г.Владимир |
|
25 февраля 2014 г. |
Дело N А79-23/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 25.02.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова Ю.В.,
судей Урлекова В.Н., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем заседания Синадской М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального предприятия "Теплоэнерго" (ИНН 212300517, г. Канаш, Чувашская Республика) Акулинина Дениса Юрьевича (г. Тюмень)
на определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.12.2013 по делу N А79-23/2010, принятое судьей Андреевой С.В.
по заявлению конкурсного управляющего муниципального предприятия "Теплоэнерго" Акулинина Дениса Юрьевича о привлечении администрации города Канаш Чувашской Республики к субсидиарной ответственности и взыскании 67 966 756 рублей 49 копеек,
без участия сторон.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального предприятия "Теплоэнерго" (далее - МП "Теплоэнерго", должник) конкурсный управляющий Акулинин Денис Юрьевич (далее - Акулинин Д.Ю., заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении администрации города Канаш Чувашской Республики (далее - ответчик, администрация) к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на сумму 67 966 756 руб. 49 коп.
Заявитель обосновал свои требования со ссылкой на пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон).
Определением от 30.12.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий Акулинин Д.Ю. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт в связи с недоказанностью обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого определения не дал надлежащей оценки правомерности и обоснованности его требованиям, поскольку администрация после введения процедуры внешнего управления 05.09.2010 (то есть через 11 дней после установления данного обстоятельства судом в определении 25.08.2010) изъяло у МП "Теплоэнерго" основные производственные фонды, в связи с чем осуществление деятельности должника стало невозможным.
По мнению конкурсного управляющего, все обстоятельства, подлежащие доказыванию по заявлениям о привлечении лиц к субсидиарной ответственности доказаны, в том числе и безубыточность предприятия на момент совершения действий, повлекших банкротство предприятия; совершение действий по изъятию производственных мощностей вместо разрешения вопроса о продлении срока действий концессионного соглашения в целях реализации прав и обязанностей учредителя предприятия., которое в дальнейшем могло продолжать свою деятельность при наличии производственных мощностей; и связь между действиями (по изъятию производственных мощностей) и наступившими последствиями.
Следовательно, ответчик подлежит привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на основании пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции определения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Предметом заявления конкурсного управляющего Акулинина Д.Ю. явилось требование о привлечении к субсидиарной ответственности администрации как собственника имущества должника на основании пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве.
В обоснование заявления конкурсный управляющий указал, что администрация, являясь единственным участником МП "Теплоэнерго", осуществляла юридически значимые действия, направленные на прекращение производственной деятельности должника. Так, 05.09.2010 ответчик изъял у МП "Теплоэнерго" основные производственные фонды, в связи с чем осуществление деятельности должника стало невозможным. Невозможность осуществления основной производственной деятельности повлекло невозможность получения прибыли МП "Теплоэнерго" и дальнейшую невозможность осуществления расчетов с кредиторами. Следовательно, фактически банкротство МП "Теплоэнерго" стало результатом принятых и реализованных администрацией решений и действий, направленных на прекращение деятельности предприятия-должника.
Материалами дела подтверждается, что МП "Теплоэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.07.2005 за основным государственным регистрационным номером 1052134005769 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 4 по Чувашской Республике.
05.09.2005 главой администрации города Канаш Чувашской Республики подписано распоряжение N 325 о предоставлении права пользования на условиях концессионного соглашения муниципальным имуществом - объектами теплоснабжения сроком на 5 лет МП "Теплоэнерго".
На основании данного распоряжения 05.09.2005 между МП "Теплоэнерго" (концессионер) и муниципальным образованием "город Канаш Чувашской Республики" (концедент) подписано концессионное соглашение (далее - соглашение), по условиям которого концедент передает концессионеру право пользования объектами теплоснабжения согласно перечню, отраженному в приложении N 1 (л.д.70,т.1.) в целях реконструкции объекта, осуществления деятельности с использованием (эксплуатацией) указанного имущества - качественного снабжения тепловой энергией и горячей водой населения города Канаш.
Право собственности на имущество принадлежит концеденту. Концедент гарантирует концессионеру, что имущество, переданное по настоящему соглашению, не заложено, не является предметом спора, не обременено правами и претензиями третьих лиц (пункт 1.2 соглашения).
Пунктами 1.3, 1.6, 1.7. и 1.9 стороны соглашения предусмотрели, что срок действия соглашения составляет 5 (пять) лет с момента его подписания; концессионер за использование переданного муниципального имущества уплачивает платежи в соответствии с приложением N 2 (л.д. 71, Т.1.); продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности в соответствии с настоящим соглашением, являются собственностью концессионера; имущество созданное или приобретенное концессионером за свой счет при исполнении Соглашения и не являющееся объектом Соглашения, принадлежат на праве собственности концеденту; объект Соглашения передается концедентом концессионеру по акту приема - передачи, который является неотъемлемой частью Соглашения (л.д. 71, Т.1.).
