город Омск |
|
04 марта 2014 г. |
Дело N А75-6346/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12508/2013) общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление-881" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.11.2013 по делу N А75-6346/2013 (судья Стоякин Г.Н.), принятое по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к обществу с ограниченной ответственностью "Строительное управление-881" (ОГРН 1048600305071) о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений о страховых взносах и трудовом стаже в Пенсионный фонд России в размере 5 029 руб. 20 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительное управление-881" (далее - ответчик, страхователь, Общество, ООО "СУ-881") о взыскании финансовой санкции в размере 5 029 рублей 20 копеек за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 3 квартал 2012 года в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Требование мотивировано нарушением ответчиком статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.11.2013 по делу N А75-6346/2013заявленные требования удовлетворены частично: с ООО "СУ-881" в пользу Управления взыскана финансовая санкция в сумме 2 514 (две тысячи пятьсот четырнадцать) рублей 60 копеек; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "СУ-881" в апелляционной жалобе просит его отменить принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы, ссылаясь на судебную практику, Общество указывает, что представленные им сведения за 3 квартал 2012 года не являются недостоверными, а относятся к сведениям персонифицированного учета, содержащим недочеты и ошибки. В связи с чем Управление могло принять решение о корректировке таких сведений. В свою очередь за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, не влекущие за собой занижение суммы платежей, или за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, в статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ ответственности не установлено.
От Управления поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "СУ-881" в территориальный орган Пенсионного фонда индивидуальные сведения на застрахованных лиц за 3 квартал 2012 года предоставлены недостоверные сведения 15.11.2012, что подтверждается записью в журнале регистрации. Исправленные и достоверные сведения предоставлены страхователем 07.12.2012, что подтверждается в журнале регистрации Управления.
Согласно представленному в материалы дела протоколу проверки файлов от 15.11.2012 Управлением обнаружены ошибки (л.д. 34-43). Исправленная отчетность была предоставлена страхователем 29.11.2012 что подтверждается записью в журнале регистрации. Однако исправленная отчетность также содержала ошибки, что подтверждается протоколом проверки файлов от 29.11.2012.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкции N987н), в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Как следует из материалов дела, ответчиком в территориальный орган Пенсионного фонда были представлены достоверные сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на застрахованных лиц за 3 квартал 2012 года 07.12.2012.
18.01.2013 специалистом Управления был составлен акт N 1 об обнаружении факта, свидетельствующего о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Данный акт с указанием времени, места и даты рассмотрения материалов проверки был направлен почтовой связью, что подтверждается материалами дела.
Согласно акту, рассмотрение материалов проверки назначено на 27.02.2013 в 10-00 часов.
Рассмотрение акта состоялось в назначенное время в отсутствии представителя ответчика, что следует из решения Управления от 27.02.2013 N 12 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно решению ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, на него наложена финансовая санкция в размере 10 процентов суммы платежей, причитающейся за отчётный период, что составило 5 029 рублей 20 копеек. Решение отправлено обществу почтовой связью, что подтверждается материалами дела.
29.03.2013 на основании указанного решения в адрес ответчика выставлено требование N 22 об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд Российской Федерации в добровольном порядке в срок до 25.04.2013. Направление ответчику требования почтовой связью подтверждается материалами дела.
Неисполнение Обществом требования в установленный срок явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании штрафной санкции.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, учитывая наличие обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика, фактическое представление сведений с незначительным нарушением срока предоставления сведений (1 неделя), а также то обстоятельство, что ответчик от своих обязательств фактически не уклонялся, размер штрафа, подлежащего взысканию за предоставление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует уменьшить в два раза.
21.11.2013 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Общество в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) названный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В преамбуле Федерального закона N 27-ФЗ определено, что данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах. Этим же правовым актом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Согласно частям 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 3-ый квартал 2012 года, должны быть представлены обществом в срок не позднее 15.11.2012.
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, процитированная выше норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество представило недостоверные сведения 15.11.2012, исправленная отчетность была предоставлена страхователем 29.11.2012, однако исправленная отчетность также содержала ошибки, впоследствии исправленные и достоверные сведения предоставлены страхователем 07.12.2012.
