г. Пермь |
|
04 марта 2014 г. |
Дело N А60-41571/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Никольской Е.О.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Администрации городского округа Первоуральск
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 декабря 2013 года
по делу N А60-41571/2013,
вынесенное судьей Подгорновой Г.Н.,
по иску индивидуального предпринимателя Иванова Михаила Алексеевича (ОГРНИП 304662525300056, ИНН 662500481244)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области,
третье лицо Администрация городского округа Первоуральск,
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
индивидуальный предприниматель Иванов Михаил Алексеевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - ответчик, Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:0112001:600 общей площадью 2268 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Динасовское шоссе, 3 км, 25, по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 936 684 руб.
Определением суда от 05.11.2013 согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Первоуральск.
Решением суда от 23.12.2013 исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0112001:600, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Динасовское шоссе, 3 км, 25, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно 936 684 руб.
Администрация с решением суда не согласна, в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки земель спорный земельный участок не существовал, был поставлен на кадастровый учет 03.12.2012, по состоянию на указанную дату и должна быть определена его кадастровая стоимость. Отчет ООО "Апрайз" от 15.06.2013 N 098-06.2013, является недостоверным, отчет оценщика и экспертное заключение являются недопустимыми доказательствами по делу (ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Указал на возможность оспаривания кадастровой стоимости земельного участка до заключения договора аренды.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, поскольку кадастровая стоимость арендуемого земельного участка определена при поставке на кадастровый учет 03.12.2012, по состоянию на 01.01.2010.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок общей площадью 2268 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Динасовское шоссе, 3 км, 25, что подтверждается договором аренды от 28.03.2013 N 4037-К.
Согласно кадастровому паспорту от 03.12.2012 земельный участок поставлен кадастровый учет 03.12.2012.
На основании Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП кадастровая стоимость этого земельного участка определена в размере 19 726 020 руб. 72 коп.
По мнению истца, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 19 726 020 руб. 72 коп. превышает рыночную стоимость земельного участка. В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости истец представил отчет ООО "Апрайз" от 15.06.2013 N 098-06.2013, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 936 684 руб. (л.д. 26-78).
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленный истцом отчет ООО "Апрайз" от 15.06.2013 N 098-06.2013 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0112001:600 существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно заключению Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.07.2013 N 361/63-13 отчет ООО "Апрайз" от 15.06.2013 N 098-06.2013, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 79-128).
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции обоснованно признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0112001:600 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, в размере 936 684 руб. (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы отклонены судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В настоящее время определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
В соответствии п. 2.1.3 указанных Методических указаний в случаях образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0112001:600, в размере 19 726 020 руб. 72 коп. установлена с применением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, который был утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 66:58:0112001:600 был образован после проведения кадастровой оценки, не может являться основанием для определения его рыночной стоимости на иную дату, поскольку при определении кадастровой стоимости этого земельного участка были применены удельные показатели, рассчитанные при проведении кадастровой оценки земель на 01.01.2010.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010.
Довод апелляционной жалобы о том, что отчет ООО "Апрайз" от 15.06.2013 N 098-06.2013 является недостоверным, отчет оценщика и экспертное заключение не соответствуют требованиям о допустимости доказательств, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Доказательств недостоверности отчета ООО "Апрайз" от 15.06.2013 N 098-06.2013 Администрацией не представлено. Достоверность и правильность данного отчета подтверждены положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.07.2013 N 361/63-13.
Само по себе несогласие третьего лица с отчетом не влечет вывод о его недостоверности.
Ссылки Администрации о необходимости оспаривания стоимости земельного участка до заключения договора аренды, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация городского округа Первоуральск освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 декабря 2013 года по делу N А60-41571/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41571/2013
Истец: Иванов Михаил Алексеевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
Третье лицо: Администрация городского округа Первоуральск