Согласно пунктам 4.1 и 4.3 соглашения концессионер обязан провести реконструкцию объекта, осуществлять деятельность - снабжения тепловой энергией населения города Канаш с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения; концессионер в целях исполнения условий Соглашения, создавший объекты теплоснабжения, означает принятие данных объектов в собственность концедента. В силу подпункта 2 пункта 8.1. действие концессионного соглашения прекращается по истечении срока его действия.
13.01.2010 к производству суда принято заявление ОАО "РЖД" о признании МП "Теплоэнерго" несостоятельным (банкротом) и возбуждено производство по делу. Определением суда от 19.03.2010 в отношении имущества МП "Теплоэнерго" введена процедура наблюдение, временным управляющим утвержден Акулинин Д.Ю. Одновременно в реестр требований кредиторов должника включено ОАО "РЖД" с задолженностью в размере 34 640 666 руб. 10 коп. с удовлетворением в третью очередь. 25.08.2010 суд признал факт неплатежеспособности МП "Теплоэнерго" и ввел в отношении должника процедуру внешнего управления.
В связи с истечением срока действия соглашения, по акту приема-передачи объектов теплоснабжения от 05.09.2010, концессионер передал, а концедент принял в казну муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики" муниципальное имущество на сумму 72 214 481 руб. 12 коп. (перечень переданных объектов перечислен в приложении. При этом решением от 01.12.2010 суд признал МП "Теплоэнерго" банкротом, открыл процедуру конкурсного производства, конкурсным управляющим утвердил Акулинина Д.Ю.
Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении единственного учредителя МП "Теплоэнерго" администрацию к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в сумме 67 966 756 руб. 49 коп. на основании статьи 10 Закона о банкротстве.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на недоказанность наличия виновных действий собственника по изъятию имущества из хозяйственного ведения предприятия и причинной связи между указаниями ответчика и несостоятельностью предприятия и, соответственно, отсутствуют оснований для привлечения администрации к субсидиарной ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве. Данный вывод суда первой инстанции признается арбитражным апелляционным судом правомерным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о банкротстве в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином - должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
В силу пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.
Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В соответствии пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 22 Постановления N 6/8 разъяснил, что при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая пункт 3 статьи 56), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.
Приведенные нормы свидетельствуют, что законодатель установил особый специальный вид ответственности учредителя, собственника имущества - субсидиарную ответственность, которая наступает при наличии определенных законодательством специальных обстоятельств.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон N 161-ФЗ не предоставляют права собственнику имущества унитарного предприятия совершать действия, направленные на ухудшение финансового состояния предприятия, в частности, по изъятию имущества.
При разрешении настоящего спора подлежат применению все приведенные нормы права, в том числе и пункт 4 статьи 10 Закона о банкротстве (являющимся специальной нормой по отношении к пункту 1 статьи 10 названного закона), предусматривающий, что в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Следовательно, основанием для привлечения учредителя (участника), собственника имущества должника к субсидиарной ответственности является не только вина названных лиц, а также причинно-следственная связь между действиями указанных лиц и последующим банкротством должника, наличие которой с учетом распределения бремени доказывания, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит доказыванию лицом, обратившимся с требованиями в суд. Однако требования указанной статьи заявителем не исполнены.
Судом первой инстанции установлено, что согласно Уставу МП "Теплоэнерго", утвержденному постановлением главы администрации г. Канаш Чувашской Республики от 14.06.2005 N 773, имущество предприятия является муниципальной собственностью г. Канаш и закреплено за предприятием на основе договоров, заключенных с учредителем; уставной фонд предприятия составляет 100 000 руб., который может быть увеличен также от доходов, полученных в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия; за счет чистой прибыли создается резервный фонд для покрытия убытков предприятия в размере 15% от полученной прибыли за отчетный год; средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия (пункты 4.1., 4.2., 4.2.1. и 4.10 Устава (л.д. 13-14, Т.1)).
Передача администрацией спорных объектов МП "Теплоэнерго" осуществлялась в соответствии с условиями подписанного между сторонами концессионного соглашения от 05.09.2005, то есть гражданско-правового договора.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
В силу пункта 11 части 1 статьи 4 данного Закона объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 13 Закона концессионное соглашение прекращается по истечении срока действия концессионного соглашения. Концессионер обязан передать концеденту объект концессионного соглашения и иное предусмотренное концессионным соглашением и определяемое в соответствии с частью 9 статьи 3 настоящего Федерального закона имущество в срок, установленный концессионным соглашением.
Передача объекта концессионного соглашения и иного предусмотренного концессионным соглашением и определяемого в соответствии с частью 9 статьи 3 настоящего Федерального закона имущества концессионером и принятие их концедентом осуществляются по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи (пункты 1 и 3 статьи 14 Закона).
Как подтверждается материалами дела, уставной фонд МП "Теплоэнерго", при его создании, составил 100 000 руб., спорное имущество, являющееся предметом концессионного соглашения от 05.09.2005, в хозяйственное ведение должнику не передавалось, доказательства обратного суду не представлены.