Первоначально представленные страхователем индивидуальные сведения за отчетный период 3 квартал 2012 года содержали следующие ошибки:
расхождения в суммах начисленных и уплаченных страховых взносов в индивидуальных сведениях (далее - АДВ 6-2) и в суммах уплаченных страховых взносов в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее - РСВ-1);
начислено на страховую часть нарастающим итогом с 01.01.20 Юг по 3 квартал 2012 г по данным АДВ 6-2: 370736,00 руб., по данным РСВ-1: 407725,00 руб., уплачено на страховую часть по данным АДВ 6-2: 276762,00 руб., уплата по данным РСВ-1: 377204,23 руб.;
начислено на накопительную часть нарастающим итогом с 01.01.20 Юг по 3 квартал 2012 года по данным АДВ 6-2: 39936,00 руб., по данным РСВ-1: 4094,00 руб., Уплачено на накопительную часть по данным АДВ 6-2: 31116,00 руб., уплата по данным РСВ-1: 41631,89 руб.
В отчете РСВ-1 от 15.11.2012 на странице 03 обозначен код тарифа 07, данный код тарифа является несоответствующим коду категории застрахованных лиц в индивидуальных сведениях. Для кода тарифа 07 код категории застрахованного лица должен быть ПНЭД, ВЖЭД или ВПЭД. Страхователь же указал код категории застрахованного лица HP.
Согласно протокола проверки РСВ-1 с датой предоставления 15.11.2012, также выявлены ошибки при заполнении РСВ-1:
в разделе 1.1 выявлены ошибки вычисления по строкам 110, 130, по строке 140 выявлены ошибки сверки с платежами.
в разделе 2 РСВ-1 - неверно рассчитаны взносы на обязательное пенсионное страхование для тарифа 07. Также в Разделе 2.1 неверно рассчитаны суммы по строкам 201, 202, 240, 241, 250, 251, 271, 276.
Согласно пункта 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Исправленная отчетность, представленная ООО "СУ-881" 29.11.2012, была также недостоверной и содержала следующие ошибки:
согласно протоколу проверки РСВ-1 предоставленного 29.11.2012 (прилагается) в РСВ-1 в Разделе 1.1 по строке 140 ошибки сверки с платежами, так в РСВ-1 указано, что уплачено на страховую часть 164720,23 руб., в базе данных Пенсионного фонда (фактически поступивших платежей за 3 квартал 2012 год) - 158251 руб., на накопительную часть: 14673,89 руб. и 12978 руб. соответственно;
согласно протоколу проверки РСВ-1 предоставленного 29.11.2012 года (прилагается) в разделе 2.1 РСВ-1 обнаружена ошибка вычисления нарастающего итога по строке 271;
согласно протоколу проверки файлов от 29.11.2012 при проверке данных по застрахованным лицам была выявлена ошибка по Кальченко Александру Николаевичу, а именно: уплата страховой части указана больше (144557,77 руб.), чем начислена (133947,00 руб.), поскольку оплаченные страховые взносы должны быть распределены страхователем пропорционально между всеми застрахованными лицами в соответствии с начисленными суммами, а не выборочно, как это сделано в предоставленном отчете.
Таким образом, достоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, были представлены ООО "СУ-881" 07.12.2012, то есть с нарушением установленного законом срока.
На основании изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, Общество правомерно привлечено к ответственности.
Суд первой инстанции принял во внимание такие обстоятельства, как незначительное нарушение срока предоставления сведений, а также то обстоятельство, что ответчик от своих обязательств фактически не уклонялся.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П и от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость соблюдения при привлечении лица к ответственности установленных статьей 19 (часть 1) и статьей 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности ответственности конституционно значимым целям. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Вместе с тем из решения N 12 от 27.02.2013 не усматривается, что при его вынесении должностное лицо Управления устанавливало обстоятельства, смягчающие ответственность Общества за совершение правонарушения.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.
Суд первой инстанции, оценив материалы дела, объяснения представителей сторон, данные в судебном заседании, обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, период просрочки, признает завышенной, несоразмерной совершенному страхователем правонарушению сумму штрафа, начисленную Управлением и предъявленную к взысканию в судебном порядке.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, а также принцип соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П от 15.07.1999), суд уменьшил назначенный штраф в два раза, определив размер финансовых санкций (штрафа) в размере 2 514 руб. 60 коп.
Суд апелляционной инстанции считает правильным выводы суда первой инстанции о достаточности уменьшения штрафа в 2 раза.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку орган Пенсионного фонда при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.11.2013 по делу N А75-6346/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6346/2013
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе ХМАО - Югры
Ответчик: ООО "Строительное управление -881"