г. Москва |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А41-38672/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от СНТ "Берендей": Юдина Ю.В., по доверенности от 16.01.2014 N 02;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: Присакарь А.А., по доверенности от 26.12.2013 N 30-290/дов.
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены; от Пунчика Леонида Ивановича: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Берендей" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2013 года по делу N А41-38672/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Берендей" (ОГРН 1035010206571 ИНН 5050013149) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области; Пунчик Леонид Иванович о признании решения незаконным и об обязании внести сведения в ГКН,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Берендей" (далее - СНТ "Берендей", Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - Кадастровая палата, Заинтересованное лицо), в котором просит суд (с учетом уточнения принятым судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ):
- признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N 13/РКФ-261344 от 11.06.2013 г.;
- обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030317:1, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, квартал N 4 Гребневского лесничества на основании межевого плана от 28.05.2013 г., предоставленного в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением N 50-0-1-41/3001/2013-4683 от 28.05.2013 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2013 года в удовлетворении заявленных требований СНТ "Берендей" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель и заинтересованное лицо направили в судебное заседание своих представителей, представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель заинтересованного лица против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 23.02.1989 г. Исполнительным комитетом Московского областного совета народных депутатов принято решение N 220/5 "Об утверждении схем размещения коллективных садов Егорьевского, Загорского, Ногинского и Щелковского районов".
14.04.1989 г. Исполнительным комитетом Щелковского городского совета народных депутатов Московской области принято решение N 417/9 "О распределении земельного фонда для коллективного садоводства между предприятиями, учреждениями и организациями г. Щелково, г. Фрязино Щелковского района".
Из приложения N 1 к решению Исполнительным комитетом Щелковского городского Совета народных депутатов Московской области принято решение N 417/9 от 14.04.1989 г. следует, что Московскому лесотехническому институту предоставлен земельный участок площадью 10 га.
16.11.1990 г. президиумом Щелковского городского совета народных депутатов Щелковского района Московской области принято решение N 47/18, в соответствии с которым утверждены границы отвода земельного участка Московскому лесотехническому институту под организацию коллективного садоводства общей площадью 10,00 га из земель Щелковского учебно-опытного лесхоза, кв. 4 Гребневское лесничество.
05 декабря 1990 года Московскому лесотехническому институту в Щелковском районе Московской области выдан государственный акт на право пользования землей серии А-I номер 348702, в соответствии с которым за ним в бессрочной и бесплатное пользование закреплялся 10 га земли для организации коллективного садоводства.
К указанному государственному акту прикладывался план на участок, отведенный Московскому лесотехническому институту под организацию коллективного садоводства из земель Щелковского опытного лесхоза в квартале N 4 Гребневское лесничество.
15.02.2011 г. Кадастровой палатой принято решение о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, расположенном по адресу: Московская обл., Щелковский район, Гребневское лесничество, площадью 100 000 кв.м.
По заказу председателя СНТ "Берендей" разработан межевой план в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади многоконтурного земельного участка (3 контура) с кадастровым номером 50:14:0030317:1, расположенный в Московской области, Щелковский район, квартал N 4 Гребневского лесничества.
Копия указанного межевого плана представлена в материалы дела.
28.05.2013 г. СНТ "Берендей" обратилось в Кадастровую палату с заявлением об осуществлении государственного учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:14:0030317:1.
11.06.2013 г. Кадастровой палатой принято решение N 13/РКФ-261344 об отказе в учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030317:1, на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ в редакции, действующей на момент вынесения решения, в соответствии с которой орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного Федерального закона, а так же на отсутствие обоснования
Посчитав, что данный отказ является незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В силу статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону;
- нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно совместному постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные компании. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве.
Между тем внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРП у всех его зарегистрированных правообладателей, включая собственника, то есть, по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в его прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.
Следовательно, изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр уникальных характеристик земельного участка без извещения и согласия его собственника, нарушает положения статей 44 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2011 N 14765/10.
СНТ "Берендей" не представило в суд доказательств, что ему на каком-либо вещном праве был предоставлен во владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030317:1.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был предоставлен Московскому лесотехническому институту в Щелковском районе Московской области, правопреемником которого является ГОУ ВПО "МГУЛ".
Кроме того, исходя из положений статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя о том, что факт передачи земельного участка во владение и пользование СНТ "Берендей" подтверждается выпиской из решения общего профсоюзного собрания МЛТИ "О создании садового товарищества МЛТИ "Берендей" от 10.04.1997 года, а также пунктом 1 Устава СНТ "Берендей", поскольку данные документы не могут служить основанием для возникновения вещных прав на спорный земельный участок.
Таким образом фактический отказ органа кадастрового учета в регистрации изменений границ земельного участка не нарушает прав СНТ "Берендей", поскольку указанный земельный участок не предоставлен в собственность заявителю, а также не находится у него на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Из всего вышеуказанного следует, что каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2013 года по делу N А41-38672/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу СНТ "Берендей" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38672/2013
Истец: МП Щёлковского района "Кадастровое производство", Садовое некоммерческое Товарищество "Берендей"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Пунчик Л. И.