г. Томск |
|
21 декабря 2010 г. |
Дело N А27-20746/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной,
судей: Т.В. Павлюк, М.Х. Музыкантовой
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: Павлов В.Ф. - доверенность от 07.07.09г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Киселевская топливная компания" на решение арбитражного суда Кемеровской области от 30.09.2010 года по делу N А27-20746/2009 (судья Т. А. Мраморная)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Киселевская топливная компания" к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области о признании недействительным решения от 20.08.2009 г. N 827,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Киселевская тепловая компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) от 20.08.2009 г. N 827.
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2010 г., оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 г., заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 г. судебные акты отменены, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд Кемеровской области.
В результате нового рассмотрения решением арбитражного суда Кемеровской области от 30.09.2010 г. решение Инспекции N 827 от 20.08.2009 г. признано недействительным в части привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 777 488 рублей за неуплату налога на добавленную стоимость, а также в части начисления сумм пени в размере 737 221,17 рубля по данному налогу; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части отказа в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на неправильное применение судом первой инстанции положений пункта 5 статьи 173 НК РФ.
ООО "Киселевская тепловая компания" о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя апеллянта.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Кроме того, представитель налогового органа в соответствии с ч.5 ст. 268 АПК РФ заявил возражения и заявил, что инспекция не согласна с применением судом первой инстанции к рассматриваемым отношениям п.2 ст. 154 НК РФ, п.5 ст. 173 НК РФ и неприменении п.п.2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Инспекция считает необоснованным вывод суда первой инстанции о фактическом предоставлении ООО "КТК" именно субсидий, что ООО "КТК" является субъектом бюджетных отношений, а не о получении им оплаты за выполненные работы (оказанные услуги).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Обществу с 01.01.2008 г. Региональной энергетической комиссией Кемеровской области утвержден тариф на тепловую энергию, реализуемую Обществом на потребительском уровне в размере 1209,83 рублей (без НДС).
Общество на основании договоров реализует получателям энергоресурсов (абонентам) тепловую энергию по тарифу, установленному на коммунальные услуги Решением городского Совета народных депутатов г. Киселевска для населения в целом по льготным ценам в размере 537,84 рублей. Абоненты в свою очередь обеспечивают население теплоснабжением и горячим водоснабжением.
При этом согласно условиям контрактов и договоров, заключенных в 2008 году, ОСЗН и УЖКХ возмещают Обществу понесенные им расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг гражданам (обеспечение теплоснабжением и горячим водоснабжением граждан), и компенсируют выпадающие доходы по теплу и воде при обеспечении теплоснабжением и горячим водоснабжением населения, имеющего право на меры социальной поддержки, в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг" от 17.01.2005 г. N 2-ОЗ и законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области" от 14.11.2005 г. N 123-ОЗ путем предоставления Обществу субсидий из бюджета города Киселевска.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года, согласно которой Общество уменьшило из бюджета сумму НДС в размере 3 887 443 рублей, Инспекцией составлен акт от 16.07.2009 г. N 760 и принято решение от 20.08.2009 г. N 827.
Решением Инспекции от 20.08.2009 г. N 827 Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 777 488,60 рублей. Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по НДС в размере 3 887 443 рублей и пеню в размере 737 221,17 рубля.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 07.10.2009 г. N 698 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение налогового органа от 20.08.2009 г. N 827 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, указал, что Обществу был перечислен НДС в составе денежных средств, полученных от ОСЗН и УЖКХ; основания для начисления пени отсутствовали; Общество не является субъектом налоговой ответственности по статье 122 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе, реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, предусмотрен пунктом 2 статьи 154 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Как следует из материалов дела, фактически спорные счета-фактуры выставлялись Обществом с целью компенсации убытка, возникшего у него в связи с реализацией населению услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению по государственной регулируемой цене. Указанные операции не являются объектом налогообложения по НДС.
Факт перечисления заявителю средств бюджетного финансирования на покрытие расходов в связи с применением государственных регулируемых цен при реализации населению услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению подтверждается материалами дела.
Так ОСЗН и УЖКХ по платежным поручениям произвели перечисление денежных средств в размере 21 596 903 рублей на расчетный счет Общества, в том числе налог на добавленную стоимость в размере 3 887 443 рублей, выделенный отдельной строкой в платежных поручениях.
В связи с этим судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об оплате выставленных в адрес ОСЗН и УЖКХ счетов-фактур и о получении Обществом налога на добавленную стоимость в составе денежных средств, перечисленных ОСЗН и УЖКХ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Таким образом, Общество, получая от ОСЗН и УЖКХ субсидии с включенной в них суммой НДС, компенсирующие расходы, связанные с применением государственных регулируемых цен, в силу положений пункта 2 статьи 154, подпункта 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ должно уплатить в бюджет сумму НДС, выставленную Обществом в счетах-фактурах ОСЗН и УЖКХ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что полученная Обществом от ОСЗН и УЖКХ в составе субсидий сумма НДС в бюджет не уплачена.
Указанное обстоятельство не оспаривается Обществом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал законным и обоснованным решение Инспекции в части предложения Обществу уплатить в бюджет НДС в размере 3 887 443 рублей.
Ссылка Общества на то, что ни ОСЗН и УЖКХ не являются покупателями тепловой энергии, реализуемой Обществом, не принимаются во внимание, поскольку в данном случае ОСЗН и УЖКХ, компенсируя Обществу расходы в связи с применением государственных регулируемых цен при реализации населению услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, фактически осуществляло оплату за население, имеющие льготы по оплате оказываемых Обществом услуг.
