г. Москва |
|
28 февраля 2014 г. |
Дело N А40-137308/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Пронниковой Е.В., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГБУЗ Архангельской области "Северодвинская городская больница N 2 скорой медицинской помощи" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.11.2013 по делу N А40-137308/2013 судьи Блинниковой И.А.(120-857)
по заявлению ГБУЗ "Архангельской области "Северодвинская городская больница N 2 скорой медицинской помощи"
к 1)Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства, 2)Банку России
о признании незаконными действий (бездействия) Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившихся в возврате исполнительных документов без исполнения в виду отсутствия открытых лицевых счетов должников
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
1)Еремина Л.А. по дов. от 09.01.2014 N 95-16-15/8, Устькачкинцев И.С. по дов. от 09.01.2014 N 95-16-15/4, 2)Красношапка Е.С. по дов. от 23.01.2014 N 77АБ1514063; |
установил:
ГБУЗ Архангельской области "Северодвинская городская больница N 2 скорой медицинской помощи" обратилось в Арбитражный суд города Москвы арбитражный суд заявлением к Межрегиональному операционному управлению федерального казначейства, Банку России о признании незаконными действий (бездействий), выразившихся в возврате исполнительных документов АС N003288631, АС N003288632 без исполнения в виду отсутствия открытых лицевых счетов должников.
Решением арбитражного суда от 26.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ГБУЗ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представители ответчиков против доводов апелляционной жалобы возражали, по мотивам, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность решения арбитражного суда и необоснованность апелляционной жалобы заявителя.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет (дата публикации - 19.11.2013 г.), суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителя указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГБУЗ Архангельской области "Северодвинская городская больница N 2 скорой медицинской помощи" 03.06.2013 предъявило в Межрегиональное операционное УФК комплект документов, содержащий исполнительные листы серии АС N 003288631, АС N003288632.
Письмом от 05.06.2013 N 95-09-13/16-188 исполнительные документы были возвращены Заявителю с рекомендацией обратиться в суд для взыскания денежных средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности.
Считая действия Управления не соответствующими нормам действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку лишают заявителя права на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, ГБУЗ Архангельской области "Северодвинская городская больница N 2 скорой медицинской помощи" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
В решении суда об отказе в удовлетворении заявленных требований указано, что судом не установлена незаконность действий ответчика по возврату исполнительных документов АС N 003288631, АС N 003288632 без исполнения в виду отсутствия открытых лицевых счетов должников.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта, основываясь на следующем.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ):
- исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов(п.1);
- к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию(п.2).
Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ) установлено, что САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника (абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ);
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции были правомерно применены внесенные Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" (далее - Федеральный закон N104-ФЗ) в пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.
До вступления в законную силу Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", в соответствии с письмом Федерального казначейства от 29.12.2011 N 42-7.4-18/9.3-734 Межрегиональное операционное УФК принимало к исполнению исполнительные документы, взыскание по которым производилось с подведомственных Министерству обороны Российской Федерации учреждений, которым в органах Федерального казначейства не открыты лицевые счета получателей средств федерального бюджета. Аналогичная позиция изложена в Протоколе совещания Федерального казначейства с Управлением Федерального казначейства по г.Москве и Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства по вопросам, связанным с передачей исполнительных документов, должниками по которым являются главные распорядители средств федерального бюджета от 16.02.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н (зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2008 N 12803), в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и направляет взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись), исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом.
Согласно пункту 2 Письма Федерального казначейства от 23.07.2013 N 42-7.4-05/9.2-438 предоставление документов в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, является основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
Исполнение требований указанного исполнительного листа Межрегиональным операционным УФК фактически невозможно, поскольку лицевые счета получателей бюджетных средств в/ч 13005, в/ч 59075 не обслуживаются в Межрегиональном операционном УФК, в также в иных органах Федерального казначейства, а другие должники или указание на субсидиарную ответственность в исполнительных документах по данному делу отсутствуют. Соответственно.
Как указало Межрегиональное операционное УФК, оно не располагает информацией об открытых лицевых счетов в/ч 13005, в/ч 59075 в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в кредитных организациях.
Согласно пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном названным Кодексом.
К тому же, согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N6758/08, при отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269 и 271 АПК РФ суд
постановил:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.11.2013 по делу N А40-137308/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б.Цымбаренко |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137308/2013
Истец: ГБУЗ Архангельской области "Северодвинская городская больница N2 скорой медицинской помощи"
Ответчик: Банк России, МГТУ Банка России, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства
Третье лицо: Банк России