г. Томск |
|
28 мая 2012 г. |
Дело N А03-732/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2012.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего С. Н. Хайкиной
Судей В.А. Журавлевой, С.В. Кривошеиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М., с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Слатина Л.Ю. - доверенность от 28.09.11г.
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гезова Владимира Федоровича на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.03.2012 по делу N А03-732/2012 (судья А. Ю. Сбитнев)
по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (656043, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Большая Олонская, 42) о привлечении индивидуального предпринимателя Гезова Владимира Федоровича (658829, Алтайский край, г. Славгород, ул. Коммунистическая, 185, кв. 1, ОГРН 304221022200063) к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гезова Владимира Федоровича (далее - заинтересованное лицо, Предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 20.03.2012 Предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Предприниматель указывает, что им не допущено нарушений лицензионных требований; судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства дела.
Апеллянт о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя апеллянта.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании лицензии N 22-АСС-4003879 сроком действия с 14.06.2004 по 13.06.2014 Предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Лицензионная карточка оформлена, в том числе на автобус "Скания", государственный регистрационный номер Н606КА22.
Предпринимателем открыт регулярный автобусный маршрут N 930 "Яровое - Новосибирск". Маршрут и его расписание согласованы с Управлением пассажирских перевозок Новосибирской области, утверждены Комитетом администрации Алтайского края по транспорту и дорожному хозяйству, а также внесены в реестр Минтранса России.
Расписанием движения автобусов по маршруту N 930 предусмотрено, что отправление из г. Яровое осуществляется в 18 час. 30 мин., прибытие на автовокзал г. Новосибирска на следующий день в 03 час. 45 мин.; отправление из г. Новосибирска осуществляется в 11 час. 30 мин., прибытие в г. Яровое в 19 час. 30 мин.
27.12.2011 в 04 час. 00 мин. главным государственным инспектором Сибирского управления государственного автодорожного надзора Новиковым О. П. в г. Новосибирске по адресу Гусинобродское шоссе, 70 были проведены мероприятия по контролю в отношении автобуса "Скания", государственный регистрационный знак Н606КА22, принадлежащего Предпринимателю.
В результате проверки были выявлены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица, или индивидуального предпринимателя).
Об обнаружении признаков административного правонарушения главным государственным инспектором Новиковым О. П. 27.12.2011 составлен рапорт N 187/3л, который с приложенными к нему материалами направлен в Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для составления протокола об административном правонарушении.
Выявленные нарушения явились основанием для составления протокола по признакам правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения и об отсутствии со стороны Управления нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования определяется действовавшим в спорный период Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
Подпунктом "б" пункта 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
К таким нормативным правовым актам относятся Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ); Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности); Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа); Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона N 259-ФЗ перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
В силу пунктов 5.1, 5.8 Положение об обеспечении безопасности водитель автобуса обязан на конечных и промежуточных контрольных пунктах внегородских маршрутов (автовокзалах, автостанциях, автокассах) в соответствии с графиком движения делать диспетчерские отметки в путевом листе, обеспечить посадку пассажиров, имеющих проездные билеты, осуществить необходимый технический осмотр автобуса, пройти предусмотренный медицинский осмотр.
Запрещается отклонение от заранее согласованных (утвержденных) маршрутов движения автобусов, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов движения.
Пунктом 11 Правилами перевозок пассажиров и багажа закреплено, что остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
В ходе проведенной проверки установлено, что водителем автобуса "Скания", г/н Н606КА22, принадлежащего Предпринимателю, осуществлена высадка пассажиров в количестве 12 человек и осуществлена посадка пассажиров в количестве 19 человек в неустановленном графиком и схемой движения остановочном пункте.
Данное обстоятельство подтверждается рапортом N 187/3Л об обнаружении признаков административного правонарушения от 27.12.2011, объяснениями пассажиров автобуса Драгункина К. С., Кузнецовой Ю. И., Овчинниковой Е. А., Кацман О. С., Ловаковой М. В., протоколом об административном правонарушении N 1840 от 12.01.2012.
Ссылка Предпринимателя на часть 3 статьи 19 Закона N 259-ФЗ, согласно которой регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, судом апелляционной инстанцией не принимается.
