: Государственное учреждение-Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-10004/13
18.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-10004/13
30.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3441/14
24.02.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-596/14
09.12.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-10004/13