В связи с этим подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции положений пункта 5 статьи 173 НК РФ.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Доводы налогового органа, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу относительно не согласия с выводами суда первой инстанции о том, что полученные ООО "КТК" денежные суммы являются субсидиями, предоставляемыми Обществу из бюджета г. Киселевска на покрытие разницы в ценах (компенсацию выпадающих доходов), поскольку полученные денежные средства являются одной из форм оплаты за оказываемые услуги, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с решением Городского совета народных депутатов N 195-н от 26.03.2008 г. установлены размеры платы за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги, п.11 которого установлен перечень услуг, принимаемых в расчет для назначения жилищных субсидий, среди которых предусмотрены такие услуги как центральное отопление, холодное-горячее водоснабжение, водоотведение.
Постановлением Администрации города Киселевска от 28.12.2007 г. N 93 утверждено Положение о порядке предоставления бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, согласно п.3.1. которого субсидии предоставляются юридическим лицам, в том числе на компенсацию выпадающих доходов организаций, предоставляющих населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Согласно п.4.2 Положения основанием для предоставления субсидии является договор, заключаемый главным распорядителем субсидий с получателями субсидии.
В соответствии с пунктами 21-25 Порядка предоставления мер социальной поддержки и возмещения расходов, связанных с реализацией Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг", утвержденного Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области N 384 от 08.09.2005 года (в редакции действовавшей в рассматриваемый период) финансовые органы муниципальных образований после получения из федерального казначейства информации о поступлении субвенции представляют в федеральное казначейство реестры на финансирование уполномоченных органов на лицевые счета, открытые в отделениях федерального казначейства.
Уполномоченные органы возмещают организациям расходы, понесенные ими в связи с предоставлением мер социальной поддержки, путем перечисления средств на их счета или счета уполномоченных ими организаций, открытых в кредитных учреждениях.
Бюджетополучатели (уполномоченные органы) строят свои отношения с организациями, предоставляющими меры социальной поддержки, на договорной основе.
Возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки осуществляется на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих понесенные расходы.
Аналогичный порядок предусмотрен Положением "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с реализацией Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг" (в редакции действовавшем в рассматриваемый период), согласно которого органы, уполномоченные органами местного самоуправления на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и (или) коммунальных услуг осуществляют возмещение расходов организациям ЖКХ, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и (или) коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что ООО "КТК" в 2008 году заключены контракты N 7-Л/2008 от 01.01.2008 на возмещение расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных Законами Кемеровской области от 17.01.2005 г. N 2-О3 и от 14.11.2005 г. N 123-03, контракт N 19-Л/08 от 01.01.2008 на возмещение расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки, договор N 3/08 на предоставление субсидий из бюджета города Киселевска от 01.01.2008, договор N 24/08 на предоставление субсидий из бюджета города Киселевска от 01.02.2008, договор N 54/08 на предоставление субсидий из бюджета города Киселевска от 01.04.2008, договор N 116/08 на предоставление субсидий из бюджета города Киселевска от 01.10.2008.
В соответствии с заключенными в 2008 году контрактам, отдел социальной защиты населения Администрации г. Киселевска производит возмещение расходов ООО "Киселевская тепловая компания" в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водо- и теплоснабжение) гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Законами Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг" от 17.01.2005 N 2-ОЗ, "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области" от 14.11.2005 N 123-ОЗ, в соответствии с Федеральными Законами "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 г., "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.1995 г, "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Киселевска предоставляло ООО "Киселевская тепловая компания" субсидии из бюджета города Киселевска для компенсации выпадающих доходов по теплу и воде при обеспечении теплоснабжением, горячим водоснабжением жилого фонда.
Из ответа (исхN 841 от 18.12.2009, (т.5 л.д.19-20)) УЖКХ Администрации города Киселевска следует, что ООО "Киселевская тепловая компания" являлась получателем субсидий из бюджета города Киселевска для компенсации выпадающих доходов по теплу и воде в 2008 году на основании договоров, заключенных между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Киселевска и ООО "Киселевская тепловая компания".
Таким образом, исходя из изложенных норм законодательства и установленных по делу фактических обстоятельств, принимая во внимание, что в проверяемом периоде Общество оказывало населению коммунальные услуги по регулируемым государственным ценам и предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате за оказанные коммунальные услуги. Обществом получены субсидии из бюджета в связи с применением им государственных регулируемых цен на коммунальные услуги населению, и с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям коммунальных услуг в соответствии с законодательством, указанные средства не связаны с оплатой реализованных услуг, платежные поручения, по которым производилось выделение бюджетных средств и их получение ООО "Киселевская тепловая компания", предусматривают цели, предусмотренные ст.ст. 28, 38, 78 Бюджетного кодекса, заключенные договоры на возмещение расходов соответствуют требованиям установленного порядка предоставления мер социальной поддержки и возмещения расходов, связанных с реализацией Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг", тогда как факт реализации Обществом услуг по льготным ценам налоговым органом не оспорен, а доказательств того, что спорная сумма поступила Обществу не в качестве компенсации расходов или покрытие убытков, Инспекцией не представлено, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о правомерности не включения спорной суммы денежной компенсации в силу пункта 2 статьи 154 НК РФ Обществом в налоговую базу по НДС.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 30.09.2010 года по делу N А27-20746/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Киселевская топливная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20746/2009
Истец: ООО "Киселевская тепловая компания"
Ответчик: ИФНС России по г. Киселевску