Пунктом 1.2.3.1 Положение об обеспечении безопасности установлено, что регулярные перевозки - перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках.
Расписанием движения автобусов по регулярному маршруту между субъектами Российской Федерации "Яровое - Новосибирск" N 930 и Схемой маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений определены места остановок автобуса по пути следования.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что по маршруту N 930 "Яровое - Новосибирск" регулярные перевозки осуществляются с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок
Предпринимателем не представлено доказательств того, что регулярные перевозки по маршруту N 930 "Яровое - Новосибирск" осуществляются с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
В качестве остановочного пункта в г. Новосибирске предусмотрен автовокзал. Иные остановочные пункты в г. Новосибирске не установлены.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела факт высадки и посадки пассажиров в г. Новосибирске в неустановленном графиком и схемой движения остановочном пункте - вещевой рынок на Гусинобродском шоссе, 70.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в г. Новосибирске предусмотрены остановки для высадки пассажиров маршрута N 930 "Яровое - Новосибирск" в незапрещенных правилами дорожного движения местах, подлежат отклонению, поскольку Расписанием движения автобусов по регулярному маршруту между субъектами Российской Федерации "Яровое - Новосибирск" N 930 и Схемой маршрута в г. Новосибирске предусмотрен только один остановочный пункт - автовокзал.
Представленные Предпринимателем тарифы стоимости билетов до населенных пунктов по маршруту N 930 не подтверждают наличие иных остановочных пунктов в г. Новосибирске для маршрута N 930.
Установленные факты посадки и высадки пассажиров маршрута N 930 "Яровое - Новосибирск" в неустановленном графиком и схемой движения остановочном пункте свидетельствует об изменении схемы движения маршрута.
Так посадка пассажиров в автобус "Скания", г/н Н606КА22 по пути следования Новосибирск - Яровое осуществляется частично по адресу г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, 70, после чего автобус следует на автовокзал г. Новосибирска для посадки остальных пассажиров.
Высадка пассажиров из автобуса "Скания", г/н Н606КА22 по пути следования Яровое - Новосибирск осуществляется частично на автовокзале г. Новосибирска, остальные пассажиры высаживаются по адресу г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, 70.
Таким образом, начальным и конечным остановочным пунктом в г. Новосибирске является Гусинобродское шоссе, 70, а не автовокзал, как установлено Расписанием движения автобусов по регулярному маршруту между субъектами Российской Федерации "Яровое - Новосибирск" N 930 и Схемой маршрута.
Нахождение по адресу г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, 70 места отстоя автобусов, на что указывает Предприниматель в апелляционной жалобе, не дает права на осуществление посадки и высадки пассажиров маршрута N 930 "Яровое - Новосибирск" в таком месте, поскольку местом посадки и высадки пассажиров является автовокзал.
Подпунктом 4 пункта 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, установлено, что путевой лист должен содержать сведения о транспортном средстве.
В силу подпункта 3 пункта 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов сведения о транспортном средстве включают показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).
В нарушение указанных требований путевой лист N 3503 от 26.12.2011 не содержит показаний одометра (полных км. пробега) при выезде автобуса "Скания", г/н Н606КА22 из гаража.
Указанное обстоятельство фактически Предпринимателем не оспаривается.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что Предпринимателем допущено нарушение подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании, что свидетельствует о наличии в действиях Предпринимателя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
С субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Вина Предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Предприниматель в силу специфики своей профессиональной деятельности должен знать требования нормативных актов, регулирующих деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, и обязан предпринять все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено.
Протокол об административном правонарушении N 1840 от 12.01.2012 составлен уполномоченным лицом в отсутствие надлежащим образом извещенного Предпринимателя о времени и месте его составления.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5. КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения не истек.
Наказание Предпринимателю назначено с учетом характера допущенного правонарушения, степени его общественной опасности в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции о привлечении Предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Ссылка Предпринимателя на судебные акты по делу N А03-16098/2011 судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку такие судебные акты вынесены по конкретным обстоятельствам и на основании определенных доказательств, не имеющим отношения к настоящему судебному разбирательству.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.03.2012 по делу N А03-732/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-732/2012
Истец: Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: Гезов Владимир Федорович