Во исполнение условий подпункта 1 пункта 8.1 концессионного соглашения, руководствуясь положениями пункта 1 части 5 статьи 13 Федерального закона "О концессионных соглашениях" и пункта 2 статьи 701 Гражданского кодекса Российской Федерации концессионер после истечения срока действия концессионного соглашения обязан был вернуть концеденту имущество являющееся предметом соглашения.
Следовательно, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что по истечении 05.09.2010 срока действия концессионного соглашения от 05.09.2009 у администрации имелись основания потребовать от МП "Теплоэнерго" возвращения имущества, переданного по концессионному соглашению от 05.09.2009.
Кроме того, вывод суда о том, что на МП "Теплоэнерго" не отмечались признаки убыточности его производственной деятельности в период владения им спорным имуществом подтверждается анализом финансовой деятельности о прибылях и убытках концессионера (должника), который был проведен без включения в активы предприятия спорного имущества переданного в пользование ему концедентом (ответчиком) (л.д. 24, т.1).
При разрешении судом ходатайства внешнего управляющего МП "Теплоэнерго" о признании должника банкротом судом установлено, что без учета в активах предприятия стоимости спорного имущества, которое было передано администрации по акту приема-передачи от 05.09.2010 на сумму 72 214 481 руб. 12 коп., стоимость имущества должника составила 39 395 000 руб., а также 23 965 000 руб. дебиторской задолженности против 45 562 846 руб. 55 коп. кредиторской (л.д. 95-98). Решения суда от 01.12.2010 по делу N А79-23/2010 вступило в законную силу, доказательства обратного суду не представлены.
Оценив на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих наличие причинной связи между действиями ответчика - собственника имущества и наступлением последствий (банкротством должника). В частности в дело доказательств, подтверждающих совершение ответчиком каких-либо действий или дачу обязательных указаний ответчиком, которые вызвали банкротство МП "Теплоэнерго" не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности в действиях администрации как собственника имущества наличия состава правонарушения, необходимого для возложения на него субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, признанного банкротом. Данная позиция суда первой инстанции основана на законе и признается арбитражным апелляционным судом правомерной.
Приняв во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и банкротством МП "Теплоэнерго", суд апелляционной инстанции также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных конкурсным управляющим требований.
Кроме того, довод конкурсного управляющего должника о том, что передача спорного имущества администрации была совершена от имени МП "Теплоэнерго" неуполномоченным лицом опровергается материалами дела.
Также суд апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что неплатежеспособность МП "Теплоэнерго" с учетом финансового анализа должника связана с убыточной деятельностью предприятия, вызвана неэффективной финансово-хозяйственной деятельностью и не является следствием возврата имущества по гражданско-правовому договору, заключенному между двумя юридическими лицами.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.12.2013 по делу N А79-23/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального предприятия "Теплоэнерго" Акулинина Дениса Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Протасов Ю.В. |
Судьи |
Урлеков В.Н. Захарова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-23/2010
Должник: МП "Теплоэнерго" МО г. Канаш, муниципальное предприятие "Теплоэнерго" муниципального образования город Канаш Чувашской Республики
Кредитор: А.у Акулинин Денис Юрьевич, ОАО "Российские железные дороги", Филиал ОАО "РЖД" Горьковская железная дорога
Третье лицо: Администрация города Канаш Чувашской Республики, Арб. упр. Акулинин Денис Юрьевич, Валиев Ринат Эсхатович, ГУ "Тюменская лаборатория судебной экспертизы", К/у Акулинин Д. Ю., Канашское отделение N 7507 ОАО "Сбербанк России", ОАО "Российские железные дороги" - филиал Горьковская железная дорога г. Н.Новгород, ОАО "Сбербанк России" в лице Чувашского отделения N 8613, ООО "Чувашрегионгаз", Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Чувашской Республике, Филиал НП "МСО ПАУ" в Приволжском Федеральном окпуге, Хайбуллин Минкадир Сафиуллович, Чувашская лаборатория судебных экспертиз Минюста России, внешнему управляющему Валиеву Ринату Эсхатовичу, ГОУ "Чебоксарский медицинский колледж" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, ГУ "Чувашский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ЗАО "Промтрактор-Вагон", ИП Михайлов Дмитрий Александрович, Канашский районный суд Чувашской Республики, Канашский РОСП, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Чувашской Республике, МП "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики", МП "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования г. Канаш Чувашской Республики, Муниципальное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Канаш Чувашской Республики", НП "МСО ПАУ", НП СРО "Объединение арбитражных управляющих "АВАНГАРД", ОАО "Канашский автоагрегатный завод", ОАО "Сбербанк России" в лице Канашского отделения N7507, ОАО "Сбербанк России" в лице Чувашского отделения N8613, ООО "Арго-2", ООО "Водоснабжение", ООО "Инженерный центр", ООО "ОЦНТУ "Стройиндустрия", ООО "СтройЛидер", ООО "Теплотех", ООО "Управляющая компания "Водоканал", ООО "Юридическая компания "Тура Юст", Тимофеев Владимир Григорьевич, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии, Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Чувашский республиканский комитет общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения