г. Томск |
|
5 октября 2011 г. |
Дело N А45-6188/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Т.А. Кулеш, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкляр Т.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Мелехов А.Н. - доверенность от 21.03.11г.
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сибтранснефтепродукт" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06.06.2011 по делу N А45-6188/2011 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению открытого акционерного общества "Сибтранснефтепродукт" (644050, г. Омск, ул. Поселковая 4-я, 44, ИНН 5501021184, ОГРН 1025500508725)
к Западно-Сибирскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (630008, г. Новосибирск, ул. Толстого, 5)
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сибтранснефтепродукт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Западно-Сибирскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 29.03.2011 г. N 06-013/юл.
Решением суда от 06.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, разрешить вопрос по существу.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- общество выполняет все необходимые меры по соблюдению промышленной безопасности и осуществлению постоянного контроля за производственным объектом;
- сроки безопасной эксплуатации, установленные экспертизой промышленной безопасности на резервуарах, распространяются и на оборудование резервуаров;
- на момент подачи заявления в суд обществом были предприняты все необходимые меры по соблюдению требований промышленной безопасности.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы настаивал на ее удовлетворении.
Административный орган о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя административного органа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Сибтранснефтепродукт" имеет 42 опасных производственных объекта, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается Свидетельством о регистрации А61-00147.
В период с 02.02.2011 по 01.03.2011 на основании Распоряжения Западно-Сибирского управления Ростехнадзора N 343-р от 27.01.2011 в отношении Открытого акционерного общества "Сибтранснефтепродукт" была проведена плановая проверка по соблюдению требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
В результате проверки соблюдения требований промышленной безопасности ОАО "Сибтранснефтепродукт", установлен факт нарушения ч. 1 ст. 9, ст. 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ от 30.07.1997, п. 4 Порядка проведения срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утв. Приказом МПР России от 30.06.2009 N 195, п. 4.2 Положения о порядке проведения технического освидетельствования и продления срока службы трубопроводной арматуры нефтепроводов (РД-08.00-29.13.00-КТН-012-1-05), п.п. 1.2, 4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N263, что выразилось в следующем:
- не осуществляется производственный контроль на ЛДПС "Сокур" в части контроля своевременного проведения экспертиз промышленной безопасности на технические устройства, оборудование и сооружения, своевременного проведения технического освидетельствования технических устройств;
- не установлен срок безопасной эксплуатации на технические устройства- хлопушки Х350, управление хлопушками Х350, установленные на резервуарах: РВС-5000 м.3 тех. N N 101, 102, 2104-108, 110-113, 202, 205-211, 213-215, 217- 220; РВПС -5000 м. 3 тех NN 401-410, 412-420;
- не установлен срок безопасной эксплуатации на технические устройства краны шаровые Ду50, Ду80 (сифонные краны) установленные на резервуарах: РВС-5000 м.3 тех. N N 102, 104, 105, 107-113, 204, 209-216, 219, 220; РВПС -5000 м. 3 тех NN 401, 402-410, 412-420;
- допущена эксплуатация технического устройства с истекшим сроком безопасной эксплуатации - клапан ДК-250, установленного на резервуаре РВС-5000-м.3 тех. N 104;
- допущена эксплуатация технических устройств с истекшим сроком безопасной эксплуатации - клапанов КПГ-250, НДКМ-250, установленных на резервуарах РВС-5000 м.3, тех N N 102, 105-108, 110-113, 202, 2050211, 213-220;
- не установлен срок безопасной эксплуатации генераторов пены средней кратности стационарного типа ГПСС-2000, ГПССК-2000, ГВПССК-2000, установленных на резервуарах РВС-5000 м.3, тех. N N 101,102,104-113, 202-220, РВСП-5000 м.3 тех. NN 401-410, 412-420;
- на опасном производственном объекте ЛПДС "Сокур" допущена эксплуатация задвижек чугунных параллельных с выдвижным шпинделем тех. N N 458, 460 (1962г.в.0 с иссекшим сроком безопасности.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки N 03-11-МТ от 01.03.2011.
22.03.2011 в отношении Общества составлен протокол N 06-013/юл об административном правонарушении, 29.03.2011 г. вынесено постановление N 06-013/юл о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб., на основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением ОАО "Сибтранснефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что факт наличия в действиях состава административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
В соответствии со статьей 9 указанного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116 -ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением таких требований.
В соответствии с данной нормой разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте".
В соответствии с пунктом 4 данных Правил производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
В соответствии с пунктом 2 Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ОАО "Сибтранснефтепродукт" (рег. N 60-ПК-0709-2010) задачами производственного контроля в том числе являются анализ состояния промышленной безопасности, в том числе путем организации проведения экспертизы промышленной безопасности; контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технического освидетельствования технических устройств, сооружений, применяемых на опасных производственных объектах.
Согласно пункту 4 Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2009 N 195 "... по достижении срока эксплуатации, установленного в технических регламентах, нормативной, проектной и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технического устройства, оборудования и сооружения без продления срока безопасной эксплуатации не допускается.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Технические устройства, указанные в п.п. 2-6 постановления от 29.03.2011 N 06-013/Юл эксплуатируются на опасных производственных объектах без установленного срока безопасной эксплуатации, либо уже с истекшим сроком безопасной эксплуатации.
Не оспаривая данный факт, общество в апелляционной жалобе указывает, что сроки безопасной эксплуатации, установленные экспертизой промышленной безопасности на резервуарах, распространяются и на оборудование резервуаров.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным утверждением по следующим основаниям.
Согласно пункта 13 Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (утв. приказом МПР России от 30.06.2009 N 195 работы по продлению срока безопасной эксплуатации при необходимости проводятся поэтапно на составных частях технических устройств, оборудования и сооружений, которые по технической документации можно оценить как индивидуальные единицы, имеющие назначенные сроки эксплуатации.
Учитывая, что установленные на резервуарах технические устройства имеют индивидуальный срок безопасной эксплуатации, работы по продлению срока безопасной эксплуатации проводятся поэтапно на составные части технических устройств, оборудование и сооружения в зависимости от срока безопасной эксплуатации.
Учитывая изложенное, необоснованно является ссылка на ГОСТ 31385-2008 "Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов". Кроме того, данный ГОСТ устанавливает требования к проектированию, изготовлению, монтажу и испытанию вертикальных цилиндрических стальных резервуаров (п. 1.1), следовательно, данный документ не применим к эксплуатирующимся объектам (резервуары находятся в эксплуатации).
Ссылка в апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Омской области от 05.05.2011 по делу N А46-2660/2011, как на акт, имеющий преюдициальное значения для настоящего дела, не принимается судом апелляционной инстанции, так как не соблюдены условия части 2 статьи 69 АПК РФ (обстоятельства дел связаны с разными оборудованием и сооружениями).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в нарушении статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116 -ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, пункта 2 Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ОАО "Сибтранснефтепродукт", обществом не осуществляется производственный контроль в части контроля своевременного проведения экспертиз промышленной безопасности для продления сроков безопасной эксплуатации на технические устройства, оборудование и сооружения; контроля за своевременным проведением технического освидетельствования технических устройств.
Следовательно, необоснованным является довод о том, что общество выполняет все необходимые меры по соблюдению промышленной безопасности и осуществлению постоянного контроля за производственным объектом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ от 21.07.1997 экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте.
Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке, п. 3 с т. 13 Закона. На момент проверки заключение экспертизы промышленной безопасности на вышеуказанные технические устройства не утверждены.
В апелляционной жалобе ОАО "Сибтранснефтепродукт" указывает, что обществом были предприняты все необходимые меры по соблюдению требований промышленной безопасности, в частности проведены экспертизы промышленной безопасности и переданы в орган Ростехнадзора для утверждения.
Однако, учитывая, что событие вменяемого административного правонарушения состоит из нескольких нарушений, относительно которых доказательств принятия всех зависящих от общества мер не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Сибтранснефтепродукт" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и правомерном привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06.06.2011 по делу N А45-6188/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сибтранснефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Т.А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6188/2011
Истец: ОАО "Сибтранснефтепродукт"
Ответчик: Западно-Сибирское управление Ростехнадзора